Подводная лодка проект 667АМ
Хотя все отечественные ПЛАРБ
первого поколения оснащались
исключительно жидкостными ракетами (что
соответствовало реальному уровню
советского ракетостроения), флот и
специалисты промышленности прекрасно
осознавали все эксплуатационные
недостатки таких ракет. БР с ЖРД обладали
высокой токсичностью и пожаро-,
взрывоопасностью. Специфика их применения
требовала при осуществлении подводного
старта предварительного заполнения
забортной водой кольцевого зазора шахт, для
чего создавалась сложная система
трубопроводов и насосов. В результате
перекачивания больших объемов воды в
период предстартовой подготовки повышался
уровень шумов, демаскирующих подводную
лодку. Все эти недостатки отсутствовали у
ракетных комплексов с твердотопливными
ракетами. Поэтому параллельно с созданием
жидкостных морских БР в нашей стране в
конце 50-х годов начались работы и над
первыми твердотопливными ракетами для
оснащения подводных лодок.
В соответствии с
правительственным постановлением от 9
сентября 1958 г. ленинградское КБ “Арсенал”
приступило к разработке ракетного
комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой,
предназначенного для оснащения
перспективных ракетоносцев. Работы велись
по двум параллельным направлениям -
созданию БР с двигателем на баллистных
порохах, а также на более перспективном
смесевом топливе. Недостатком первого
варианта являлась необходимость
использования громоздкой связки из четырех
двигателей, что приводило к чрезмерному
росту габаритов ракеты, а создание
двигателя на смесевом топливе требовало
решения ряда сложных научных, технических и
технологических задач, которые на рубеже
50-60-х годов оказались еще “не по плечу”
отечественному ракетостроению. Возник и
ряд чисто организационных трудностей. В
результате в соответствии с постановлением
от 4 апреля 1961 г. работы по программе Д-6 были
прекращены.
Тем же правительственным
постановлением ОКБ В.П. Макеева поручалось
приступить к работам по новому
твердотопливному “лодочному” комплексу Д-7
с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на
новую подводную лодку 667-го проекта. При
этом вся техническая документация,
разработанная “арсенальцами” по
программе Д-6, была передана в СКБ-385.
Ракета РТ-15М должна была иметь
стартовую массу порядка 50 т (более чем в три
раза превышающую массу американской БР “Поларис”А-1)
и дальность пуска 2400 км. Работы по комплексу
Д-7 были доведены до стадии бросковых
испытаний, однако в 1962 г., когда заказчик
выдвинул требование резкого увеличения
боекомплекта ракетоносцев(и, следовательно,
уменьшения габаритов ракет), интерес к
программе стал постепенно угасать, а в 1964
году она была вовсе прекращена из-за
невозможности разработчиков уложиться в
рамки новых требовании.
В то же время в КБ “Арсенал”
продолжались работы над стратегическими
ракетами наземного базирования,
завершившиеся принятием на вооружение в 1972
г. БР средней дальности 8К98П. Накопленный
опыт по созданию двигателей на смесевом
топливе позволил “Арсеналу” выйти с
предложением о разработке для
модернизированный ПЛАРБ пр.677
твердотопливной ракеты, которую можно было
бы разместить в шахтах, созданных для БР Р-27.
При этом дальность пуска новой ракеты
должна была в 1,5 раза превосходить
дальность своей предшественницы,
приближаясь к возможностям новейшей
американской ракеты “Посейдон” С-3.
Предложение ленинградцев
получило поддержку, и в начале 70-х годов,
параллельно с работами КБМ над
модернизированной жидкостной ракетой Р-27У,
“Арсенал” получил задание на разработку
комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31
(РСМ-45, западное обозначение SS-N-17). Новая
БР со стартовой массой 26.840 кг имела
дальность 4200 км. Первоначально ее
предполагалось оснастить как моноблочной,
так и разделяющейся ГЧ, однако в дальнейшем
от последнего варианта отказались,
ограничившись моноблочной БЧ мощностью 500
Кт.
Проекту подводной лодки под
комплекс Д-11 был присвоен индекс “667АМ” (шифр
“Навага”). Он разрабатывался в ЛПМБ “Рубин”
под руководством главного конструктора О.Я.Марголина
(заместитель Е.А.Горигледжан). Из-за
возросшей массы ракеты на подводных лодках
667-го проекта оказалось возможным
разместить только 12 БР нового типа.
Внешне модернизированный
корабль отличался от ПЛАРБ пр.667А кормовой
надстройкой, имеющей несколько меньшую
длину и большую высоту. Немного возросло и
полное водоизмещение подводной лодки.
Старт ракеты производился
посредством порохового аккумулятора с
глубины до 50 м, без предварительного
заполнения шахты водой (что повышало
скрытность боевого применения, так как
поступление воды в кольцевой зазор
демаскировало корабль во время
предстартовой подготовки). Пуск был
возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь
боекомплект выстреливался в течении одной
минуту единым залпом. Время предстартовой
подготовки составляло 3,5 мин.
Для переоборудования по проекту
667АМ была выделена подводная лодка К-140 -
второй корабль пр.667А. Работы по
модернизации атомохода начались на
судоремонтном заводе “Звездочка” в
Северодвинске в 1973 году
Первый пуск Р-31 с борта К-140
состоялся 26 декабря 1976 г. из акватории
Белого моря. Во время испытаний лодки были
проведены две стрельбы на максимальную
дальность (более 4000 км). Для этого лодке
пришлось идти к северной оконечности Новой
Земли и оттуда с параллели 77° северный
широты стрелять по боевому полю “Кура” на
Камчатке.
В заключении Командующего СФ,
датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11
давалась следующая характеристика: “Испытания
в целом показали хорошие эксплуатационные
качества, высокую скорострельность при
малом времени подготовки, безопасность
использования и простоту обслуживания,
принятие комплекса... позволит расширить
боевые возможности ракетных подводных
крейсеров стратегического назначения пр.667А,
продолжить ознакомление опыта
эксплуатации твердотопливных
баллистических ракет с целью его
использования при дальнейшем
проектировании перспективных ракетных
комплексов”. Собственно, “накоплением
опыта” все и ограничилось:
модернизированная лодка К-140 осталось
единственной в своем роде, так и не став
прототипом для переоборудования других
кораблей 667-го проекта. Комплекс Д-11 в 1979 г.
был принят в опытную эксплуатацию,
продолжавшуюся в течении 10 лет. На Западе
лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee
II.
Промышленность выпустила, в
общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из
которых были израсходованы в процессе
испытаний и практических стрельб. В
середине 1990 года вышел приказ МО об
утилизации всех ракет этого типа (как
находящихся на борту лодки, так и на складах)
методом отстрела. Пуски продолжались с 17
сентября по 1 декабря 1990 г., все они прошли
успешно, лишний раз продемонстрировав
высокую надежность отечественного оружия.
А 17 декабря 1990 г. К-140 отправилась в
Северодвинск для разделки на металл...
В 1969-1971 гг. в ЦКБ “Волна” под
руководством С.М. Бавилина велись работы по
созданию новой атомной подводной лодки с 16
ракетами Р-31, однако дальнейшего развития
это направление не получило: в начале 70-х
годов ВМФ, несмотря на очевидные
эксплуатационные преимущества
твердотопливных ракет, отдали предпочтение
ПЛАРБ с более мощными и дальнобойными
жидкостными межконтинентальными ракетами.
|