Подводная лодка проект 667БД
Длина наибольшая - 155 м |
Ширина наибольшая - 11,7 м |
Осадка средняя - 8,6 м |
Водоизмещение - нормальное - 10 500 м3,
- полное - 15750 м3 |
Глубина погружения - рабочая - 390 метров,
предельная - 450 метров |
Скорость - наибольшая надводная - 15 узлов,
подводная - 24 узла |
Автономность - 70 суток |
Вооружение - 16 ПУ МБР
РСМ-40 ; 4 533мм ТА (12 533мм торпед) ; 2
400мм ТА (4 400мм
торпеды). |
Экипаж - 135 человек |
Возможности Северного
машиностроительного предприятия позволяли
несколько увеличить длину корпусов
строящихся подводных лодок семейства “667”.
В результате возникла идея, при сохранении
сложившейся технологии, несколько удлинить
корпус строящихся лодок и увеличить их
ракетный боекомплект, улучшив тем самым
показатели системы оружия по критерию “эффективность
- стоимость”. В июне 1972 г. ЦКБ МТ “Рубин”
было выдано тактико-техническое задание на
разработку усовершенствованного варианта
лодки проекта 667Б, способного нести не 12, а 16
ракет типа Р-29. Новый атомоход получил
проектный номер “667БД” и шифр “Мурена-М”.
Для размещения дополнительного
числа ракет в корпус лодки в районе 4-5
шпангоутов было решено “врезать”
дополнительную секцию длиной 16 м, сохранив
остальные элементы конструкции корабля
прежними. В результате число
водонепроницаемых отсеков прочного
корпуса увеличилось с 10 до 11 (добавился
дополнительный ракетный отсек 5-бис).
Водоизмещение корабля возросло на 1500 т, а
скорость снизилась на 1 узел.
Был реализован комплекс мер по
дополнительному снижению шумности
подводной лодки, а также уменьшению помех
работе собственных гидроакустических
средств. В частности, механизмы
паротурбинной установки смонтировали на
специальных вибропоглощающих фундаментах,
оборудованных двухкаскадной системой
амортизации. Были применены новые
звукопоглощающие и вибродемпфирующие
покрытия. Трубопроводы и гидравлические
устройства отделили от корпуса корабля
виброизоляцией.
Увеличение дальности пуска ракет
привело к смещению районов боевого
патрулирования новых РПКСН в арктические
районы. В результате потребовалось
принятие дополнительных мер по улучшению
условий плавания подводной лодки во льдах.
В частности, носовые горизонтальные рули,
установленные на ограждении рубки,
выполнили поворотными: для облегчения
всплытия в ледяных полыньях они
разворачивались на 90°, устанавливаясь
вертикально.
Подводная лодка получила
автоматизированный общекорабельный
телевизионный комплекс, обеспечивающий
подледное и внутриотсечное наблюдение,
визуализацию пространственного положения
корабля и вывод на экраны, установленные в
главном командном пункте картины ближней
надводной и воздушной обстановки по данным
перископа.
Вместо боевой информационно-управляющей
системы “Туча” на корабле была
установлена несколько более совершенная
БИУС “Алмаз”.
На лодке проекта 667БД была
впервые применена система
электрохимической регенерации воздуха (ЭРВ-М)
путем электролиза воды (для получения
кислорода) и поглощения углекислого газа
твердым регенерируемым поглотителем. Были
внедрены более совершенные технические
средства поддержания заданных норм
обитаемости на борту корабля.
Мощность главной энергетической
установки подводной лодки была увеличена с
52.000 до 55.000 л.с.
На подводных крейсерах проекта 667БД
ракетный комплекс Д-9 был заменен на
усовершенствованный Д-9Д с ракетами Р-29Д (принят
на вооружение в 1978 г., западное обозначение SS-N-8
Mod 2 Sawfly), обладающими повышенной
дальностью (9100 км) и точностью (КВО - 900 м).
Так как система управления
стрельбой осталась фактически без
изменений, РПКСН проекта 667БД мог выпустить
свой ракетный боекомплект в течение двух
залпов - основного (12 ракет) и
дополнительного (четыре ракеты), что
увеличивало уязвимость лодки, раскрывающей
перед противником свое местоположение
после первого залпа.
Постройку серии из четырех
кораблей было решено вести в Северодвинске
(следует заметить, что после проекта 667БД
все отечественные РПКСН закладывались
только на Северном машиностроительном
предприятии). В ходе строительства серии на
СМП начал широко внедряться модульно-агрегатный
метод проектирования и монтажа корабельных
конструкций, механизмов и оборудования,
получивший дальнейшее развитие при
строительстве атомоходов 3-го поколения. В
разработку новых технологий подводного
кораблестроения большой вклад внесли ЛПМБ
“Рубин”, возглавляемое И.Д. Спасским,
Калужский турбинный завод, а также другие
предприятия и научные центры страны.
Первый корабль - К-187 - был заложен
в апреле 1973 г. В том же году заложили и
вторую лодку в серии - К-92. В 1974 году были
заложены два других крейсера - К-193 и К-421.
Вступление подводных лодок в строй
состоялось, соответственно, 30 сентября, 17
декабря и 30 декабря (два РПКСН одновременно)
1975 г. Все они вошли в состав 3-й флотилии
подводных лодок, базирующейся в бухте
Ягельная. По НАТОвской классификации лодки
проекта 667БД получили обозначение Delta-2.
Появление РПКСН с комплексом Д-9Д
позволило еще больше “подтянуть” к
берегам страны районы их патрулирования,
повысив тем самым боевую устойчивость
морской составляющей стратегических
ядерных сил.
В 1980 году лодка К-193 выполнила
специальный поход, целью которого была
проверка возможностей американской
стационарной системы гидроакустического
наблюдения “Сосус” (SOSUS).
В 1982 году РПКСН К-92 (командир
капитан 2 ранга В.В. Патрушев) успешно
выполнил специальное задание: применив
боевые торпеды для проделывания полыньи в
паковых арктических льдах, всплыл и
произвел пуск ракет.
В соответствии с российско-американскими
договоренностями о сокращении
стратегических вооружений первый РПКСН
проекта 667БД был выведен из состава флота в
1996 году. К 1999 году все корабли этого проекта
покинули строй.
|