Подводная лодка проект 671РТ
Длина наибольшая -
101,8 м |
Ширина наибольшая -
10,8 м |
Осадка средняя -
7,3 м |
Водоизмещение -
нормальное - 4673 м3, - полное - 7190м3 |
Запас плавучести -
29,0% |
Глубина погружения - рабочая - 320 метров, предельная - 400 метров |
Скорость - наибольшая надводная - 11,7 узлов, подводная -
31,7 узлов. |
Автономность -
60 суток |
Экипаж -
88 человек |
Несмотря на определенную “противолодочную” специализацию, большие (до 1977 г. АПЛ относились к крейсерским, после 1977 г.
- к большим АПЛ) АПЛ 671-го проекта являлись все же многоцелевыми кораблями, призванными бороться и с надводными кораблями противника. При этом наиболее важными и сложными целями являлись ударные авианосцы США. В 1955 г. в состав американских ВМС вошел авианосец нового поколения “Форрестол” водоизмещением
78000 т. В дальнейшем ВМС США быстро пополнились кораблями, имевшими близкие характеристики, а в 1961
г. в строй вступил первый в мире атомный авианосец “Энтерпрайз” (89600
т). Одной из важных особенностей американских авианосцев послевоенного поколения являлась усовершенствованная система противоторпедной защиты, при создании которой был реализован богатый опыт ВМС США, накопленный в годы Второй мировой войны. А совершенствование противолодочных средств авианосного соединения, в частности
- широкое использование вертолетов ПЛО, внедрение новых корабельных гидроакустических комплексов большой мощности, буксируемых ГАС переменной глубины и противолодочных управляемых ракет (типа
ASROC, “Икара”, “Марафон”), потребовало увеличения дальности применения противокорабельного торпедного оружия.
С целью расширения боевых возможностей лодок 671-го проекта в борьбе с надводными кораблями (в первую очередь - ударными авианосцами противника) в ноябре 1961 г. было принято совместное решение ВМФ и Министерства судостроительной промышленности об усилении торпедного вооружения за счет оснащения АПЛ новыми сверхмощными дальноходными торпедами 65-76 калибра 650 мм. Одна-две такие торпеды могли полностью вывести из строя крупный боевой корабль. Использование мощной ядерной боевой части еще больше увеличивало потенциал этого оружия. Другой важнейшей особенностью крупнокалиберных торпед была их способность преодолеть 50-киллометровое расстояние со средней скоростью 50 узлов (до настоящего времени ни одна зарубежная торпеда не обладает подобными возможностями).
Для размещения нового крупногабаритного оружия на борту лодки 671-го проекта потребовалось внесение ряда изменений в конструкцию корабля, в частности, увеличение длины торпедного отсека.
Модернизированный корабль оснащался противолодочным ракетным комплексом “Вьюга”, разработка которого велась с 1960 г. на свердловском ОКБ-9 Уралмашзавода под руководством главных конструкторов Ф.Ф. Петрова и Н.Г. Кострулина. Ракета, входящая в комплекс, должна была выстреливаться из ТА подводных лодок на глубине 50-60 м, выходить из воды и, летя по баллистической траектории, доставлять в район цели ядерный боеприпас. Предусматривалось создание ракет калибром 533 и
650 мм (“Вьюга-53” и “Вьюга-65”).
4 августа 1969 г. правительственным постановлением № 617-209 комплекс “Вьюга” с ракетой 81 Р (533 мм) был принят на вооружение ВМФ. Он мог поражать подводные цели на дальностях 10-40 км. Следует заметить, что американский аналог “Вьюги”, ПЛРК Гудьир Эрспейс Корпорейшнл UUM-44A
SUBROC, начал разрабатываться в 1958 году и был принят на вооружение ВМС США в
1965 году. По сравнению с советским комплексом он имел несколько больную максимальную дальность стрельбы (порядка 50 км), что было обусловлено большей дальностью действия американского гидроакустического комплекса Рейтеон
AN/BQQ-2 по сравнению с отечественным ГАК “Рубин”.
В ходе модернизации проекта были изменены и некоторые технические элементы силовой установки АПЛ. В связи с необходимостью дальнейшего снижения акустического поля турбозубчатый агрегат и автономные турбогенераторы с обслуживающими механизмами были установлены на общей раме в едином агрегате с двухкаскадным амортизирующим креплением.
Вместо дизель-генератора постоянного тока мощностью 200 кВт лодка получила более мощный дизель-генератор на 460 кВт. При вынужденном расхолаживании в море паропроизводящей установки обоих бортов это обеспечивало в подводном перископном положении ход под гребными электродвигателями или подзарядку аккумуляторных батарей.
Усиление торпедного и ракето-торпедного вооружения, а также изменения в составе энергетической установки, применение более совершенных средств управления торпедной стрельбой потребовали увеличения длины прочного корпуса на 8,8 м и увеличения его диаметра на 0,1-0,5
м. Это обусловило рост водоизмещения лодки и незначительное снижение ее скоростных характеристик.
В 1963 году началось проектирование модернизированной АПЛ (проект 671 РТ). 15 июля 1967 г. была утверждена техническая документация на корабль.
По сравнению с АПЛ пр.671 у лодок пр.671РТ несколько изменилось и расположение отсеков прочного корпуса:
1-й - торпедные аппараты и боезапас, жилые помещения и провизионные;
2-й - каюты, кают-компания и столовая мичманского и личного составов, камбуз и ДУК (специальная система, обеспечивающая выброс за борт лодки мусора);
3-й - центральный пост, провизионные камеры и вспомогательные механизмы;
4-й - реакторы;
5-й - блок ГТЗА-АТГ, опреснительная установка и пост энергоустановки;
6-й - компрессоры, пароэжекторные холодильные установки, преобразователи ПР-501-2;
7-й - жилые помещения, дизель-генератор;
8-й - гребные электродвигатели, приводы рулей, камбуз, химический пост.
Корабль получил усовершенствованный ГАК МГК-ЗООТ “Рубин”. Боевые возможности лодки значительно возросли за счет оснащения ее боевой информационно-управляющей системой (БИУС) “Ладога”. В отсеке легкого корпуса за рубкой размещалась
протяженная буксируемая связная антенна системы “Параван”, обеспечивающая прием сверхдлинных волн на глубине до 160 м. Вооружение состояло из четырех 533-мм и двух 650-мм ТА. Боезапас определялся в зависимости от решаемых задач. Было решено строить лодки проекта 671 РТ в Горьком, на заводе “Красное Сормово”, где после сдачи флоту серии ПЛАРК проекта 670 образовалась “пауза”. На одной из лодок горьковской постройки
- К-387 - были впервые применены малошумные гребные винты, размещенные по схеме “тандем”.
В 1971 году строительство АПЛ проекта 671 РТ началось и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (что
объяснялось недостаточно высоким темпом работ в Нижнем). Ленинградцы внесли ряд усовершенствований в технологию постройки кораблей: вместо блочного метода был применен
более передовой агрегатно-блочный. Посредством специального устройства рамы с уже смонтированными агрегатами массой до 350 т вдвигались внутрь секции через ее торец.
На “Красном Сормове” было построено четыре лодки проекта 671 РТ. Первая из них, К-387, была заложена
2 апреля 1971 г., за ней последовала закладка К-371 (12 мая 1973 г.), К-467
(6 сентября 1975 г.) и К-488 (15 декабря 1976 г.). Корабли были спущены на воду, соответственно, 2 сентября 1972
г., 30 июля 1974 г., 12 августа 1976 г. и 8 октября 1977 г. и были приняты ВМФ
30 декабря 1972 г., 29 декабря 1974 г., 29 декабря 1976 г. и 29 октября 1978 г.
Ленинградские лодки - К-495, К-513 и К-517 - были заложены 28 сентября 1974 г., 22 июля 1975 г. и 23 марта 1977 г., спущены на воду 26 августа
1975 г., 21 августа 1976 г. и 24 августа 1978 г. Они были приняты ВМФ 30 декабря 1975 г., 27 декабря 1976 г. и 31
декабря 1978 г.
Все корабли вошли в состав 33-й дивизии подводных лодок СФ и базировались в губе Западная Лица. В 1982
г. К-371, К-387, К-467 и К-А95 были переданы в состав 6-й дивизии подводных лодок. В 1985 г. подводные лодки перебазировались в губу Ягельная и попали в состав 24-й дивизии подводных лодок. В период 1989
- 1993 гг. АПЛ были зачислены в 17-ю дивизию подводных лодок и передислоцировались на Иокангский рейд г. Гремиха.
В 1993-1995 гг. все лодки проекта 671 РТ были выведены из состава флота и переданы для утилизации.
|