Подводная лодка проект 748
Длина наибольшая - 160 м |
Ширина наибольшая - 21 м |
Водоизмещение - нормальное - 11 000 м3 |
Запас плавучести - 50 % |
Глубина погружения - предельная - 300 метров |
Скорость - наибольшая подводная - 17 узлов |
Автономность - 80 суток |
Хотя в 1965 году было принято
решение отказаться от реализации проекта
664, флот по-прежнему нуждался в десантно-транспортной
подводной лодке, способной скрытно
доставлять десантные группы в удаленные
районы мирового океана. При формировании
программы военного кораблестроения на
период 1965-1970 гг. в нее было включено
создание подобного корабля.
В августе 1965 г. ЦКБ-16 получило
задание на разработку транспортно-десантной
подводной лодки проекта 748, предназначенной
для “скрытной перевозки и высадки морского
десанта на необорудованное побережье,
снятия десанта и раненых, эвакуации их на
наше побережье или переброски в другие
пункты побережья вероятного противника”.
Кроме того, лодка должна была решать задачи
снабжения боеприпасами, продовольствием и
другими видами материально-технического
обеспечения войск, действующих “на
удаленных от своих берегов направлениях”.
Заданием предусматривалась возможность
приема на борт до 1200 человек десанта или до
20 единиц колесной или гусеничной
бронетехники. Вариант загрузки - усиленный
батальон морской пехоты (470 человек) со
штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76,
два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных
минометов.
Эскизное проектирование
началось в августе 1965 г., главным
конструктором проекта 748 был назначен Н.А.
Киселев. Однако вскоре Главное управление
кораблестроения предложило дополнительно
проработать два варианта корабля с атомной
энергетической установкой, а также
рассмотреть возможность использования
подводной лодки в качестве минного
заградителя.
В общей сложности в ЦКБ-16 было
проработано шесть вариантов эскизного
проекта лодки. К окончательному
рассмотрению был предложен четвертый
вариант (с АЭУ).
Корабль должен был иметь
оригинальную трехкорпусную архитектуру.
Три цилиндра (прочные корпуса)
располагались горизонтально, что
обеспечивало наиболее рациональное
размещение перевозимых людей и
десантируемой техники. В носовой части
сплющенного “камбалаобраз-ного” легкого
корпуса имелось две аппарели, позволяющие
высаживать десант на необорудованное
побережье. Значительный запас плавучести (более
50%) обеспечивал кораблю минимальную осадку
при подходе к берегу.
В центральном прочном корпусе
находилась ГЭУ и основные общекорабельные
системы, посты и жилые помещения. В двух
боковых корпусах размещалась техника
десанта и другие грузы, а также
аккумуляторные батареи.
ГЭУ включала два атомных
реактора водоводяного типа, главные
турбозубчатые агрегаты, гребные
электродвигатели экономного хода,
автономные турбогенераторы и
вспомогательные дизель-генераторы. Гребные
винты были расположены в кольцевых
насадках.
Корабль предполагалось
оснастить ГАК “Рубикон” и ГАЛ “Мечта”.
Вооружение должно было включать четыре
торпедных аппарата калибром 533 мм (боекомплект
14 торпед, вместо которых на борт могли
приниматься мины). Для противовоздушной
обороны в надводном положении, в процессе
высадки десанта, были предусмотрены две
автоматические артиллерийские установки
СМ-243 ЗИФ калибром 57 мм, а также ПЗРК.
Представленный заказчику
эскизный проект АПЛ не был утвержден,
однако работы по созданию транспортно-десантных
подводных лодок, способных также решать
задачи минного заградителя, в СССР были
продолжены.
|