Подводная лодка проект 877
В 70-е гг. было решено пополнить флоты дизель-электрическими
субмаринами следующего поколения, которым предстояло действовать против
надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Они должны быть
сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, обладать совершенным радио,
электронным, гидролокационным оборудованием. Поскольку такие корабли собирались
поставлять нашим союзникам по Варшавскому договору, им, помимо обычного номера
проекта 877, присвоили и имя собственное - "Варшавянка".
Их разработкой занимались конструкторы ЦКБ "Рубин" во главе с Ю.Н.Кормилицыным.
Если лодки 641-го проекта традиционно были длинными и узкими, то наружный,
легкий корпус "Варшавянки" выполнили веретенообразным, с отношением длины к
ширине 7,3, с круглой, как у подводных атомоходов, конфигурацией носовой части.
Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы
минимальным, несколько его моделей испытали и довели до совершенства на стендах
и в опытовом бассейне.
Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков.
В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м - аккумуляторные батареи и
главный командный пост. 3-й - жилой, двухпалубный, на верхнем "этаже" размещены
камбуз и каюты, а на нижнем - опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят
дизель-генераторы, в 5-м - гребные электродвигатели, а в 6-м - электромоторы
экономического хода и резервная силовая установка.
Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов
калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В
боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число
варьирует. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта, -
готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела
перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того,
получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс "Стрела-3", для использования
в надводном положении.
В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на
поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта
и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько –
главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (130 л.с.) и пара 102-сильных
резервных. Все они работают на один гребной винт, а он - 6-лопастной, со
сниженными до 250 в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и,
следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов
обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за
воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция,
помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров.
Гидроакустическая аппаратура - двух видов. Активная посылает импульсы и по
эхо-сигналам определят, где находятся цели и каковы их характеристики. Однако
при этом лодка в определенной степени демаскирует себя. Поэтому применяют и
пассивный гидролокатор, который только вслушивается и фиксирует посылки чужих
сонаров, ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения
поступают в многоцелевую боевую информационно-управляющую систему,
перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный
командный пост, изолированный от других отсеков.
Большинство механизмов снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на
амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе
с малошумным винтом, оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее
заметной, нежели субмарины других типов.
Оценивая новую советскую лодку, британские специалисты отмечали, что многие ее
особенности «свидетельствуют об обычном пристрастии к двухкорпусным
конструкциям. Другим же ее характерным признаком являются длинная рубка с
ограждением выдвижных устройств и расположение убираемых горизонтальных рулей
перед ограждением рубки. Эти лодки стали первыми русскими одновальными, тогда
как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру,
класса «Танго» - даже три».
В 1979 г. на верфи в Комсомольске-на-Амуре начали строить головной корабль
проекта, в сентябре 1982 г. он вступил в строй. Позже корабли этого проекта
выпускали в Ленинграде, и на заводе "Красное Сормово". После того, как их в 1981
г. засекли иностранные наблюдатели, в НАТО им присвоили условное обозначение
"Кило".
Строительство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе
строительства серии проект постоянно совершенствовался. Последние 8 кораблей
увеличены на 2 шпации, за счет чего получили новую энергоустановку. Ресурс
оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность кораблей. Б-871
построена по проекту 877В и имеет опытный водометный движитель (вместо винта).
Для союзников по Варшавскому договору (Польши и Румынии) построено по одной
лодке по немного измененному проекту - 877Э. На его базе разработан специальный
экспортный вариант с обеспечением возможности эксплуатации в тропических
условиях - 877ЭКМ. Одна ДПЛ по этому проекту построена для ВМФ СССР в 1986 году
и использовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Ригу, была приписана к
центру подготовки подводников.
"Варшавянка" оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота
(за что за рубежом ей дали прозвище "черная дыра").
На смену этому проекту пришли подводные лодки проекта 636, а сейчас в постройке
находится ПЛ последнего поколения проекта 677.
Наименование корабля
Заводской номер
Заложен
Спущен
Вступил
Примечания
Лодки, построенные
до 1992 года
|
ГОРЬКИЙ: Красное Сормово (№ 112) |
Б-401 |
601 |
? |
? |
10.84 |
|
Б-402 |
602 |
? |
? |
12.84 |
|
Б-806 |
403 |
? |
? |
1986 |
Пр. 877ЭКМ |
Б-808
|
605 |
? |
? |
1988 |
|
Б-800 |
606 |
? |
? |
1989 |
|
Б-871 |
607 |
? |
? |
1990 |
Пр. 877В |
Б-459
|
608 |
? |
? |
1990 |
|
Б-471 |
609 |
? |
? |
1990 |
|
Б-177 |
610 |
? |
? |
1991 |
|
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (№199) |
Б-248
|
451 |
1979 |
12.09.80 |
09.82(?) |
|
Б-260 |
452 |
1980 |
1980 |
12.81 |
|
Б-227 |
453 |
? |
? |
12.82 |
|
Б-229 |
464 |
? |
? |
1983 |
|
Б-404 |
465 |
1982 |
1982 |
12.83 |
|
Б-405 |
466 |
1983 |
1984 |
12.84 |
|
Б-470 |
467 |
1984 |
1985 |
12.85 |
|
Б-439 |
468 |
1985 |
1986 |
12.86 |
|
Б-445 |
469 |
1986 |
1987 |
12.87 |
|
Б-394 |
470 |
? |
? |
12.88 |
|
Б-464 |
471 |
1988 |
1988 |
1989 |
|
Б-494 |
472 |
1989 |
1990 |
1990 |
|
Б-187 |
473 |
1990 |
1990 |
1991 |
|
Лодки, построенные на экспорт |
«Orzel»(291) |
? |
? |
? |
1985 |
Пр. 877Э для Польши |
«Delfinul» (581) |
? |
? |
? |
1986 |
Пр. 877Э для Румынии |
Rajs Hadi
Mubarek (012) |
? |
? |
? |
10.1987 |
Пр. 877ЭКМ для Алжира |
El Hadi
Slimane (013) |
? |
? |
? |
01.1988 |
Пр. 877ЭКМ для Алжира |
Sindhugosh
S55 |
? |
? |
? |
30.04.86 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Sindhuvaj S56 |
? |
? |
? |
12.06.87 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Sindhuraj S57 |
? |
? |
? |
20.10.87 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Sindhuvir S58 |
? |
? |
? |
26.08.88 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Sindhuratna S59 |
? |
? |
? |
22.12.88 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Sindhukesari S60 |
? |
? |
? |
16.02.89 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Sindhukirti
S61 |
? |
? |
? |
04.01.90 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Sindhuvijay
S62 |
? |
? |
? |
08.03.91 |
Пр. 877ЭКМ для
Индии |
Лодки, построенные после 1992 года
|
Б-190 |
474 |
08.05.92 |
1993 |
1993 |
Завод № 199 |
Б-345 |
475 |
22.04.93 |
1993 |
22.04.1993 |
Завод № 199 |
Б-224(?) |
? |
? |
? |
? |
|
Б-354(?) |
? |
? |
? |
? |
|
Б-425(?) |
? |
? |
? |
? |
|
Б-437(?) |
? |
? |
? |
? |
|
Б-468(?) |
? |
? |
? |
? |
|
Б-880(?) «Дельфин» |
? |
? |
? |
? |
|
Б-300(?) |
? |
? |
? |
? |
|
Б-409(?) |
? |
? |
? |
? |
|
Лодки, построенные на экспорт |
«Tareg» (901) |
? |
? |
? |
1992 |
Пр. 877ЭКМ для Ирана |
«Noor» (902) |
? |
? |
? |
1992 |
Пр. 877ЭКМ для Ирана |
364 |
? |
? |
? |
1995 |
Пр. 877ЭКМ для Китая |
365 |
? |
? |
? |
1995 |
Пр. 877ЭКМ для Китая |
«Yunes» (903) |
? |
? |
? |
1996 |
Пр. 877ЭКМ для Ирана |
S-63 «Sindhurakshak» |
? |
? |
? |
24.12.97 |
Пр. 877ЭКМ для Индии |
S-64 «Sindhushastra» |
? |
? |
? |
19.07.00 |
Пр. 877ЭКМ для Индии |
|