Подводная лодка проект 940 «Ленок»
Размерения - 106х9,7х10 м |
Водоизмещение - надводное - 3950 (с двумя СПС пр.1837) т ;
подводное - 4800 т |
Скорость - в надводном положении - 11,5 узлов ; в подводном
положении - 15 узлов |
Дальность плавания - в надводном положении - 5000 (13) миль ; в
подводном положении - 85 (4) миль |
Глубина погружения - 300 м. |
Автономность - 45 суток. |
Вооружение - отсутствует |
Экипаж - 94 человека |
1964 - 1968 гг., ЦКБ-112 выполнило проектные проработки для
определения тактико-технических элементов, принципиальных конструкторских
решений и рекомендаций по проектированию и строительству серии подводных
спасателей, включая и строительство спасательной подводной лодки. 20 сентября
1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее
строительство спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных
испытаний и опытной эксплуатации ПЛ пр. 666 позволил конструкторам создать
технический проект (1969 г.), минуя эскизную стадию. К 1972 г. ЦКБ "Лазурит"
разработало рабочие чертежи СПЛ пр. 940 (главный конструктор Б.А.Леонтьев,
главный наблюдающий от ВМФ В.Р.Мастушкин), а завод имени Ленинского комсомола
приступил к ее строительству (главный строитель Л.Д.Пиков).
Головная СПЛ пр. 940, заложенная 22 февраля 1974 г., 7 сентября 1975 г. была
спущена на воду. Решением от 9 февраля 1976 г. ее передали в опытную
эксплуатацию. В течение 1976-1978 гг. головная СПЛ проходила опытную
эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном
участии специалистов ВМФ и промышленности (Б.М.Голдобин, В.В.Смолин,
К.Л.Знаменский, В.Д.Доронин, Н.Ф.Дикарев, А.В.Терехин, Л.Д.Третьяков и др.),
была проведена работа по прямому назначению всего комплекса. В ходе испытаний
было проверено функционирование спасательных подводных снарядов и водолазного
оборудования, а также проведена отработка организации и методики взаимодействия
СПС и СПЛ, приема "спасенных" "сухим" и "мокрым" способами. Кроме того,
отрабатывались маневры СПЛ в районе "аварийной" ПЛ.
За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными
подводными снарядами и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть
акванавтов находились под давлением 19 сут. 11 ч 40 мин.
Государственная комиссия по опытной эксплуатации под председательством
контр-адмирала В.Г.Белашева отметила, что создание таких уникальных средств
спасения, как СПЛ, обеспечило качественный скачок в технике выполнения
спасательных и подводных работ, повысило их эффективность, исключая зависимость
выполнения работ от метеорологических условий и состояния моря.
Эффективность спасательных работ, выполняемых надводными спасателями с
увеличением глубин погружения современных ПЛ и расширением района их плавания,
заметно снизилась и была ограничена возможностью водолазов по глубине и времени
пребывания на ней, гидрометеорологическими условиями в районе спасательных
работ, а также сложностью постановки и удержания надводного спасательного судна
над аварийной ПЛ. С другой стороны, нахождение СПЛ в непосредственной близости
от аварийной ПЛ позволяло подводникам, спасенным "мокрым" способом, проходить
декомпрессию непосредственно на СПЛ в декомпрессионных камерах, что облегчало
сложную и длительную передачу подводника на поверхность к судовой
декомпрессионной камере; СПС (при спасении "сухим" способом) приходится
перекрывать значительно меньшие расстояния, чем при работе с надводным кораблем,
что намного сокращает сроки выполнения спасательных работ.
Специфические характеристики корабля: время непрерывного пребывания под водой
при проведении спасательных работ до 60 ч., величина ее нормального
водоизмещения с двумя СПС - 3950 м3 (при запасе плавучести 29%).
Лодка имела восемь отсеков: I и II отсеки - аккумуляторные; II отсек - ЦП; III -
комплекс водолазного оборудования; IV - жилое помещение; V - дизельный, VII -
электромоторный, VIII - вспомогательного оборудования.
Основной особенностью СПЛ являлось наличие специальных средств, предназначенных
для выполнения спасательных и водолазных работ. Это были СПС пр. 1837,
представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую
очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и
транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м на течении до 1,5-2 уз; водолазное
снаряжение для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом
длительного их пребывания на глубине; комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК)
и отсека длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и
последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам
декомпрессии, а также длительного (до 30 сут.) пребывания в ОДП 6 водолазов
(акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30
кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и
спасенных подводников; а кроме того, спасения "мокрым" способом с последующей
декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.
Комплекс ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на левом борту
ОДП, на правом - ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль кормовой переборки
отсека). Здесь же размещалось оборудование постов управления водолазной службы,
поста связи с водолазами, подачи смеси декомпрессии, газоанализа и очистки
газовых смесей, обслуживания систем санитарно-бытовых и физиологической
обработки.
Поточно-декомпрессионная камера состояла из выходного отсека для входа в лодку и
выхода из нее под водой и двух декомпрессионных отсеков для проведения
декомпрессии подвергшихся забортному давлению спасаемых подводников и
водолазов-спасателей. Отсек длительного пребывания (включая также жилой и
санитарно-бытовой), обеспечивал непрерывное, в течение 30 сут, пребывание в нем
6 акванавтов, периодически выходящих для выполнения водолазных работ.
Шлюзовая камера (ШК) состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и левого
борта) и шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для выхода и приема
водолазов, акванавтов и спасенных "мокрым" и "сухим" способом подводников при
нахождении СПЛ в надводном или подводном положении.
Следует добавить, что если шлюзовая камера позволяла выполнять проведение
декомпрессии водолазов и спасаемых подводников, то средний шлюзовой отсек мог
обеспечить проведение декомпрессии и лечебной рекомпрессии акванавтов, а
приемо-выходной отсек (левого борта) - выход и прием акванавтов.
ПДК, ОДП и ШК были соединены с IV отсеком входными шлюзами диаметром 300 мм,
которые при переходе из отсека допускали шлюзование одного человека в положении
сидя. Кроме того, предусматривался малый (диаметром 250 мм) шлюз для подачи
пищи, воды и для удаления отходов.
В трюме IV отсека размещался пост регенерации газовой смеси для ОДП. В этом же
отсеке находилось все необходимое оборудование для водолазных и декомпрессионных
работ.
Кроме обычных для подводных лодок систем и устройств СПЛ была оборудована
специальными системами и устройствами - например, системой воздухоснабжения,
газоснабжения и утилизации газовых смесей, устройствами для размыва илистого
грунта, подачи ВВД в СПС, для резки и сварки металла.
Может использоваться для операций по поиску и подъёму различных затонувших
предметов, в том числе и взрывоопасных. Транспортно-спасательные аппараты имеют
длину 11.3 м и могут погружаться на глубину до 500-1000м. Аппараты имеют люк в
нижней части корпуса, способны пристыковаться к спасательному люку подводной
лодки. Операции по высадке спасаемых людей на лодку-спасатель производятся как в
подводном, так и в надводном положении. При необходимости подводные лодки пр.
940 могут использоваться и в диверсионных операциях, в этом случае спасательные
аппараты заменяются на десантно-высадочные средства, применяемые при проведении
подобных операции.
Для лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались два
движительных комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и кормовой
оконечностях с электродвигателем ПГ-103К (50 л.с. при 165 - 420 об./мин).
Имелось также специальное якорное устройство, которое обеспечивало лодке ее
постановку, стоянку и снятие с якоря в подводном положении на глубинах места до
500 - 600 м на расстоянии 200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз.
Специальное буксирное устройство обеспечило возможность буксировки в надводном
положении аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т. со скоростью хода 6
уз при волнении моря до 4 баллов.
При проведении ряда спасательных операций эти корабли показали высокую
эффективность и подтвердили целесообразность их строительства в дальнейшем.
Однако крупным недостатком этой ПЛ была дизель-электрическая энергетическая
установка, которая резко ограничивала возможности проведения спасательных
операций в подводном положении.
СПЛ пр. 940, имея на вооружении по два спасательных подводных снаряда и комплекс
водолазного оборудования, являлись принципиально новым типом корабля в системе
поисково-аварийно-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота и открывали
новые возможности в проведении подводных работ в интересах обороны и экономики
страны. Однако БС-486 списана на слом, а БС-257 в конце 90-х стала в отстой в
Екатерининскую гавань.
Такова незавидная судьба двух единственных в мире отечественных спасательных
подводных лодок. Это особенно печально, если учесть, что мировая цивилизация
вплотную подходит к подводным технологиям освоения богатств мирового океана,
особенно на арктическом шельфе России.
"БС-486"
Заложена 22 февраля 1974 на заводе имени Ленинского комсомола
(№ 199), спущена 7 сентября 1979, вступила в строй 21 января 1976.
9 февраля 1976 г. передана в опытную эксплуатацию. В 1976 -
1978 гг. проходила опытная эксплуатация. За время опытной эксплуатации было
выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами и 942
человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть акванавтов находились под
давлением 19 сут. 11 ч. 40 мин. Передана в состав Тихоокеанского Флота.
21 октября 1981 г. лодка принимала участие в спасательной операции по выводу
подводников из аварийной ПЛ С-178. В сентябре 2000 г. разрезана на металл.
"БС-257"
Заложена на заводе имени Ленинского комсомола (№ 199), вступила
в строй 1979.
В 1980-1990 г. принимала участие в подъеме судна из
экспедиции Витуса Беринга, а также в ходе выполнения глубоководных исследований,
нашла на дне один из погибших транспортов конвоя PQ-17. |