Подводная лодка проект 941
Длина наибольшая - 172,8 м |
Ширина наибольшая - 23,3 м |
Осадка средняя - 11,5 м |
Водоизмещение - нормальное - 28 500 м3, - полное
- 49 800 м3 |
Глубина погружения - рабочая - 380 метров, предельная - 500
метров |
Скорость - наибольшая надводная - 13 узлов, подводная - 27
узлов |
Автономность - 120 суток |
Экипаж - 163 человек |
В начале 70-х годов в США (как
писали западные СМИ, “в ответ на создание в
СССР комплекса Delta) началась реализация
крупномасштабной программы “Трайдент”,
предусматривающей создание новой твердо-топливной
ракеты с межконтинентальной (более 7000 км)
дальностью, а также ПЛАРБ нового типа,
способной нести 24 таких ракеты и обладающей
повышенным уровнем скрытности. Корабль
водоизмещением 18.700 т обладал максимальной
скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные
пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой
эффективности новая американская система
оружия должна была значительно превзойти
отечественную систему 667БДР/Д-9Р,
находившуюся в то время в серийном
производстве. Политическое руководство
СССР потребовало от промышленности “адекватного
ответа” на очередной американский вызов.
Тактико-техническое задание на
тяжелый атомный подводный ракетный крейсер-проект
941 (шифр “Акула”) - было выдано в декабре 1972
г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло
постановление, предусматривающее начало
работ по проектированию и строительству
нового ракетоносца. Проект разрабатывался
ЦКБ “Рубин”, возглавляемым генеральным
конструктором И.Д. Спасским, под
непосредственным руководством главного
конструктора С.Н. Ковалева. Главным
наблюдающим от ВМФ был В.Н.Левашов.
Бесспорные эксплуатационные
преимущества, продемонстрированные первой
отечественной морской баллистической
ракетой на твердом топливе Р-31, а также
американский опыт (к которому в советских
высших военных и политических кругах
всегда относились с большим уважением)
обусловили категорическое требование
заказчика оснастить подводный ракетоносец
3-го поколения твердо-топливными ракетами.
Применение таких ракет позволяло
существенно сократить время предстартовой
подготовки, устранить шумность ее
проведения, упростить состав корабельного
оборудования, отказавшись от ряда систем -
газоанализа атмосферы, заполнения
кольцевого зазора водой, орошения, слива
окислителя и т.п.
Предварительная разработка
нового межконтинентального ракетного
комплекса для оснащения подводных лодок
началась в КБ Машиностроения под
руководством главного конструктора В.П.
Макеева в 1971 году Полномасштабные работы по
РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в
сентябре 1973 г., практически одновременно с
началом работ над новой ПЛАРБ. При создании
этого комплекса впервые была предпринята
попытка унификации ракет подводного и
наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23
(разрабатываемая в КБ “Южное”) получили
единый двигатель первой ступени.
Уровень отечественных
технологий 70-80-х годов не позволял создать
твердотопливную баллистическую
межконтинентальную ракету большой
мощности в габаритах, близких к габаритам
предшествующих жидкостных ракет. Рост
размеров и веса оружия, а также
массогабаритные характеристики нового
радиоэлектронного оборудования,
увеличившиеся по сравнению с РЭО
предшествующего поколения в 2,5-4 раза,
привели к необходимости принятия
нетрадиционных компоновочных решений. В
результате был спроектирован оригинальный,
не имеющий мировых аналогов тип подводной
лодки с двумя прочными корпусами,
расположенными параллельно (своеобразный
“подводный катамаран”). Кроме всего
прочего, подобная “сплющенная” в
вертикальной плоскости форма корабля
диктовалась ограничениями по осадке в
районе Северодвинского судостроительного
завода и ремонтных баз Северного флота, а
также технологическими соображениями (требовалось
обеспечить возможность одновременной
постройки двух кораблей на одной
стапельной “нитке”).
Следует признать, что выбранная
схема являлась в значительной мере
вынужденным, далеко не оптимальным
решением, приведшим к резкому увеличению
водоизмещения корабля (что дало повод к
возникновению иронического прозвища лодок
941-го проекта - “водовозы”). В то же время
она позволила повысить живучесть тяжелого
подводного крейсера за счет разнесения
энергетической установки по автономным
отсекам в двух раздельных прочных корпусах;
улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив
ракетные шахты из прочного корпуса), а также
размещение торпедного отсека и главного
командного поста в изолированных прочных
модулях. Несколько расширились и
возможности по проведению модернизации и
ремонта лодки.
При создании нового корабля была
поставлена задача расширения зоны его
боевого применения подольдами Арктики
вплоть до предельных широт за счет
совершенствования навигационного и
гидроакустического вооружения. Для пуска
ракет из-под арктического «ледового
панциря» лодка должна была всплывать в
полыньях, проламывая ограждением рубки лед
толщиной до 2-2,5 м.
Летные испытания ракеты Р-39 проводились
на опытовой дизель-электрической подводной
лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по
проекту 619 (она была снабжена одной шахтой).
В 1984 году, после серии интенсивных
испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39
был официально принят на вооружение ВМФ.
Строительство подводных лодок проекта 941
осуществлялось в Северодвинске. Для этого
на Северном машиностроительном
предприятии пришлось соорудить новый цех -
самый большой крытый эллинг в мире.
Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря
1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В.
Ольховников, удостоенный за освоение столь
уникального корабля звания Героя
Советского Союза. Предполагалось
строительство крупной серии тяжелых
подводных крейсеров 941-го проекта и
создание новых модификаций этого корабля с
увеличенными боевыми возможностями.
Однако в конце 80-х годов по экономическим
и политическим соображениям от дальнейшей
реализации программы было решено
отказаться. Принятие этого решения
сопровождалось острыми дискуссиями:
промышленность, разработчики лодки и часть
представителей ВМФ выступали за
продолжение программы, в то время как
Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС
выступали за прекращение строительства.
Главная причина заключалась в сложности
организации базирования столь крупных
подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными»
ракетами. В большинство существующих
пунктов базирования «Акулы» просто не
могли войти из-за их стесненности, а ракеты
Р-39 могли транспортироваться почти на всех
этапах эксплуатации лишь по
железнодорожной колее (по рельсам они
подавались и на причал для погрузки на
корабль). Погрузка ракет должна была
осуществляться специальным сверхмощным
краном, являющимся уникальным в своем
роде инженерным сооружением.
В результате было решено ограничиться
строительством серии из шести кораблей
проекта 941 (т. е. одной дивизии).
Недостроенный корпус седьмого ракетоносца
- ТК-210 - был разобран на стапеле в 1990 году
Следует заметить, что несколько позже, в
середине 90-х годов, прекратилась реализация
и американской программы строительства
подводных ракетоносцев типа «Огайо»:
вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США
получили лишь 18 атомоходов, из которых в
строю к началу 2000-х годов решено оставить
лишь 14.
Закладка |
Спуск |
Ввод на воду |
Ввод в строй |
ТК-208 |
30.06.76 |
23.09.79 |
12.12.81 |
ТК-202 |
01.10.80 |
26.04.82 |
28.12.83 |
ТК-12 |
27.04.82 |
17.12.83 |
27.12.84 |
ТК-13 |
05.01.84 |
30.04.85 |
30.12.85 |
ТК-17 |
24.02.85 |
08.86 |
06.11.87 |
ТК-20 |
06.01.86 |
07.88 |
09.89 |
Конструкция подводной лодки 941-го проекта
выполнена по типу «катамаран»: два
раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м
каждый) расположены в горизонтальной
плоскости параллельно друг другу. Кроме
того, имеется два отдельных герметичных
капсулы-отсека - торпедный отсек и
расположенный между главными корпусами в
диаметральной плоскости модуль управления,
в котором находится центральный пост и
размещенный за ним отсек радиотехнического
вооружения. Ракетный отсек находится между
прочными корпусами в передней части
корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки
соединены между собой переходами. Общее
число водонепроницаемых отсеков -19.
У основания рубки, под ограждением
выдвижных устройств, расположены две
всплывающие спасательные камеры, способные
вместить весь экипаж подводной лодки.
Отсек центрального поста и его легкое
ограждение смещены в сторону кормы корабля.
Прочные корпуса, центральный пост и
торпедный отсек выполнены из титанового
сплава, а легкий корпус - из стали (на его
поверхность нанесено специальное
гидроакустическое резиновое покрытие,
повышающее скрытность лодки).
Корабль имеет развитое кормовое оперение.
Передние горизонтальные рули расположены в
носовой части корпуса и выполнены
убирающимися. Рубка снабжена мощными
ледовым подкреплениями и крышей округлой
формы, служащей для взламывания льда при
всплытии.
Для экипажа лодки (состоящего в своей
большей части из офицеров и мичманов)
созданы условия повышенного комфорта.
Офицерский состав разместили в
относительно просторных двух- и
четырехместных каютах с умывальниками,
телевизорами и системой кондиционирования
воздуха, а матросов и старшин - в
маломестных кубриках. Корабль получил
спортивный зал, плавательный бассейн,
солярий, сауну, салон для отдыха, «живой
уголок» и т. п.
Энергетическая установка 3-го поколения
номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена
по блочному принципу компоновки с
размещением автономных модулей (унифицированных
для всех лодок 3-го поколения) в обоих
прочных корпусах. Принятые компоновочные
решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ,
увеличив при этом ее мощность и улучшив
другие эксплуатационные параметры.
ГЭУ включает два водоводяных реактора на
тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и
две паровые турбины. Блочная компоновка
всех агрегатов и комплектующего
оборудования, помимо технологических
преимуществ, позволила применить и более
эффективные меры по виброизоляции,
снижающие шумность корабля.
Атомная энергетическая установка
оснащена системой безбатарейного
расхолаживания (ББР), которая автоматически
вводится в действие при исчезновении
электропитания.
По сравнению с предшествующими атомными
подводными лодками существенно изменилась
система управления и защиты реактора.
Внедрение импульсной аппаратуры позволило
контролировать его состояние при любом
уровне мощности, в том числе и в
подкритическом состоянии. На
компенсирующие органы установлен механизм
«самохода», который при исчезновении
электропитания обеспечивает опускание
решеток на нижние концевики. При этом
происходит полное «глушение» реактора,
даже при опрокидывании корабля.
Два малошумных семилопастных гребных
винта фиксированного шага установлены в
кольцевых насадках. В качестве резервных
средств движения имеется два
электродвигателя постоянного тока
мощностью по 190 кВт, которые подключаются к
линии главного вала посредством муфт.
На борту лодки установлено четыре
турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора
ДГ-750. Для маневрирования в стесненных
условиях корабль оснащен подруливающим
устройством в виде двух откидных колонок с
гребными винтами (в носовой и кормовой
частях). Винты подруливающего устройства
приводятся в движение электродвигателями
мощностью по 750 кВт.
При создании подводной лодки проекта 941
огромное внимание было уделено снижению ее
гидроакустической заметности. В частности,
корабль получил двухкаскадную систему рези-но-кордовой
пневматической амортизации, были внедрены
блочная компоновка механизмов и
оборудования, а также новые, более
эффективные звукоизолирующие и
противогидролокационные покрытия. В
результате по гидроакустической
скрытности новый ракетоносец, несмотря на
свои гигантские размеры, значительно
превзошел все ранее построенные
отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную
приблизился к американскому аналогу -
ПЛАРБ типа «Огайо».
Подводная лодка оснащена новым
навигационным комплексом «Симфония»,
боевой информационно-управляющей системой,
гидроакустической станцией миноискания МГ-519
«Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север»,
радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран»,
телевизионным комплексом МТК-100. На борту
имеются комплекс радиосвязи «Мол-ния-Л1» с
системой спутниковой связи «Цунами».
Цифровой гидроакустический комплекс типа
«Скат-3», интегрирующий четыре
гидролокационные станции, способен
обеспечивать одновременное слежение за
10-12 подводными целями.
Выдвижные устройства, расположенные в
ограждении рубки, включают два перископа (командирский
и универсальный), антенну радиосекстана,
РЛК, радиоантенны системы связи и навигации,
пеленгатор.
Лодка оснащена двумя всплывающими
антеннами буйкового типа, позволяющими
принимать радиосообщения, целеуказания и
сигналы спутниковой навигации при
нахождении на большой (до 150 м) глубине или
подольдами.
Ракетный комплекс Д-19 включает 20
твердотопливных трехступенчатых
межконтинентальных баллистических ракет с
разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52,
западное обозначение - SS-N-20). Старт
всего боекомплекта осуществляется двумя
залпами, с минимальными интервалами между
пусками ракет. Ракеты могут запускаться с
глубины до 55 м (без ограничений по погодным
условиям на поверхности моря), а также из
надводного положения.
Трехступенчатая МБР Р-39 (длина -16,0 м,
диаметр корпуса - 2,4 м, стартовая масса - 90,1
т) несет 10 боевых блоков индивидуального
наведения мощностью по 100 кг каждый. Их
наведение осуществляется посредством
инерциальной навигационной системы с
полной астрокоррекцией (обеспечено КВО
порядка 500 м). Максимальная дальность пуска
Р-39 превышает 10.000 км, что больше дальности
американского аналога - «Трайдент» С-4 (7400
км) и приблизительно соответствует
дальности «Трайдент»0-5 (11.000 км).
Для минимизации габаритов ракеты
двигатели второй и третьей ступеней имеют
выдвижные сопловые насадки.
Для комплекса Д-19 создана оригинальная
стартовая система с размещением
практически всех элементов пусковой
установки на самой ракете. В шахте Р-39
находится в подвешенном состоянии,
опираясь специальной амортизационной
ракетно-стартовой системой (АРСС) на
опорное кольцо, расположенное в верхней
части шахты.
Пуск выполняется из «сухой» шахты с
помощью порохового аккумулятора давления (ПАД).
В момент старта специальные пороховые
заряды создают вокруг ракеты газовую
каверну, значительно уменьшающую
гидродинамические нагрузки на подводном
участке движения. После выхода из воды АРСС
отделяется от ракеты при помощи
специального двигателя и уводится в
сторону на безопасное расстояние от
подводной лодки.
Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с
устройством быстрого заряжания, способных
применять практически все типы состоящих
на вооружении торпед и ракето-торпед
данного калибра (типовой боекомплект - 22
торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»).
Вместо части ракетно-торпедного вооружения
на борт корабля могут приниматься мины.
Для самообороны подводной лодки,
находящейся в надводном положении, от
низколетящих самолетов и вертолетов
имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»).
В зарубежной печати сообщалось о
разработке для подводных лодок 941-го
проекта, а также ПЛАРБ нового поколения,
зенитного ракетного комплекса самообороны,
способного применяться из подводного
положения.
Все шесть ТАПРК (получивших западное
кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся»
и у нас) были сведены в дивизию, входящую в
состав 1-й флотилии атомных подводных лодок.
Корабли базируются в Западной Лице (бухта
Нерпичья). Реконструкция этой базы для
размещения на ней новых сверхмощных
атомоходов началась в 1977 году и заняла
четыре года. За это время была построена
специальная причальная линия, изготовлены
и доставлены специализированные пирсы,
способные, по замыслу конструкторов,
обеспечить ТАПКР всеми видами
энергоресурсов (однако в настоящее время по
ряду технических причин они применяются
как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых
ракетных подводных крейсеров Московским
конструкторским бюро транспортного
машиностроения был создан уникальный
комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В
его состав вошел, в частности,
двухконсольный кран-погрузчик козлового
типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен
не был).
В Западной Лице расположен и береговой
судоремонтный комплекс, обеспечивающий
обслуживание лодок 941-го проекта.
Специально для обеспечения «плавучего тыла»
лодок 941-го проекта в Ленинграде на
Адмиралтейском заводе в 1986 году был
построен морской транспорт-ракетовоз «Александр
Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением
11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и
снабженный 125-тонным краном.
Однако уникальную береговую
инфраструктуру, обеспечивающую
обслуживание кораблей 941-го проекта,
удалось создать лишь на Северном флоте. На
Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда
программа дальнейшего строительства «Акул»
была свернута, ничего подобного соорудить
так и не успели.
Корабли, каждый из которых укомплектован
двумя экипажами, несли (и, вероятно,
продолжают нести и сейчас) постоянное
боевое дежурство даже во время нахождения
на базе.
Боевая эффективность «Акул» в
значительной степени обеспечивается за
счет постоянного совершенствования
системы связи и боевого управления
морскими стратегическими ядерными силами
страны. К настоящему времени эта система
включает каналы, использующие различные
физические принципы, что повышает
надежность и помехозащищенность в самых
неблагоприятных условиях. В состав системы
входят стационарные передатчики,
транслирующие радиоволны в различных
диапазонах электромагнитного спектра,
спутниковые, самолетные и корабельные
ретрансляторы, мобильные береговые
радиостанции, а также гидроакустические
станции и ретрансляторы.
Огромный запас плавучести тяжелых
подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в
сочетании с мощными подкреплениями легкого
корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам
возможность всплытия в сплошном льду
толщиной до 2,5 м (что неоднократно
проверялось на практике). Патрулируя под
ледяным панцирем Арктики, где существуют
особые гидроакустисческие условия,
снижающие даже при самой благоприятной
гидрологии дальность обнаружения
подводной цели посредством наиболее
современных ГАС всего до нескольких
километров, «Акулы» являются практически
неуязвимыми для противолодочных атомных
подводных лодок США. Авиационными
средствами, способными осуществлять поиск
и поражение подводных целей сквозь
полярный лед, Соединенные Штаты также не
располагают.
В частности, «Акулы» несли боевую службу
подо льдами Белого моря (первой из «941-х»
такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором
в ходе патрулирования при помощи ледокола
была осуществлена замена экипажа).
Рост угрозы со стороны прогнозируемых
средств ПРО потенциального противника
потребовал усиления боевой живучести
отечественных ракет в процессе их полета. В
соответствии с одним из прогнозируемых
сценариев, противник мог попытаться «ослепить»
оптические астронавигационные датчики БР
при помощи космических ядерных взрывов. В
ответ на это в конце 1984 года под
руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система
управления ракеты), В.П. Арефьева (командные
приборы) и B.C. Кузьмина (система
астрокоррекции) были начаты работы по
созданию стойкого астрокорректора для
баллистических ракет подводных лодок,
способного восстанавливать свою
работоспособность через несколько секунд.
Разумеется, у противника оставалась
возможность осуществлять ядерные
космические взрывы с интервалом через
каждые несколько секунд (в этом случае
точность наведения ракеты должна была
значительно снизиться), однако такое
решение было трудноосуществимо по
техническим соображениям и бессмысленно -
по финансовым.
Усовершенствованный вариант Р-39,
по своим основным характеристикам не
уступающий американской ракете “Трайдент”0-5,
был принят на вооружение в 1989 году. Кроме
повышенной боевой живучести,
модернизированная ракета обладала
увеличенной зоной разведения боевых блоков,
а также повышенной точностью стрельбы (использование
космической навигационной системы ГЛОНАСС
на активном участке полета ракеты и на
участке наведения РГЧ позволило достичь
точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН
шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир
капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила
ракетную стрельбу с Северного полюса.
В 1996 г. из-за нехватки средств
были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202,
в 1997 г. - ТК-13. В то же время дополнительное
финансирование ВМФ в 1999 году позволило
значительно ускорить затянувшийся
капитальный ремонт головного ракетоносца
941-го проекта - К-208. За десять лет, в течение
которых корабль находился в
Государственном центре атомного
подводного судостроения, проведена замена
и модернизация (в соответствии с проектом 941
У) основных комплексов вооружения.
Ожидается, что в третьем квартале 2000 г.
работы будут полностью завершены, и после
окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных
испытаний, в начале 2001 года, обновленный
атомоход вновь вступит в строй.
В ноябре 1999 г. из акватории
Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го
проекта были выполнены стрельбы двумя
ракетами РСМ-52. Интервал между пусками
составил два часа. Головные части ракет с
высокой точностью поразили цели на
Камчатском полигоне.
По сообщениям отечественной
печати, существующие планы развития
стратегических ядерных сил России
предусматривают проведение модернизации
кораблей пр. 941 с заменой ракетного
комплекса Д-19 на новый. Если это
соответствует действительности, “Акулы”
имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х
годах.
В дальнейшем возможно
переоборудование части атомоходов 941-го
проекта в транспортные атомные подводные
лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок
грузов по трансполярным и кроссполярным
подледным маршрутам, кратчайшим путем
связывающим Европу, Северную Америку и
страны АТР. Встроенный вместо ракетного
отсека грузовой отсек будет способен
принимать до 10.000 т груза.
|