В конце 1970 года - начале 1971
года в руководстве ВМФ возникла идея замены комплекса Д-5 на атомных
подводных лодках проекта 667А на новый более эффективный. На конкурсной
основе было рассмотрено два проекта: на твердом топливе - КБ «Арсенал»
(главный конструктор П. А. Тюрин) и на жидком ракетном топливе - СКБ-385
(главный конструктор В. П. Макеев). В итоге конкурса, проведенного в
институте № 28 ВМФ, выбор пал на проект КБ «Арсенал».10
июня 1971 года вышло Постановление СМ № 374-117, согласно которому КБ
«Арсенал» приступил к проектированию ракеты Р-31 комплекса Д-11.
Ракета Р-31 (вскоре она получила флотский индекс 3М17) имела дальность
стрельбы 3900-4200 км. Серийная головная часть моноблочная, мощностью
0,5-1,0 Мт весом 450-465 кг. Кроме того, имелся проект двух боеголовок с
разделяющимися боевыми частями. Одна из них состояла из трех боевых частей
и весила 720 кг, другая - из восьми боевых частей и весила 1120 кг. Однако
в производство эти боеголовки не поступали.
1 сентября 1969 года вышло Постановление СМ о создании атомной подводной
лодки проекта 999, вооружить которую планировалось шестнадцатью
перспективными ракетами Р-31. Проектирование лодки велось в ЦПБ «Волна».
Для отработки старта на крупномасштабной модели
(масштаб 1:4) на Школьном озере Ржевского полигона в 1974 году был
построен стенд, где впервые были отработаны принципы выброса ракеты из
шахты пороховым аккумулятором давления, движения ракеты со сбросом
отделяющихся частей амортизации и запуска двигателя увода. Затем
исследования были продолжены на натурных макетах ракет на плавстенде ПС-5М
в Балаклаве. Корабельные испытания комплекса Д-11 проводились на подводной
лодке К-140, переделанной по проекту 667АМ на Северном флоте.
Но уже в конце 1973 года работы по подводной лодке
проекта 999 были прекращены в связи с переходом ЦПБ на новую тематику.