Проект АВ611
По результатам испытаний подводной лодки "Б-67" в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы
были закончены, и новый проект получил индекс АВ-611.
Лодку оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих
радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор.
Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 - 22-мм стали, с необычным - наружным расположением
шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и
седьмом отсеках находились торпедные аппараты, В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух
к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в
шестом отсеке) по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи
работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного
хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на
плавание во льдах.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 ... 5
баллов и скоростях хода 8 ... 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до
двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол
с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.
Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось
решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Всего было решено переоборудовать четыре
лодки на заводе № 402 в Северодвинске и одну - на заводе №196 в Ленинграде (по другим сведениям № 202 в г. Владивостоке).
С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18
(7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный
комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
В первое время лодки этого проекта они использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии не
раз перестраивались для отработки различных систем вооружений, в частности испытывались гидроакустические и навигационные
комплексы. на Б-78 - астронавигационную систему (проект АВ-611С), на Б-89 - гидроакустическую аппаратуру (проект АВ-611Е). |