Проект В611
16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г. намечалось построить
боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные
лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку.
Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I
серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ И. Кузнецову, после чего Центральному конструкторскому бюро-18 Наркомата
судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили 611 проект большой
субмарины, главным конструктором которой назначили С.Егорова. К этому времени, после раздела германского флота, были
получены весьма удачные субмарины XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи некоторые коррективы. Кроме того,
ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках
613-го проекта.
Новые корабли оснастили мощным вооружением. 6 носовых и 4 кормовых аппарата для 533-мм торпед, дюжина запасных
располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины АМД-1000. Перед рубкой, на верхней палубе,
разместили спаренную установку 57-мм универсальных пушек СМ-243ИФ, а в кормовой части рубки находилась спарка 25-мм
зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а
скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех
лодок сняли, после чего их скорость возросла на узел....
Лодку оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих
радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор.
Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 - 22-мм стали, с необычным - наружным расположением
шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и
седьмом отсеках находились торпедные аппараты, во втором, наверху, разместили офицерскую кают-компанию, гидроакустический
комплекс, душевую, внизу - аккумуляторные батареи. В третьем был центральный пост, штурманское, радиолокационное,
гидроакустическое оборудование, приборы управления торпедной стрельбой. В четвертом устроили кают-компанию старшин,
радиорубку, провизионку и камбуз. В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним
подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом
отсеке) по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на
малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки
оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на
плавание во льдах.
В 1953 г. командование ВМФ, создатели ракет и судостроители предложили правительству оснастить часть новых субмарин
баллистическими или крылатыми ракетами. Идею одобрили, тем паче стало известно, что американцы уже приступили к
довооружению своих лодок подобным оружием. В январе 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление "О проведении
проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия...", той
совершенно секретной программе присвоили код "Волна". Главным конструктором будущего ракетоносца назначили Н. Исанина,
ракетами занялся в СКБ-1 С. Королев. Работа предстояла немалая, хотя бы потому, что никто не знал, каким будет пуск с
качающейся платформы, повлияют ли раскаленные газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную качку
и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать впервые. В частности, "требовалось создать принципиально
новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку, - писал работник Специального проектно-монтажного
бюро машиностроения "Малахит" В.Жарков,- убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить от крепления в нужный
момент. Все эти операции после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 мин, и при волнении до 5 баллов, да еще с
ракетой, весившей свыше 5 т!"
В августе 1954 г. проекту ракетоносца присвоили индекс В-611, его главным оружием сделали баллистическую Р-11, которую
после соответствующей доработки для флота назвали Р-11ФМ. В сентябре проект утвердили. Из четвертого отсека решили убрать 4
группы аккумуляторов, в его носовой части и удлиненной рубке смонтировать две вертикальные шахты длиной по 14 м и диаметром
2 м. Пришлось снять артиллерию и часть запасных торпед. Для обеспечения ракетной стрельбы на лодку установили гироазимут
горизонта “Сатурн”, предназначенный для определения параметров качки и рыскания, и счетно-решающие приборы “Доломит” для
выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракет Р-11ФМ. Для проверки новых устройств изготовили испытательные стенды.
Летные испытания ракеты начались в начале 1955 года на полигоне Капустин Яр. В 1954 г. Северному судостроительному заводу №
402 в Молотовске (ныне Северодвинск) передали Б-67, построенную годом раньше в Ленинграде и переведенную по
Беломоро-Балтийскому каналу. Ее поставили в док, а затем в закрытый эллинг, срезали часть легкого корпуса и кормовую
оконечность рубки, ну, а дальше действовали, как предписывал проект В-611.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 ... 5
баллов и скоростях хода 8 ... 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до
двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол
с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.
11 сентября 1955 года на Б-67 был поднят Военно-морской флаг. Первый выход на ракетную стрельбу назначили на пятый день
после вступления лодки в строй. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября, на борт Б-67 была доставлена
ракета. На лодку прибыли Н. Исанин и С. Королев, а также представители промышленности и морского полигона. Капитан 2-го
ранга Ф.Козлов (ныне Герой Советского Союза, контр-адмирал в отставке) вывел Б-67 в море. Уже после того, как лодка легла
на боевой курс, на катере прибыл и поднялся на борт адмирал Л.А. Владимирский, временно исполнявший в то время обязанности
заместителя главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению.
Чтобы обеспечить точную стрельбу, недалеко от поселка Ненокса были установлены створные знаки, обеспечивавшие выполнения
задачи прицеливания. На воде, в точке старта, был установлен буй. За час до намеченного времени старта началась подготовка
ракеты к пуску. 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки,
находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета. Вскоре пришло донесение с боевого поля -
ракета, пролетев 250 км, приземлилась, точность стрельбы в заданных пределах. Всего 1955 году с Б-67 было произведено
восемь пусков.
По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены, и
новый проект получил индекс АВ-611.
11 ноября ракетоносец вновь приняли в состав ВМФ, на сей раз в качестве учебно-опытового корабля. Б-67, под командованием
капитана 3-го ранга И.Гуляев (ныне капитан 1-го ранга в отставке, Герой Советского Союза), продолжала испытания. Предстояло
проверить герметичность шахт в длительном походе, в том числе в шторм, и на большой глубине. Больше того, в конце 1957 г.
ракетоносец, (разумеется, без экипажа) притопили и в 80 - 125 м от него сбросили несколько глубинных бомб, причем одна
взорвалась над шахтами. После этого лодку подняли и тщательно обследовали - лишь отдельные механизмы получили
незначительные повреждения, зато шахты почти не пострадали.
Длительное время Б-67 использовалась для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. Не раз перестраивались для
отработки различных систем вооружений. Так, например, в 1958 году была переоборудована для испытаний ракет с подводным
стартом (проект ПВ611).
В 1964 - 1969 годах Б-67 еще раз послужила флоту в качестве экспериментальной. С нее сняли уже устаревшие Р-11ФМ и
опробовали гидроакустический комплекс (проект АВ-611РА). |