Проект П-2
Водоизмещение
- нормальное - 5360
м3 |
Длина наибольшая
- 119,2 м |
Ширина наибольшая - 12,5 м |
Осадка средняя - 9,9 м |
Запас плавучести - 22,5 % |
Энергетическая
установка - комбинированная (дизель-электрическая и
парогазотурбинная) 6 дизелей 37Д х 2000 л.с. (по 3 на вал) ; 2 ПГТУ х 7500
л.с. (через редуктор на вал) ; 2 ГЭД э.х. (на линии вала) ; 2
гребных вала ; АБ свинцово-кислотная 46 СУ 2 группы по 112 элементов |
Скорость хода
- наибольшая надводная - 18,0 узлов ; - макс. подводная (под ПГТУ) 17,0
узлов ; эк. подводная (под ГЭД) 4,0 узла |
Дальность
плавания - надводная 12000 миль при 10,0 узлах ; подводная (при ходе
под ПГТУ) 700 миль при 17,0 узлах ; подводная (приходе под ГЭД) 100
миль при 4,0 узлах |
Глубина
погружения - 200 м |
Автономность - 100 суток |
Вооружение
- баллистические ракеты Р-1, боекомплект 12 шт. ; самолеты-снаряды:
тип "Ласточка" ("10Х"), боекомплект С-С 51 (вместо БР) ; расположение С-С на
ПЛ - в прочных сменных блоках, в проницаемых частях ПЛ ; вид старта -
надводный, с подъемно-поворотной рамы ; 12 533мм НТА, 4 533 КТА, торпедный
боезапас 30 ; спаренных зенитных АУ - 1 х 57 (СП-57) и 1 х 25
(П-25) |
Средства навигации, наблюдения и связи в составе, принятом на ПЛ проекта 611 |
Экипаж - 100 человек |
Разработкой проекта П-2 было положено начало выполнению работ
по проектированию отечественных ПЛ, вооруженных реактивными снарядами дальнего
действия, - ракетных ПЛ, По заданию Министерства судостроительной промышленности
ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») в 1949 г. выполнило предэскизный проект ПЛ, на
которой предусматривалось размещение ракетного вооружение двух типов:
баллистических ракет (БР) и самолетов-снарядов (С-С). Согласно проекту ПЛ, БР
типа «Р-1» полетной массой-13,2 т, с жидкостным двигателем, работающим на
спиртоводной смеси и кислороде, в незаправленном состоянии хранились на ПЛ в
трех вертикальных блоках прочной конструкции (по четыре БР в каждом блоке). Из
них после заправки компонентами в т.ч. жидким кислородом должен был
осуществляться надводный старт БР. Принятый в проекте ПЛ С-С «Ласточка» являлся
модификацией авиационного С-С «10Х», который был разработан КБ завода №51 (ныне
НПО машиностроения) на базе германского С-С «V-1». В 1945 г. снаряд прошел
летные испытания и в 1953 г. был принят на вооружение. С-С «Ласточка» отличался
от снаряда «10Х» видом старта. В авиационном варианте С-С стартовал при сбросе с
самолета-носителя. При этом снаряд имел начальную скорость, необходимую для
работы ПуВРД. Старт С-С с ПЛ предусматривалось осуществлять со стартового
устройства, включавшего стартовую дорожку - ферму длиной 20 м, которая
поднималась на угол 8-12° к горизонту. На стартовой дорожке С-С находился на
тележке, которая при пуске снаряда разгонялась пороховым реактивным двигателем
(ускоритель первой очереди). Другой пороховой двигатель (ускоритель второй
очереди) находился на С-С и продолжал разгонять снаряд после чего включался
маршевый ПуВРД, Согласно проекту П-2, заправленные топливом С-С «Ласточка»
должны были храниться в трех горизонтальных блоках прочной конструкции со
снятыми консолями крыла и хвостовым оперением, которые присоединились к снаряду
перед стартом.
В архитектурно-конструктивном плане ПЛ была спроектирована многокорпусной (с
семью ПК, объединенными единым наружным корпусом). В пространстве между
корпусами в средней и кормовой частях ПЛ размещались сменные блоки,
предназначенные для хранения различных грузов. Там же находились цистерны
различного назначения в т.ч. цистерны и емкости с компонентами топлива и
окислителя БР и топлива С-С. Между ПК предусматривались переходы, обеспечивавшие
посещение личным составом всех отсеков ПЛ при плавании в подводном положении.
Проектом ПЛ предусматривалась энергоустановка комбинированного типа
(дизель-электрическая и парогазотурбинная) общей мощностью 15000 л.с., которая
размещалась в кормовых частях двух отдельных ПК.
После завершения предэскизного проектирования дальнейшая разработка проекта П-2
не проводилась по ряду причин в т.ч. из-за сложности воплощения полученных в
проекте архитектурно-конструктивных решений ПЛ, а также из-за нерешенности в то
время многих важных научно-технических проблем, связанных с использованием
ракетного оружия с ПЛ (обеспечение выполнения требований разработчиков оружия по
стабилизации на ПЛ стартовой дорожки С-С и др.).
Сформированный в предэскизном проекте П-2 технический облик ПЛ с ракетным
оружием двух типов - БР и С-С отличался от облика ракетньк ПЛ, разработанных в
последующих проектах и реализованных при постройке подводных ракетоносцев. |