Военно-морской флот России


Проект П-611

Разработка комплекса крылатых ракет ангарного хранения велось КБ, возглавляемым Г.М. Бериевым. Одна из лодок проекта 611 (Б-64) была переоборудована на заводе №402 (ныне ЦАС РФ "Севмашпредприятие", г. Северодвинск) в ракетную ПЛ с целью проведения в морских условиях отработки старта и полета самолета снаряда (С-С) комплекса «П-10», а также для проверки в действии навигационного комплекса, обеспечивающего определение местонахождения ПЛ и вывод ее в заданную точку для осуществления ракетной стрельбы. Максимальная дальность стрельбы С-С «П-10» составляла 600 км, высота полета - 200-400 м.

Для размещения на ПЛ С-С в диаметральной плоскости корабля за ограждением рубки был установлен цилиндрический контейнер, рассчитанный на предельную глубину погружения ПЛ. Приборы управления стрельбой размещались в торпедном (носовом) отсеке вместо запасных торпед и их стеллажей. Астронавигационный перископ "Лира" был установлен на месте зенитного перископа. При переоборудовании было снято артиллерийское вооружение, уменьшены запасы топлива, пресной воды и пр. Стартовое устройство С-С состояло из промежуточной и стартовых рам. Перед стартом находившийся на тележке С-С транспортировался из ангара на стартовую раму. При этом автоматически после выхода С-С из контейнера раскрывались консоли крыла. С помощью гидромеханизмов стартовая рама с установленным на ней С-С поднималась на угол 20,5° к горизонту. Старт С-С осуществлялся по ходу ПЛ, поверх ограждения рубки.

Проведенные комплексные испытания ракетного оружия показали, что ракетный контейнер обеспечивает надежное хранение С-С независимо от глубины погружения ПЛ (вплоть до предельной). Отмечена надежная работа механизмов, систем и устройств, обеспечивающих предстартовую подготовку и пуск С-С. В ходе испытаний было осуществлено четыре пуска С-С, два из которых оказались неудачными (С-С упали в море после старта), но это было не связано с конструкцией и работой стартовых устройств. Не было отмечено вредного воздействия газовых струй маршевого и стартового двигателей С-С на конструкции ПЛ, а также воздействия шума, возникающего при работе ракетных двигателей, на личный состав, находившийся в прочном корпусе.

После завершения первого этапа испытаний, они были прекращены в связи с успешными испытаниями другого ракетного комплекса «П-5», которые проводились на опытной ПЛ проекта П-613. После чего ПЛ проекта П-611 была восстановлена в первоначальное состояние - торпедную ПЛ проекта 611.