Проект П-611
Разработка комплекса крылатых ракет ангарного хранения велось КБ,
возглавляемым Г.М. Бериевым. Одна из лодок проекта 611 (Б-64) была
переоборудована на заводе №402 (ныне ЦАС РФ "Севмашпредприятие", г.
Северодвинск) в ракетную ПЛ с целью проведения в морских условиях отработки
старта и полета самолета снаряда (С-С) комплекса «П-10», а также для проверки в
действии навигационного комплекса, обеспечивающего определение местонахождения
ПЛ и вывод ее в заданную точку для осуществления ракетной стрельбы. Максимальная
дальность стрельбы С-С «П-10» составляла 600 км, высота полета - 200-400 м.
Для размещения на ПЛ С-С в диаметральной плоскости корабля за ограждением рубки
был установлен цилиндрический контейнер, рассчитанный на предельную глубину
погружения ПЛ. Приборы управления стрельбой размещались в торпедном (носовом)
отсеке вместо запасных торпед и их стеллажей. Астронавигационный перископ "Лира"
был установлен на месте зенитного перископа. При переоборудовании было снято
артиллерийское вооружение, уменьшены запасы топлива, пресной воды и пр.
Стартовое устройство С-С состояло из промежуточной и стартовых рам. Перед
стартом находившийся на тележке С-С транспортировался из ангара на стартовую
раму. При этом автоматически после выхода С-С из контейнера раскрывались консоли
крыла. С помощью гидромеханизмов стартовая рама с установленным на ней С-С
поднималась на угол 20,5° к горизонту. Старт С-С осуществлялся по ходу ПЛ,
поверх ограждения рубки.
Проведенные комплексные испытания ракетного оружия показали, что ракетный
контейнер обеспечивает надежное хранение С-С независимо от глубины погружения ПЛ
(вплоть до предельной). Отмечена надежная работа механизмов, систем и устройств,
обеспечивающих предстартовую подготовку и пуск С-С. В ходе испытаний было
осуществлено четыре пуска С-С, два из которых оказались неудачными (С-С упали в
море после старта), но это было не связано с конструкцией и работой стартовых
устройств. Не было отмечено вредного воздействия газовых струй маршевого и
стартового двигателей С-С на конструкции ПЛ, а также воздействия шума,
возникающего при работе ракетных двигателей, на личный состав, находившийся в
прочном корпусе.
После завершения первого этапа испытаний, они были прекращены в связи с
успешными испытаниями другого ракетного комплекса «П-5», которые проводились на
опытной ПЛ проекта П-613. После чего ПЛ проекта П-611 была восстановлена в
первоначальное состояние - торпедную ПЛ проекта 611. |