"Садко"
Длина - 30 м |
Водоизмещение - 170 т. |
Скорость максимальная - 3 узла. |
Рабочая глубина погружения
- 40 м |
Автономность - 1 часовая экскурсия (8 погружений в день) |
Экипаж - 3 человека + 40 пассажиров |
Экскурсионная подводная лодка "Садко" была построена на
Санкт-Петербургском объединении "Петрозавод" по проекту и заказу ЦКБ МТ "Рубин".
18.06.1997г. в присутствии журналистов и высоких гостей было подписано
построечное удостоверение, ознаменовавшее окончание работ. Технические
характеристики, заложенные при проектировании оказались выше расчетных. Это
выявили испытания, успешно завершенные в специальной акватории близ Приморска на
Финском заливе. Как сообщил генеральный конструктор Центрального
конструкторского бюро морской техники "Рубин" Юрий Кормилицин, в течение двух
месяцев всесторонне проверялась работа систем, аппаратуры, оборудования
субмарины. Изучались возможности хода и ее "поведение" а различных глубинах. При
этом выяснилось, что подводный "автобус" может двигаться со скоростью,
превышающей расчетную.
«Садко» как первый серийный образец строили с учетом накопленного опыта при
строительстве и эксплуатации предшественника – подводной лодки «Нептун», строили
долго - почти три года. Причем на этот раз фирма «Рубин» выступила и в роли
заказчика, вложив в реализацию собственного проекта несколько миллионов
долларов. Игра стоит свеч: индустрия морского отдыха бурно развивается, хотя и
«привязана» к трем главным курортам в Карибском регионе, Средиземноморье и на
Гавайских островах. Подводный прогулочный флот начал формироваться немногим
более 10 лет назад и насчитывает около 25 аппаратов, в создании которых
преуспели финны и канадцы. «Садко» вправе рассчитывать на достойную конкуренцию
с ними, за счет отличных ходовых качеств, автоматизированной системы управления,
практически абсолютной безопасности.
Первый блин, как известно, часто получается комом, чего не скажешь о «Нептун»,
но все же ряд недоработок имел место и, как утверждают создатели «Садко», был
учтен. 40 туристов по парам смогут занять места в мягких креслах (кстати
сказать, у иностранных товарок «Садко» сиденья деревянные) перед
640-милиметровым иллюминатором. Подводная экскурсия рассчитана на час, но на
судне (не в пример иностранным) имеется санитарный узел. Правда, в каждой бочке
с медом есть и ложка дегтя. Журналисты, ставшие одними из первых посетителей
лодки, отмечали его неполное соответствие с представлениями о комфорте и
эстетике - "как в поезде".
Экипаж судна состоит из трех опытных гидронавтов: пилота, механика,
экскурсовода, имеющих сертификаты международного образца. Законную гордость
должен вызвать и тот факт, что и обшивка, и начинка лодки - отечественные.
Прочнейший корпус «Садко» выполнен из шести типов редких сталей. Редкими, как
пошутил один из разработчиков, они сделались после развала Союза.
Видимо, соскучившиеся по настоящей работе проектировщики решили превзойти сами
себя - во время испытаний обнаружилось, что фактические данные лодки значительно
превышают расчетные показания. Так, скорость надводного хода составила четыре
узла вместо расчетных трех, отличные маневренные качества лодки позволили
разрешить ей плавание при волнении до трех баллов, вместо предполагаемых
первоначально двух баллов. Лодка без проблем погружается на глубину 50 метров, и
находившиеся на борту экскурсанты-добровольцы с удовольствием провели в ее чреве
целых три часа. За время испытаний лодка совершила 40 выходов в море и 27
погружений, после чего ей был присвоен класс "КМ ПА пассажирский автономный".
Характерно, что владельцы не собираются отдавать «Садко» в лизинг, готовы вести
речь лишь о совместной эксплуатации. Ориентировочная стоимость билета на часовое
погружение - 60 долларов, и, если выйти на расчетный режим - 8 погружений в
день, новинка может окупиться за два года. Сколько стоит это судно? Коммерческая
тайна. Заместитель начальника ЦКБ МТ "Рубин" по экономике и инвестициям Владимир
Давыдов утверждает, что "стоимость зарубежных аналогов достигает 2,5 - 3 млн
долларов", однако более конкретную цифру он назвать отказался. Следующую
подлодку, как утверждают создатели «Садко», можно изготовить гораздо быстрее -
за полтора года.
Первенец серии будет работать (уже работает) в тропических водах, где столько
притягательного для любителей морских развлечений: амфоры, кораллы, античные
города... У нас в холодных морях тоже немало интересного, но больно уж неуютно.
Разумеется, можно и в этих широтах отстроить подводный дворец с мощной
подсветкой и даже заселить его русалками, но... нужны большие деньги, которыми
наши турфирмы, увы, не располагают.
В «Рубине» думают о создании морского туристического комплекса, включающего,
помимо «Садко», судно-носитель, способное доставить экскурсантов вместе с
подлодкой в любую точку моря, плавучий отель и подводную наблюдательную галерею.
Вполне возможно, что "Рубин" и "Петрозавод" наладят серийное производство
экскурсионных подводных лодок. Результаты маркетинговых исследований показывают,
что объективная потребность в таких аппаратах составляет не менее 50 и не более
200 судов. |