Подводный обитаемый аппарат «Тинро-2»
Длина - 7,50 м |
Ширина - 2,40 м |
Осадка - 2,90 м |
Масса - 10,5 т |
Скорость хода - 3,0 узла (под водой) |
Глубина хода - до 400 метров |
Экипаж - 2 человека |
Подводный обитаемый аппарат «ТИНРО-2» строился по
заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и получил название в честь
Тихоокеанского института рыболовства и океанографии. Назначение аппарата -
проведение на шельфе исследований в области промысловой океанографии.
Конструкторские работы велись под руководством А.Н. Дмитриева и на первом
этапе заключались в создании чертежей оборудования и систем аппарата. Для
того чтобы удобно и компактно разместить механизмы и оборудование, органы
управления и контрольные приборы в обитаемом отсеке, был собран деревянный
макет в натуральную величину. По мере выпуска
технической документации определились габариты аппарата, его вес - 10500
кг, глубина погружения - 400 м, экипаж - 2 человека. Прочный корпус
«ТИНРО-2» — цилиндрический со сферическими концевыми переборками. Его
диаметр - 1,5 м. В носовой переборке шесть иллюминаторов. В комингсе люка
еще три иллюминатора. В надводном положении верхние иллюминаторы
оказываются над водой. Погружается аппарат с помощью двух бортовых
стеклопластиковых балластных цистерн, которые заполняются водой. При
всплытии цистерны продуваются сжатым воздухом. Уравнительно-дифферентные
цистерны находятся в носу и в корме аппарата. Система гидравлики и насос
морской воды расположены внутри прочного корпуса. Электродвигатели для
вертикального и горизонтального движения также установлены в прочном
корпусе, их гребные валы проходят через дейдвудные сальники. Для
управления аппаратом по курсу установлена поворотная кормовая насадка с
гидравлическим приводом. Под прочным корпусом расположены контейнеры с
аккумуляторными батареями, обеспечивающими питание электродвигателей и
аппаратуры. Один из контейнеров может быть сброшен в аварийной ситуации.
Сбрасывается и тяжелый металлический груз — якорь-гайдроп.
Гидроакустическое оборудование — подводная связь, эхолоты и гидролокатор.
Два светильника с широким лучом установлены в наделке, два других,
поворотных, — по бортам, прожектор в носовой части светит вперед и немного
вниз. При подходе аппарата к судну предусмотрена подача буксирного конца
при помощи линемета. После подготовки всей технической
документации чертежи поступили на завод, началась сборка прочного корпуса.
Вскоре были изготовлены цилиндрические и конические обечайки из судовой
листовой стали. Сварные швы проверили рентгеном. Внутри
корпуса в нижней точке установили датчик затекания воды, на сам корпус
наклеили датчики напряжения. Собранный корпус поместили в камеру высокого
давления. Давление в камере поднимали ступенчато — через каждые 10
атмосфер. Стрелка манометра прошла отметку «40 атм» и остановилась.
Давление поднялось до предельно допустимого. Корпус выдержал испытание.
Начался монтаж оборудования, движительного комплекса, трубопроводов и
кабелей. Аппарат еще раз испытали в камере. Он оказался абсолютно
герметичным. Для «ТИНРО-2» было подобрано судно-носитель,
переоборудованное из обычного БМРТ, получившего имя «Ихтиандр».
Наконец в 1973 году состоялся первый спуск на воду. Испытания прошли
успешно. После тщательной проверки механизмов и
оборудования «ТИНРО-2» погрузили на железнодорожную платформу, укрыли
брезентовым чехлом и отправили из Ленинграда в Севастополь. Скоро в
Севастополь пришел и «Ихтиандр». Погружения в Черном море предполагалось
провести в районе Алушты и Ялты. После проверок работы судовых механизмов
и репетиций спуска аппарат погрузился на глубину 30 м, уйдя с поверхности
при помощи вертикальных винтов. Под водой аппарат хорошо слушался пилота.
Через час «ТИНРО-2» всплыл на поверхность. Испытания аппарата продолжились
7-часовыми техническими спусками. В одном из погружений на глубине 25м
заклинило правый вертикальный винт, в результате чего загорелся магнитный
пускатель. Кормовой отсек заполнился дымом. Экипаж - М. Гирс и В. Дерябин
- продул балластные цистерны, и аппарат всплыл на поверхность. Немедленно
отключили все потребители и сообщили на судно о случившемся. Волна была
небольшой и удалось периодически приоткрывать входной люк, проветривая
отсек. Дым рассеялся, и применять противопожарную систему и включаться в
аварийные дыхательные аппараты (на «ТИНРО-2» это обычные акваланги) не
пришлось. Заключительное погружение на 400 м прошло успешно. Испытания
закончились. Государственная комиссия приняла новый аппарат. Он полностью
соответствовал своему назначению, был надежен и прост в управлении.
В конце января «Ихтиандр» перешел в Керчь. Владельцем
аппарата стало Управление научно-исследовательского флота. В мае 1974 года
«Ихтиандр» вышел из Керчи для проведения серии погружений в Черном море.
30 июня состоялось еще одно погружение на предельную глубину.
Для оценки возможности работы около неподвижных сетей
на глубине 35 м установили сеть размером 30x2 м с грузами и поплавками.
Перемещаясь вдоль сети, аппарат, в конце концов, запутался. Сеть
зацепилась за поворотный светильник и кормовой стабилизатор. Аппарат мог
самостоятельно всплыть вместе с сетью, но решено было воспользоваться
помощью водолазов, которые и освободили «ТИНРО-2» от злополучной сети.
Всего за время черноморского рейса состоялось 29 погружений.
Серьезная проверка ожидала «ТИНРО-2» во время 175-суточного рейса на «Ихтиандре»
в Атлантику. Это был первый в СССР рейс судна с подводным аппаратом на
борту. Первыми под воду пошли М. Гирс и кандидат биологических наук М.
Аронов. 48 раз погружался аппарат с учеными на борту, проводившими
исследования и наблюдения у берегов Африки и Америки, в том числе и в
Бермудском треугольнике.
В 1975 году был создан второй аппарат-близнец «ТИНРО-2бис». В качестве
носителя использовалось еще также судно «Гидронавт».
Аппараты использовались достаточно интенсивно. Когда атлантическая
политика ВНИРО и Минрыбхоза обанкротилась, базировавшиеся на Черном море
суда с этими аппаратами стали ходить в рейсы через три океана в Охотское
и Берингово моря и даже залив Петра Великого.
«ТИНРО-2» Заложена в Ленинграде в 1972 году, спущена в
1973, вступила в строй в 1973 г. В 1974 - совершала
погружения на Черном море, в 1975 – совершила шестимесячный рейс в
Атлантику, в сентябре 1993 – принимала участие в подъеме обломков
корейского Боинга-747 «ТИНРО-2бис»
Заложена в Ленинграде в 1974 году, спущена в 1975, вступила в строй в 1975
г. В 1976 – совершила шестимесячный рейс в Атлантику. |