Проект УПС (Управляемый подводный снаряд).
Размерения - 3,98х3,09х3,44 м. |
Водоизмещение - 11,47 т |
Скорость максимальная - 3,0 узла |
Дальность плавания - 5 миль |
Глубина погружения рабочая - 200 м. |
Вооружение - отсутствует |
Судно-носитель ПЛ - пр. 666 |
Экипаж - 2 человека (3 спасенных). |
Первая попытка создать ПА, предназначенный для спасения экипажей
затонувших ПЛ, относится к 1958 г., когда в соответствии с постановлением СМ
СССР №0962-432 был разработан пр. 666 - экспериментальной спасательной ПЛ (ЭСПЛ).
На ЭСПЛ предполагалось проверить и отработать два метода спасения экипажей
затонувшей ПЛ - "сухим" способом, с помощью "управляемого подводного снаряда" (УПС)
и "мокрым" способом (т.е. посредством самостоятельного выхода подводников
шлюзованием), с помощью водолазов и декомпрессии подводников в барокамере ЭСПЛ.
Головным разработчиком назначили ЦКБ "Лазурит" (г.Горький).
Переоборудование ПЛ завершилось в 1961 г. на сдаточной базе ССЗ "Красное
Сормово" в Севастополе. Одновременно на ССЗ "Красное Сормово" в Горьком
построили самоходный спасательный аппарат УПС. В 1962г. окончились сдаточные и
начались экспериментально-эксплуатационные испытания ЭСПЛ (командир лодки
-капитан 2 ранга Ю.М.Лисичкин, командир УПС - капитан-лейтенант Б.А.Глушков).
На палубе надстройки (на комингс-площадке) ПЛ пр. 666 устанавливался УПС,
способный транспортировать с аварийной ПЛ лодки на спасательную ПЛ "сухим"
способом одновременно трех подводников.
Прием подводников с аварийной ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру
присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой, имевшейся на обеих
лодках. Кроме того, на ПЛ пр. 666 с глубин, доступных водолазам, было
предусмотрено спасение "мокрым" способом, для чего на лодке в I отсеке была
установлена поточно-декомпрессионная камера, состоявшая из выходного отсека (для
входа в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и двух декомпрессионных
отсеков (для проведения декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся
забортному давлению и обеспечивающих спасение водолазов).
В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр. 666 впервые в мировой практике были
произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной
ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном
положении был доставлен тогда капитан-лейтенант А.И. Никитинский (ныне капитан 1
ранга в отставке). Этот факт был удостоверен надлежащим образом. Появился новый
вид спасения подводников - "сухой" способ и с помощью спасательных подводных
аппаратов. На основании опытной эксплуатации было разработано "Руководство по
использованию ЭСПЛ пр. 666 с УПС".
Однако целый ряд недостатков, присущий УПС, привел к тому, что в ходе очередного
переоборудования ЭСПЛ в 1968-1969г. ПА был снят (как и телевизионная
аппаратура).
Накопленный опыт эксплуатации УПС и спецустройств ПЛ пр. 666 показал
целесообразность развития автономных спасательных ПА. |