1941 год
«КАЗАК ПОЯРКОВ»
лед., 1200 л. с., 1035 брт, ДГМП. Капитан Г.А. Лещетный.
Дата и место гибели -25.07.41, Японское море, в р-не б. Ольга, у м. Южный.
При выполнении задания командования ТОФ следовал вдоль берегов Приморья, ведя на буксире баржу с грузами. В 17 ч 30 мин подорвался на мине, вследствие чего произошел также взрыв главных котлов. Из-за сильных разрушений корпуса ледокол затонул через 1-2 мин. Погибло 30 чел., спаслось 15 чел.
ЦВМА, ф, 2450, оп. 4, д. 861, л. 388-390; ЦГАНХ, ф. 8045 on. 3, д. 760, л. 159; д. 759, л. 393; ДВМП [9], с. 195; Архив Владивостокского порта.
«КРЕЧЕТ»
груз.-пасс, п/х, 2282 брт, ДГМП. Капитан В. К. Божанов.
Дата и место гибели 14.12.41, рейд порта Гонконг.
Находился на ремонте в Гонконге. Во время боевых действий японских войск против Великобритании получил несколько десятков прямых попаданий снарядов японской береговой артиллерии, загорелся и затонул. Советские моряки с большим трудом вернулись на Родину.
Руднев Г.А. [30], с. 270-274; [31], с. 6-7; ДВМП [91, с. 197-198.
«СВИРЬСТРОЙ»
груз. п/х, 4769 брт. Капитан В. Е. Николаев.
Дата и место гибели 18.12.41, порт Гонконг.
Находился на капитальном ремонте в Гонконге. С началом военных действий между Японией и Великобританией был отведен на рейд и дважды обстреливался японской артиллерией. Погибло 2 чел. В дальнейшем пароход был разрезан на металлолом.
Руднев Г.А. [30], с. 270-274; [31], с. 6-7.
«СЕРГЕЙ ЛАЗО»
груз. п/х, 2975 брт. ДГМП. Капитан С. Г. Гук.
Дата и место гибели 23.12.41, порт Гонконг.
Находился на капитальном ремонте в Гонконге. В период военных действий между Японией и Великобританией был отведен на рейд, в дальнейшем разрезан на металлолом.
Руднев Г.А. [30], с. 270-274; [31], с. 6.
«ПЕРЕКОП»
груз. п/х, 2493 брт, ДГМП. Капитан А. А. Демидов.
Дата и место гибели 18.12.41, Южно-Китайское море, 4°50' с.ш., 106°30' в.д.
Следовал из Владивостока в порт Сурабая (о-в Ява). На половине пути экипаж узнал о начале военных действий японских вооруженных сил против США, Великобритании и Нидерландов. 17 и 18 дек. пароход подвергся атакам японских самолетов, получил сильные повреждения и загорелся. 8 чел. было убито и 8 чел. ранено. Спасти судно не удалось. Моряки покинули его и высадились на о-в Натуна, где прожили более года. Пережив лишения, голод и болезни, члены экипажа через Сингапур, Гонконг, Шанхай, Дайрен и Харбин в ноябре 1943 г. прибыли в Читу и Владивосток.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 756, л. 305-314; Демидов А. А. [10], с. 102-165; Руднев Г.А. [30], с. 257-270; [31], с. 8-9.
«МАЙКОП»
тн, 1846 брт, ДГМП. Капитан А. В. Левченко.
Дата и место гибели 26.12.41, у берегов Филиппин, б. Давао (о. Минданао).
Следовал во Владивосток из порта Сурабая (о-в Ява) через Макассарский прол. вокруг Филиппин с грузом 2 тыс. т кокосового масла. 20 и 21 дек. подвергся нескольким нападениям японской авиации. Судно получило прямые попадания, потеряло плавучесть и ввиду невозможности борьбы за живучесть было затоплено экипажем. При бомбежках погиб радист Дианов Е. И., 6 чел. получили ранения. Экипаж высадился на о. Минданао, где в мае 1942 г. был захвачен японцами и под конвоем отправлен в Манилу. Оттуда 30 июня 1942 г. прибыл в советское консульство в Шанхае, а еще через 2 мес. на Родину.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 369; ДВМП [9], с. 200; Руднев Г.А. [30], с. 250-257; [31], с. 10-11; Соболев В. И. [34], с 118-119.
1942 год
«ТУРКСИБ»
груз. п/х, 3160 брт. ДГМП.
Дата и место гибели 20.04.42, у Алеутских о-вов. Проходя через прол. Унимак, сел на камни, получил повреждения и затонул. Сведений о погибших нет.
Материалы Научно-исследовательской исторической группы ВМФ.
«АНГАРСТРОЙ»
груз. п/х, 4761 брт, ДГМП. Капитан Г. Р. Бондаренко.
Дата и место гибели 01.05.42, Восточно-Китайское море, на подходах к Корейскому прол., 31°55' с.ш., 127°42' в.д.
Следовал из Сан-Франциско во Владивосток с грузом сахара (7545 т), имея на борту 46 чел. экипажа и 14 пассажиров. Маршрут судна проходил через Петропавловск-Камчатский и далее вокруг Японии. 19 апр. пароход был задержан японскими кораблями и до 28 апр. стоял в порту Кушимото. Затем при следовании Восточно-Китайским морем был торпедировав неизвестной ПЛ и затонул через 15 мин. Экипаж и пассажиры, спасшиеся в двух шлюпках, были подобраны японским грузовым судном «Кайо-Мару» и 3 мая доставлены в Шанхай. Затем, с помощью советского консула, моряки и пассажиры на японском пароходе добрались до Дайрена, а оттуда 2 июля команда т/х «Ангар-строй» и пассажиры прибыли во Владивосток.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 752. л. 192-204; ДВМП [9], с. 207; Руднев Г.А. [30]. с. 189-193; [31]. с. 18-19.
«МИКОЯН»
груз. п/х, 2332 брт, ДГМП. Капитан И. В. Трескин.
Дата и место гибели 03.10.42, 14 ч 52 мин, Бенгальский зал., у сев.-вост. берегов Индии, 19°09' с.ш., 85°25' в.д.
С августа 1941 г. занимался перевозкой грузов из английских колоний в порты Персидского зал. Во время следования из Калькутты в порт Карачи с грузом мешковины был торпедирован японской ПЛ «I-162». Судно начало погружаться, водоотливные средства не успевали откачивать воду. По команде капитана экипаж оставил пароход и в спасательных шлюпках добрался до порта Гопалпур, затем, проехав через Индию, Иран и Ирак, по Каспийскому морю, моряки п/х «Микоян» прибыли в Красноводск. Погибших не было.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 753, л. 168-170; ДВМП [9]. с. 202; Руднев Г А. [30], с. 248-250; [31], с. 32-33; Rohwer J. [43], S. 263.
«СИМФЕРОПОЛЬ»
груз. п/х, 2696 брт, ДГМП. Капитан А. Н. Шушарин.
Дата и место гибели 01.12.42, порт Гонконг.
Находился на капитальном ремонте в сухом доке Гонконга. В период военных действий между Японией и Великобританией в декабре 1941 г. судну был нанесен значительный ущерб, впоследствии его разрезали для переплавки.
Руднев Г.А. [30]. с. 270-274; [31], с. 6-7.
1943 год
«КОЛА»
груз. п/х, 2654 брт, ДГМП. Капитан Л. М. Соловьев (погиб).
Дата и место гибели 16(17) .02.43, Тихий океан, к югу от Японии, 31о35' с.ш., 136°30' в.д.
13 февр. вышел из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Следовал через Цусимский прол. На борту находилось 49 моряков ДГМП, 10 чел. военной команды и 16 пассажиров, в том числе дети. Когда судно обогнуло Японские о-ва и вышло в Тихий океан, оно было торпедировано американской ПЛ «Софиш». В левый борт попало 2 торпеды. Радист И. X. Кириленко успел дать условный сигнал по аварийной радиостанции. Судно накренилось и ушло под воду в течение 2-3 мин. На плоты и 2 шлюпки удалось спуститься только 31 чел. Остальные погибли. После 15-дневного пребывания в океане большинство из спасшихся умерло от голода и болезней. Оставшихся в живых 4 чел. подобрал японский корабль в 30-40 милях от о-ва Сикоку. Две недели они провели в японской тюрьме. 12 марта моряков передали советскому консулу в Токио.
ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 67, л. 29-31, 143; Руднев В. А. [30], с. 193-203: [31], с. 44-45; ДВМП [9], с. 228, 230; Локвуд Ч. [18], с. 95.
«ИЛЬМЕНЬ»
груз. п/х, 2369 брт, ДГМП. Капитан А. Д. Могучий.
Дата и место гибели 17.02.43, Тихий океан, в 240 милях от о-ва Сикоку, 30°35' с.ш., 136°30' в.д.
Следовал из Владивостока в Петропавловск-Камчатский с грузом угля тем же путем, что и п/х «Кола». Пройдя Цусимский прол. и обогнув Японию, пароход лег на курс 85°. 17 февр. в 7 ч 45 мин был торпедирован американской ПЛ «Софиш», выпустившей веером 3 торпеды; 2 из них попали в левый борт носовой части судна. Судно за 2 мин погрузилось в воду, 7 чел. из 42 погибло. Остальные на двух шлюпках под парусами направились к берегам Японии. В этот же день в 14 ч 30 мин их подобрал п/х «Каширстрой» (капитан Г. И. Макаров), следовавший на п-ов Камчатку. 26 февр. спасенные были доставлены в Петропавловск-Камчатский.
ЦГАНХ, ф. 8045. оп 3, д. 752, л. 51, 53; Руднев Г.А. [30], с. 203-207; [31], с. 46-47; ДВМП [9], с. 230; Локвуд Ч. [18], с. 95.
«УЗБЕКИСТАН»
груз. п/х, 3400 брт, ДГМП.
Дата и место гибели 01.04.43, у сев.-зап. берегов США, на подходе к прол. Хуан-де-Фуко.
Следовал из порта Астория в порт Сиэтл, из-за плохой видимости выскочил на камни и затонул. Сведений о погибших нет.
Колотов Н. А. [13], с. 149-154; Новый мир, 1976, № 5, с. 175.
«ХЕРСОН»
п/х, 7300 брт, ДГМП. Капитан А. А. Орлов.
Дата и место гибели 04.07.43, 18 ч 45 мин, у юго-вост. побережья Камчатки, в р-не б. Пираткова.
Следовал вдоль побережья Камчатки с грузом 9278 т. В плохую видимость сел на мель. Подошедшие на помощь спасательные суда «Уссури», «Псков», «Терек», «Тунец», «Ладога», «Кокинаки» сняли с аварийного судна более 4500 т груза. 21 июля судно разломилось на две части. 29 июля кормовая часть, а 30 июля носовая часть были прибуксированы в Петропавловск-Камчатский. Погибших не было.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 756, л. 354-363, 31.7-318.
«МАРИУПОЛЬ»
тн, 7024 брт. ДГМП.
Дата и место гибели 14.11.43, Первый Курильский прол., у о-ва Шумшу.
Затонул у берега о-ва Шумшу в результате аварии. Сведений о погибших нет.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 757. л. 39; ДВМП [9], с. 243.
1944 год
«ТЫМЛАТ»
груз. п/х, 2699 брт, ДГМП. Капитан М. С. Москаленко (погиб).
Дата и место гибели 12.01.44, сев. часть Тихого океана, у берегов Камчатки, 53°12' с.ш., 160°15' в.д.
Следовал из Владивостока в США с грузом руды. После прохода Первого Курильского прол. попал в ураган. Волнами сорвало люковые закрытия и затопило носовой трюм, судно начало погружаться в воду. По сигналу «SOS» подошли пароходы «Киев» и «Выборг». Попытки буксировать судно не удались. Около 8 ч утра волнами вскрыло трюм № 2, повредило обшивку корпуса. Судно быстро затонуло в вертикальном положении. П/х «Киев» спас 4 чел. из воды и 9 чел. с плота. Погибло 35 чел.
Колотов Н. А. [13], с. 125, 151; Новый мир, 1976, № 5, с. 174- 175.
«МСТА»
п/х, 1984 брт, Николаевское-на-Амуре морское пароходство.
Дата и место гибели 06.02.44, Охотское море, к югу от порта Нагаево.
Раздавлен льдами, затонул. Сведений о погибших нет.
Материалы Научно-исследовательской исторической группы ВМФ.
«БЕЛОРУССИЯ»
п/х (лесовоз), 2920 брт, ДГМП. Капитан К.Г. Кондратьев (погиб).
Дата и место гибели 03.03.44, юж. часть Охотского моря, 47° с.ш., 146° в, д.
Следовал с грузом из США во Владивосток. При подходе к Курильским о-вам был направлен для оказания помощи п/х «Маныч», потерпевшему аварию) у о-ва Итуруп. Ранним утром 3 марта при подходе к месту аварии п/х «Маныч» был торпедирован и потоплен японской ПЛ. Судно затонуло в течение 4 мин. При взрыве погибло 4 чел., при спуске шлюпок 11 чел.
В уцелевшей спасательной шлюпке среди льдов оказались 28 чел. во главе с капитаном. Добраться до берега через плавающие льды на 20-е сутки удалось только кочегарам И. П. Петровичеву и Я. П. Почернину. Капитан и другие моряки погибли от голода и болезней. И. П. Петровичев и Я. П. Почернин перенесли жестокое обращение японцев с ними, избиения и допросы в тюрьмах на о-ве Хоккайдо. Только в середине июня 1944 г. советское консульство помогло им возвратиться на Родину.
ЦГАНХ ф. 8045, оп. 3, д. 1293, л. 471, 462-451; Руднев Г.А. [30], с. 210-224; [31], с. 52-53; ДВМП [9], с. 235-236; Малахов Н. Н. 19], с. 167-168; Морской флот, 1970. № 5.
«ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ»
груз. п/х, 2864 брт, ДГМП. Капитан ' Ф. Ф. Дроздов (погиб).
Цата и место гибели 22.04.44, 17 ч 00 мин, сев. часть Тихого океана, к югу от п-ова Аляска, 53°13' с.ш., 159°35' з. д.
Следовал с полным грузом из порта Ванкувер во Владивосток. На подходе к Алеутским о-вам был торпедирован неизвестной ПЛ. От детонации взорвались бочки с ацетоном, кормовую часть охватило пламя. Пароход затонул в течение 1-2 мин. При взрыве и спуске шлюпок погибло 13 моряков, в том числе капитан. В уцелевшей шлюпке и на плоту оказалось 29 чел., из них многие с ожогами, контузиями, без теплой одежды. Под парусом и на веслах шлюпка пошла по направлению к американскому берегу (Алеутским о-вам). В пути большинство моряков умерло от лишений и болезней. На шестые сутки оставшихся в живых 9 чел. подобрал п/х «Ола» (капитан А. Д. Могучий), следовавший попутным курсом. От переохлаждения спасенные не могли говорить. Все они, кроме старшего механика К. Г. Борисенко, были оставлены в американских госпиталях в Акутане и Датч-Харборе. Вернулись во Владивосток на тн «Сахалин» 1 июня 1944 г.
ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 31-33; ЦГАНХ, ф. 8045. оп. 3, л. 1293. л. 418-421; Руднев Г.А. [30], с. 225-229; [31], с. 54-55; ДВМП [9], с. 235-236.
«ИЛЬИЧ»
грузо.-пасс. п/х, 4166 брт, ДГМП. Капитан И. С. Сергеев.
Дата и место гибели 24.06.44, порт Портленд (США). В апреле 1944 г. прибыл на ремонт в США из Владивостока. Во время стоянки у причала по неизвестной причине судно быстро накренилось и через 20 мин погрузилось в воду. Весь экипаж (66 чел.), кроме буфетчицы А. Арехпаевой, спасся.
ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 14, л. 129; Малахов Н. Н. [19], с. 168-169; Новый мир, 1976, № 5, с. 187.
«ОБЬ»
груз. п/х, 2198 брт, ДГМП. Капитан С. Д. Панфилов (погиб).
Дата и место гибели 06.07.44, Охотское море, у зап. берега п-ова Камчатка, 51о27' с.ш., 154°58' в.д.
28 июня 1944 г. вышел из Владивостока в Петропавловск-Камчатский с грузом угля. 6 июля в 00 ч 10 мин пароход был торпедирован неизвестной подводной лодкой в правый борт. Затонул в течение 1-2 мин. Погибло 14 чел. экипажа, в том числе капитан. Оставшиеся в живых члены экипажа смогли сесть в шлюпку и на другой день подошли к берегу Камчатки, где пограничный катер отбуксировал их к рыбокомбинату. 9 авг. на п/х «Ковда» спасшиеся моряки прибыли во Владивосток.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1293, л. 344-345; Руднев Г.А. [30], с. 229-232; [31], с. 56-57; ДВМП [9], с. 235-236.
1945 год
«УЗБЕКИСТАН»
груз. п/х, 5551 брт, ДГМП.
Дата и место гибели 31.05.45, у Алеутских о-вов, на выходе из порта Датч-Харбор.
При выходе из порта Датч-Харбор столкнулся с американским п/х «Америкен Стар», получил большие повреждения и выбросился на прибрежную отмель.
Материалы Научно-исследовательской исторической группы ВМФ.
«ТРАНСБАЛТ»
груз. п/х, 11439 брт, ДГМП. Капитан И. Г. Гаврилов.
Дата и место гибели 13.06.45, 3 ч 36 мин, Японское море, в 50 милях зап. прол. Лаперуза, 45°43' с.ш., 140°45' в.д.
Возвращался из порта Сиэтл (США) во Владивосток, имея в трюмах 9800 т груза. В ночное время прошел из Охотского моря через прол. Лаперуза. В Японском море был торпедирован американской ПЛ «Спейдфиш», посланной туда без согласования с советским командованием для действий против японских судов. Две торпеды попали в кормовую часть судна. Через 8-10 мин судно переломилось и затонуло. Погибло 5 чел. 30 июня оставшиеся в живых 94 члена экипажа на 4 спасательных шлюпках добрались до японских портов Вакканай и Хонто, откуда 30 июля были на п/х «Хабаровск» доставлены во Владивосток.
Руднев Г.А. [30], с. 232-238; [31], с. 58-59; ДВМП [9], с. 240, 241; Локвуд Ч., Адамсон Г. [17], с. 223-224.