(1881-1919)
Российский моряк, штурман коммерческого
флота, полярный путешественник и исследователь. В море с 1900 г., плавал
матросом-практикантом на Балтике, совмещая с учебой в мореходных классах.
Закончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания в 1904 г. с дипломом
штурмана 2-го разряда. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. призван
на военно-морскую службу, которую проходил на Балтийском флоте. В 1905
г. назначен в Северную морскую экспедицию Министерства путей сообщения
по перевозке железнодорожных рельс из Европы на Енисей. Помощником капитана
путейского парохода "Обь" осуществлял лоцманскую проводку морских судов
в устье Енисея, обвехование фарватеров и другие работы по обеспечению безопасности
мореплавания. В 1906-1907 гг. штурман товаро-пассажирского парохода "Слава"
и парохода "Союз" на Каспийском море, совершал рейсы из Баку в Астрахань
и Красноводск. В 1908 г., после достижения необходимого плавательного ценза
(42 месяца), получил диплом штурмана дальнего плавания, выданный командиром
Петербургского торгового порта. После этого плавал штурманом яхты "Астатра"
на Балтийском море. В 1909-1911 гг.
служил штурманом парохода "Кильдин" на регулярной линии Архангельск - порты
Англии; в 1911-1912 гг. старший помощник капитана парохода "Великая княгиня
Ксения", совершавшего рейсы между Архангельском и Мурманским побережьем.
Как один из наиболее опытных полярных штурманов в 1912 г. приглашен Г.Л.Брусиловым
в арктическую экспедицию на шхуне "Святая Анна". Целью экспедиции была
попытка пройти по Северному морскому пути из Атлантического океана в Тихий,
попутно промышляя морских зверей и медведей. Участвовал в качестве старшего
штурмана в перегоне судна из Англии в Петербург, а затем в походе в июле-августе
1912 г. вокруг Скандинавского п-ва на Мурман. "Святая Анна", где В.И. Альбанову
пришлось после отказа нескольких участников экспедиции от дальнейшего похода
исполнять должность помощника командира, вышла из Александровска к Новой
Земле. Экспедиция проходила в сложной ледовой обстановке, что вынудило
после выхода из пр. Югорский Шар в Карское море отклониться к югу. У берегов
Ямала, севернее мыса Харасавэй в октябре 1912 г. шхуна была затерта льдами
и вмерзла в неподвижный береговой припай. Дрейф в ранее неисследованных
районах Арктики продолжался более 1,5 лет, и к началу 1914 г. шхуну вынесло
к северу от Земли Франца-Иосифа. Экипажу пришлось терпеть тяжелые испытания.
10 апреля 1914 г. Альбанов вместе с 13 матросами покинул "Святую Анну"
и направился к о-ву Рудольфа пешим ходом. Во время перехода удалось сделать
ряд важных открытий, доказать мифичность отмеченных ранее на картах Земли
Петермана и Земли Оскара, выявить закономерность дрейфа льдов с большой
скоростью в юго-западном направлении и открыть Восточно-Шпицбергенское
течение. Дальнейший путь от Земли Александры проходил частично на каяках,
части моряков пришлось идти пешком по берегам островов и ледяным перемычкам.
От болезней и во время штормов погибло большинство путешественников. Только
Альбанову и матросу А.Э. Конраду удалось добраться в июле 1914 г. к мысу
Флора, где они были спасены экспедицией Г.Я. Седова на судне "Святой Фока".
В.И. Альбанов доставил в Главное гидрографическое управление выписки из
судового журнала "Святой Анны", содержавшие важные метеорологические наблюдения
за время дрейфа, позволившие систематизировать сведения о поверхностных
течениях в высокоширотных арктических районах, вычислить среднюю скорость
течения, определить границы материковой отмели, выявить желоб Анны на севере
Карского моря. С ноября 1914 г. Альбанов служил ревизором и 2-м помощником
командира на ледорезе "Канада" Беломорской ледокольной флотилии, затем
флотилии Северного Ледовитого океана. С лета 1916 г. - капитан портового
ледокола № 6. Написал и опубликовал в журнале "Записки по гидрографии"
(1917, том 41) свои воспоминания "На юг, к Земле Франца-Иосифа", посвященные
походу по льдам со шхуны "Святая Анна". По состоянию здоровья в сентябре
1917 г. уволен с военно-морской службы. Зимой 1917-1918 гг. работал на
портовых судах в Ревеле (Таллинне). Затем с семьей выехал в Красноярск,
Где зачислен в Енисейскую партию Гидрографической экспедиции Северного
Ледовитого океана на должность производителя работ парохода "Север". Участвовал
в исследованиях района о-ва Диксон, в навигацию 1919 г. - в гидрографических
и лоцмейстерских работах в низовьях Енисея и близлежащих районах моря.
Погиб в декабре 1919 г. на ст. Ачинск при взрыве железнодорожного
эшелона
с боеприпасами, направляясь по вызову адмирала А. В. Колчак а в Омск с
проектом поисков экспедиции Брусилова на "Святой Анне". Именем В.И.Альбанова
названы ледник на о-ве Октябрьской революции в группе о-вов Северная Земля
и остров у о-ва Диксон в Карском море, мыс на о-ве Гукера в архипелаге
Земля Франца-Иосифа (Баренцево море).
|