Военно-морской флот России

Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы Персоналии
Галерея картин Книги Аудио Видео Разное

Иван Федорович Александровский

(1817-1894)

Родился в городе Митава Курляндской губернии. Уже в юношеские годы отличался большой любознательностью, склонностью к изобретательству и незаурядными способностями к живописи. После окончания митавского технического училища переезжает в Петербург, посещает Академию художеств. Вскоре его работы становятся популярны. В это время в Европе получает бурное развитие фотография, и молодой живописец с увлечением берется за новое дело. Тонкий художественный вкус, глубокий научный интерес позволяют ему достичь в этом виде искусства больших успехов. Но не фотографии и не живописи суждено было определить его дальнейшую судьбу – И.Ф. Александровского неудержимо влекло к изобретательской деятельности и технике. Его самым крупным изобретением становится первая отечественная подводная лодка с механическим двигателем. Ее строительство завершили в 1865 году. Этот проект был одобрен лично императором Александром II. "Высочайшим приказом по Морскому ведомству" И.Ф. Александровский был награжден орденом Владимира 4-й степени и зачислен на службу вольным механиком в чине титулярного советника с мундиром и годовым содержанием 5,000 рублей. С этого дня почти весь остаток жизни он посвящает отечественному флоту и прежде всего созданию подводной лодки и ее оружия – торпеды. В 1865 году Александровский представил Морскому министерству первый проект "самодвижущегося торпедо". Однако этот проект был отклонен как преждевременный. Следует отметить, что И.Ф. Александровский сделал заявление об изобретении им торпеды на год раньше, чем англичанин Роберт Уайтхед. После повторного представления проект был одобрен в 1869 году, а в 1874 году были проведены первые испытания. По своим характеристикам торпеда Александровского значительно уступала ставшей уже широко известной торпеде Уайтхеда. Несмотря на то, что в 1875 на повторных испытаниях Александровскому удалось продемонстрировать значительное увеличение скорости своей торпеды, а также успешно проверить ряд конструктивных усовершенствований, Морское министерство решило принять на вооружение Российского флота торпеду Уайтхеда. В 1880 году Александровский практически отошел от работ по усовершенствованию своей торпеды, а спустя дна года был уволен со службы. Испытывая острую нужду в деньгах, разорившийся изобретатель неоднократно обращался в Морское министерство с просьбой выплатить ему сумму, которую, по его расчетам, ему задолжали. Но все прошения остались "без последствия"... И.Ф. Александровский тяжело заболел и был помещен в одну из петербургских больниц для бедных. В 1894 году на 77-м году жизни он скончался.