(1816-1881)
Российский военно-морской
и государственный деятель, инициатор и руководитель пароходостроения и
коммерческого судоходства. Адмирал (1878). Военно-морскую службу начал
в юном возрасте, поступил волонтером в 1828 г. на Черноморский флот. Участвовал
в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., отличился при бомбардировке и взятии
неприятельской крепости Варна. Произведен в чин мичмана в 1838 г., на кораблях
эскадры вице-адмирала М.П. Лазарева участвовал в Босфорской экспедиции,
затем в действиях против горцев при колонизации приморских районов Кавказа,
С 1843 г. служил на Балтийском флоте, был введен в состав Комитета по постройке
пароходов. Под наблюдением Н.А. Аркаса
в 1845 г. на судоверфи в Астрахани были собраны железные пароходы "Куба",
"Ленкорань", "Тарки", открывшие затем пароходное коммерческое судоходство
на Каспийском море. В 1848 г. направлен в командировку в Англию для наблюдения
за строительством парохода-фрегата "Владимир". Принял командование над
новым кораблем и перевел его на Черное море. В феврале 1853 г. стал членом
Пароходного комитета, с мая - член
Морского ученого комитета, где занимался составлением новых сигнальных
книг для флота и пересмотром Свода морских постановлений. Затем участвовал
в работах по усовершенствованию морского уголовного законодательства, модернизацией
артиллерии на кораблях Балтийского флота. В 1855
г. введен в члены Особого артиллерийского комитета, составил проект и по
собственным чертежам построил 14 плотов, вооруженных каждый 4 пушками (плавбатарей),
которые значительно усилили оборону Кронштадта во время Крымской войны
(1853-1856). Произведен во флигель-адъютанты Свиты Его Императорского Величества.
В мае 1856 г. капитан 1-го
ранга Н.А. Аркас подал министру финансов прошение о необходимости учредить
на Черном море акционерное судоходное предприятие с задачей совершать регулярные
почтово-пассажирские рейсы по внутренним и заграничным линиям государственного
значения. Предложение было одобрено императором Александром II. Высочайшим
повелением 3 августа 1856 г. капитана 1-го ранга Аркаса назначили учредителем
и директором Главной (Одесской) конторы Русского общества пароходства и
торговли. Ему удалось заложить организационные и материальные основы РОПиТ,
способствовать развитию пароходного коммерческого судоходства России в
Черном море и на заграничных линиях. С конца 1857 г. назначен командиром
Гвардейского морского экипажа в Санкт-Петербурге, почти 15 лет нес придворную
службу. С апреля 1871 г. вице-адмирал Н.А. Аркас занимал должность главного
командира Николаевского порта, в октябре стал главным командиром Черноморского
флота и портов Черного моря. Возглавил работу по воссозданию российского
военно-морского могущества на южном стратегическом направлении после отмены
запретительных статей Парижского договора. Во время русско-турецкой войны
1877-1878 гг. адмирал Аркас осуществлял личное руководство подготовкой
мобилизованных пароходов и шхун для боевых действий на Черном море, организовал
испытание качественно нового оружия - мин.
Активно выступал в печати
с публикациями на военно-морские темы. Его перу принадлежат статьи в журнале
"Морской сборник": "Описание маневров 2 соединенных дивизий Балтийского
флота", "Турецкий, греческий и неаполитанский флоты в 1852 году", "Размышления
о приготовлениях к дальнему вояжу", " Испытания над гребными винтами на
паровой канонерской лодке "Пострел", деланные в 1855
году". Интересные воспоминания Н.А. Аркаса были опубликованы в "Историческом
вестнике".
|