(1800-1878)
Иван Афанасьевич Амосов
родился 12 ноября 1800 года в семье моряка-штурмана А.П. Амосова - младшего
брата известных русских кораблестроителей О.П. Амосова и И.П. Амосова.
В 1811 году, с согласия родителей, И.П. Амосов определил своего племянника
в младший класс Училища корабельной архитектуры. Здесь И.А. Амосов познакомился
с С.О. Бурачеком – в последствии также талантливым ученым-кораблестроителем.
После окончания училища в 1818 году они оба были оставлены для преподавания
в младших классах. Желая получить практический опыт строительства кораблей,
вскоре И.А. Амосов переводится на Кронштадтскую верфь, где участвует в
ремонтных работах на фрегатах. Через три года его производят в помощники
корабельного мастера, а в 1823 году переводят в Главное адмиралтейство
“иметь смотрение за черчением чертежей”. На новом месте талант Амосова
раскрылся во всей полноте. Он участвует в создании 84-пушечного корабля
“Гангут”, затем 110-пушечного корабля “Император Александр I”. После того,
как совместно с К.А. Глазыриным им в 1832 году был построен 56-пушечный
фрегат “Прозерпина”, Амосову доверяют руководить строительством больших
кораблей на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге.
Для изучения опыта строительства
паровых судов Амосова направляют в Англию, а затем в Америку. После возвращения
в Россию Амосова назначают управляющим Охтинской верфью.
Здесь в 1832-1850 годах Амосовым
было построено несколько десятков различных военных кораблей, в том числе
74-пушечные корабли “Фершампенуаз”, “Константин”, “Выборг” и знаменитый
56-пушечный фрегат “Аврора”. Зарубежная печать отмечала в то время, что
корабли типа “Фершампенуаз” являются высшим достижением не только русского,
но и мирового кораблестроения. За разработку проекта этого корабля И.А.
Амосова награждают орденом Святого Владимира 4-й степени – довольно редкой
награды у кораблестроителей.
В 1846-1848 годах он руководил
постройкой первого в России парового одновинтового фрегата “Архимед”. В
ходе работы над паровыми судами Амосов спроектировал 3- и 4-лопастные гребные
винты и предложил двигательную систему, состоящую из 2 машин и 2 винтов.
Одновременно он исследовал силы, действующие на винт, взаимодействие винта
с корпусом судна, гидродинамические характеристики винта. Им разработана
методика проведения ходовых и швартовых испытаний строящихся судов.
С середины XIX века Охтинская верфь полностью переходит на строительство
винтовых пароходофрегатов.
И.А. Амосов является автором
ряда оригинальных методов соединения элементов корпуса кораблей, оптимального
сочетания продольной и поперечной систем набора корпуса, учитывающего специфику
вооружения корабля, вибрационной и динамической нагрузки, особенно при
артиллерийской стрельбе.
В 1860-1873 годах И.А. Амосов
- инспектор-кораблестроитель работ Кронштадтского порта. Здесь он продолжает
усовершенствовать конструкции корабельных систем и отдельных устройств.
В 1872 году ему присваивают генеральский чин.
И.А. Амосов скончался в 1878
году.
|