Военно-морской флот России


Деятельность А.А. Баранова в Русской Америке (1790-1818)

Г. И. Шелихов, покидая в 1786 г. Русскую Америку, сдал свои дела Константину Алексеевичу Самойлову. В 1788г. Самойлов в свою очередь передал дела Евстрату Ивановичу Деларову, продолжавшему на Алеутских островах порядки, заведенные еще Шелиховым. Но только в 1790 г. Шелихов нашел себе достойного преемника-Александра Андреевича Баранова.

А. А. Баранов был блестящим организатором, отличным мореходом и исследователем.

Поступив к Шелихову в 1790 г., Баранов с основания Российско-американской компании, т. е. с 1799 г., оставался главным правителем русских поселений в Америке до 1818 года. В общей сложности А. А. Баранов провел в Русской Америке 28 лет.

В 1790 г. Баранов на галиоте “Три Святителя” под командой штурмана Дмитрия Ивановича Бочарова перешел из Охотска к острову Уналашка. Здесь судно потерпело крушение. Команда спаслась на берег, во время зимовки построила байдары и перебралась на остров Кадьяк, на котором в это время находилось управление предприятиями компании Шелихова.

В том же 1791 г. Бочаров на двух байдарах прошел в залив Бристоль и закончил описание северного берега полуострова Аляска, начатое экспедицией Креницына-Левашова. Одновременно он открыл кратчайший путь поперек полуострова Аляска - по реке Эгегик и озеру, названному озером Бочарова.

В 1791-1793 гг. Баранов на байдарах обошел весь остров Кадьяк, проник в Кенайский залив, прошел на северо-восток вдоль берегов полуострова Кенай и описал Чугацкий залив.

В 1794 г. в Чугацком заливе, по приказанию Шелихова, было построено первое судно “Феникс” - трехмачтовое, двухпалубное, длиной 73 фута. Железо, паруса и снасти были заблаговременно присланы Шелиховым из России. С этого времени в Русской Америке строились и другие суда.

В 1795 г. Баранов, командуя куттером “Ольга”, обследовал северные и восточные берега залива Аляска до острова Ситка (ныне остров Баранова) включительно. Во время этого плавания Баранов во многих местах на берегу поставил кресты и медные доски с надписью “Земля Российского владения”, как это было принято еще при Шелихове. В 1796 г. Баранов вновь посетил Чугацкий залив и отправил партии для обследования острова Ситка, на котором впоследствии создался центр Русской Америки - Ново-Архангельск.

Очень большим злом, задерживающим в это время освоение Русской Америки, было соперничество нескольких купеческих компаний, враждовавших друг с другом и втягивавших в эту борьбу местное население.

В 1798 г. почти все компании объединились в “Соединенную Американскую компанию”, а в 1799 г. Павлом I был подписан указ о создании “под высочайшим нашим покровительством Российско-американской компании” со следующими правами:

“1. Пользоваться всеми промыслами и заведениями, находящимися по северо-западному берегу Америки от 55° N широты до Берингова пролива и далее, также на островах Алеутских, Курильских и других, лежащих по Северо-восточному океану, и всем тем, что доныне в этих местах как на поверхности, так и в недрах земли было отыскано или впредь отыщется, без всякого со стороны других на то притязания.

2. Делать открытия не только выше 55°N широты, но и далее к югу и занимать открываемую землю в российское владение на преждеписанных правилах, если эти земли никакими другими народами не заняты и не вступили в их зависимость.

3. Заводить, где компания найдет за нужное, по надобности и лучшему разумению, заселения и укрепления для безопасного пребывания и, наконец,

4. Производить мореплавание ко всем окрестным народам и иметь торговлю со всеми около лежащими державами по изъявлении ими на то согласия и по высочайшем сего утверждении. Для приведения же в большую силу и пользу предприятий компании нанимать ей для мореплавания, промыслов и заведений всякого состояния свободных людей”.

Вступивший в 1801 г. на престол Александр I отнесся к делам Российско-американской компании еще более внимательно. Он разрешил морским офицерам служить по найму в предприятиях Компании, причем эта служба засчитывалась как военная. Это мероприятие было весьма полезно, так как в Русской Америке чувствовался крайний недостаток в опытных судоводителях и вообще в образованных людях. Первыми морскими офицерами, приглашенными на службу в Компанию, были лейтенант Николай Александрович Хвостов и мичман Гавриил Иванович Давыдов.

В 1799 г. Баранов, назначенный главным правителем Русской Америки, прошел с острова Кадьяк на остров Ситка и основал там укрепленное поселение Архангельское.

В 1802 г. в отсутствие Баранова местные индейцы-колоши (тлинкиты) сожгли это поселение, а большинство русских перебили. Этот случай был одной из причин, повлекших за собой посылку в Русскую Америку военных кораблей.

Уже в 1804 г. шлюп “Нева” под командой капитан-лейтенанта Лисянского, только что пришедший из Балтийского моря, помог Баранову восстановить на острове Ситка русскую власть. Баранов построил на острове новую крепость - Ново-Архангельск и перевел в эту крепость управление Русской Америкой.

В дальнейшем из Ново-Архангельска Баранов посылал промышленные и исследовательские партии как на север, так и на юг вдоль западного побережья Северной Америки.

Экспедиции на север преследовали главным образом промысловые цели-поиски новых промысловых угодий и завязывание обменных сношений с местными племенами. Посылки экспедиций и промысловых партий на юг преследовали, кроме того, и более важные цели. Баранову хотелось распространить русское влияние вплоть до испанских владений, северные границы которых в то время были весьма неопределенны.

В 1803-1804 гг. посланный Барановым мореход Швецов с двадцатью байдарами плавал от острова Кадьяк к бухте Сан-Диего. В 1808 г. Швецов повторил свое плавание, причем по пути у 38° с. ш., к северо-западу от входа в залив Сан-Франциско, открыл бухту Румянцева (Бодега) и заложил на берегу медную доску с российским гербом и надписью “Земля Российского владения”.

Несколько раньше, в 1806 г., Баранов послал морехода Сысоя Слободчикова с 50 байдарами вместе с американским судном, владельцем которого был некто Уиншип, для промыслов в районы к югу от Ново-Архангельска. Слободчиков и Уиншип доходили до Калифорнии. Испания в это время была в союзе с Францией, с которой Россия воевала, что в известной мере затрудняло действия Слободчикова.

Во время плавания у калифорнийских берегов Слободчиков приобрел небольшую американскую шхуну. Ему удалось уговорить капитана этой шхуны проводить его с байдарками до берегов Нового Альбиона (Верхняя Калифорния), откуда он надеялся добраться до Кадьякабез всякой помощи. “Однако,-как говорит Тихменев, - ему пришлось по разным причинам идти сперва к Сандвичевым (Гавайским) островам”

Король Гавайских островов Камеамеа I принял русских очень приветливо и послал подарки Баранову, о котором он слышал. Слободчикову удалось выменять здесь немного мехов на провизию для Компании.

Между тем капитан судна, доставивший Слободчикова на Гаваи, отказался выполнить свое обещание. Слободчиков оказался в весьма затруднительном положении. Вся команда состояла из одного матроса-иностранца, бежавшего с торгового судна, и нескольких алеутов, не имевших никакого понятия о плавании под парусами.

Несмотря на это, Слободчиков довел свое судно до острова Кадьяк, потеряв из следовавшей с ним партии двух человек и байдарку.

12 сентября 1807 г. в Ново-Архангельск прибыл из Кронштадта шлюп “Нева” под командой лейтенанта Гагемейстера, поступившего на четыре года на службу Компании.

“Нева”, выгрузив часть привезенных грузов в Ново-Архангельске, отправилась на зимовку на остров Кадьяк.

Весной 1808 г. Баранов отправил “Неву” для осмотра отдельных поселений Компании, а затем на поиски островов Рио-де-Оро и Рио-де-Плата, якобы открытых между Японией и Гавайскими островами еще в XVII веке. Поиски эти были безуспешными. Кроме того, Гагемейстер должен был зайти на остров Оаху (Гавайские острова) для установления торговых отношений. Гагемейстер писал, что любой из Гавайских островов мог бы полностью снабжать русские поселения провизией, но наладить это ему не удалось. Гагемейстер выменял на Гавайских островах только 1 200 пудов соли и сандаловое дерево.

Во все время пребывания Баранова в должности главного правителя Русской Америки перед ним стояли разного рода трудности. В самом начале ему приходилось улаживать вредные последствия действий конкурирующих купеческих промысловых компаний. С этим, к счастью, было покончено в 1799 г. после образования Российско-американской компании. Потом ему пришлось бороться с враждебными действиями некоторых племен, населяющих берега и острова Тихого океана. Мудрыми действиями Баранова, его заботами о местных жителях, поступивших на службу Компании, и это постепенно изживалось. Несмотря на подстрекательство иностранцев, многие племена добровольно переходили в российское подданство и приобщались к русской культуре.

Одним из главных затруднений, продолжавшихся во все время существования Русской Америки, была всегдашняя нужда в привозных продуктах питания. Из-за чрезвычайно дождливого климата на Кадьяке, на берегах залива Аляска и на острове Баранова рожь и пшеница совсем не давали всходов, а ячмень родился плохо. Овощи вызревали, но были водянисты. Доставка продуктов из Сибири через Охотск или на кораблях из Кронштадта была ненадежна и стоила очень дорого. Вот почему Баранов стремился к заселению более южных и более плодородных участков берега Северной Америки.

Еще осенью 1808г. Баранов послал своего ближайшего помощника Ивана Александровича Кускова (родом из Тотьмы) на двух судах “Кадьяк” и “Николай” для осмотра берегов к югу от острова Баранова. Судно “Николай” потерпело крушение, большая часть команды была захвачена индейцами и погибла. “Кадьяк”, на котором находился сам Кусков, вернулся с богатой добычей морских бобров. Во время этого плавания Кусков заметил вблизи залива Румянцева (Бодега) места, удобные для заселения.

В 1810 г. Кусков повторил, но неудачно, попытку утвердиться в намеченном месте. Это удалось ему лишь в 1811 г. Во время зимовки он сблизился с вождями местных племен, роздал им медали и подарки и уговорил их уделить некоторое количество земли для заселения.

В 1812 г. Кусков привез с собой необходимые для начального обзаведения материалы. К зиме были построены форт с 10 орудиями и жилые дома. Так было основано селение Росс - самое южное поселение Российско-американской компании.

Несмотря на всю энергию и предприимчивость Кускова, его старания превратить поселение Росс в “житницу” Русской Америки не удались. Алеуты и русские, бывшие в его распоряжении, предпочитали заниматься более выгодным для них пушным промыслом, нежели сельским хозяйством. Кроме того, места берега, ближайшие к селению Росс, были засолены в результате почти постоянно дующих с моря ветров. Большим недостатком селения Росс было также отсутствие около него удобной гавани-суда могли безопасно стоять на якоре только при северо-западных ветрах. Кусков, правда, построил небольшую пристань и даже верфь, с которой в 1818 и 1819 гг. были спущены бригантина “Румянцев” и бриг “Булдаков”, но все это не решало вопроса о снабжении Русской Америки провизией.

Чтобы выйти из продовольственных затруднений, Баранов вступал: в соглашение с капитанами американских судов о поставке ему провизии в обмен на пушнину. Затем Баранов заключал соглашения с Американской меховой компанией и, наконец, пробовал наладить торговые отношения с Гавайскими островами.

За время пребывания Баранова в должности главного правителя Русской Америки грузы из Балтийского моря привозились на принадлежащих Российско-американской компании судах: “Надежда” (1804), “Нева” (1804, 1807), “Суворов” (1814, 1817), “Кутузов” (1817). Кроме того, в Русской Америке побывали военный шлюп “Диана” (1809) и бриг “Рюрик”, принадлежавший графу Н. П. Румянцеву (1817, 1818).

Конечно, столь редкая посылка кораблей из Балтийского моря не могла удовлетворить потребностей Русской Америки. Поэтому Баранов наладил постройку судов на месте, покупал иностранные суда и нанимал для службы на кораблях иностранцев, так как русских моряков в его распоряжении было очень мало. Для того чтобы понять, в каких трудных условиях приходилось Баранову работать, надо отметить, что на 1 января 1819 г. на службе Российско-американской компании находилось:
 

  Русских Креолов Местных жителей
Мужчин 378 133 4062
Женщин 13 111 4322
Всего 391 244 8384

С 1799 по 1821 год Российско-американская компания приобрела для плавания из Балтийского моря в Русскую Америку пять иностранных судов (“Надежда”, “Нева”, “Кутузов”, “Суворов” и “Бородино”), для плавания в водах Тихого океана купила восемь иностранных судов, в Охотске и на верфях Русской Америки построила пятнадцать судов. Из них потерпело крушение шестнадцать судов, разобрано по ветхости пять и продано три судна. Всего в 1821 г. в Русской Америке было десять компанейских судов водоизмещением от 30 до 306 тонн. Общее водоизмещение всех судов равнялось всего 1 376 тоннам

Большое число судов, потерпевших крушение, не должно удивлять. Навигационные условия в водах Русской Америки, особенно для парусных судов, были чрезвычайно трудны. Здесь господствуют постоянные штормы и туманы и очень сильные приливо-отливные течения. Кроме того, районы плавания в те времена еще не были обследованы, мореходные качества построенных собственными средствами судов были низкими, людей, знакомых с мореплаванием, недоставало.

Надо прибавить к этому, что Баранов, очень умный, дальновидный и решительный, в то же время был малообразованным и грубым человеком. Морские офицеры, приводившие корабли в Русскую Америку, не особенно считались с Барановым как с начальником, и между ними и Барановым происходили нередко недоразумения, приводившие иногда к разбору в специальной комиссии. Как утверждает Тихменев, “есть причины полагать, что результат этих исследований утвердил главное правление компании в мысли уполномочить начальника следующей кругосветной экспедиции Гагемейстера принять от Баранова управление колониями, если он найдет это полезным”. В дальнейшем Гагемейстер и сменил Баранова.

Деятельность А. А. Баранова была широко известна в северной части Тихого океана. Так, после посещения Слободчиковым в 1807 г. и Гагемейстером в 1808 г. Гавайских островов король Камеамеа через американцев предлагал Баранову вступить в торговые отношения и даже хотел сам приехать к Баранову для переговоров.

В 1814 г. Баранов отправил на Гавайские острова компанейское судно “Беринг”, но это судно у Гавайских островов потерпело крушение и было разграблено туземцами.

В 1815 г. Баранов послал на Гавайские острова прибывшего на корабле “Суворов” доктора Шефера, оставшегося на службе в Русской Америке. Шефер пробовал не только завести торговые отношения с Гавайскими островами, но даже обосноваться на них. На северных Гавайских островах он основал небольшое русское поселение, заключил выгодные соглашения с королем этих островов Томари, который даже просил русского царя принять его под свое покровительство. Царь пожаловал Томари золотую медаль с надписью: “Владетелю Сандвичевых островов Томари в знак дружбы его к россиянам”. Русский флаг долго развевался на северных Гавайских островах

В 1816 г. Баранов пробовал завести торговлю с Манилой.

Баранов много сделал для укрепления хозяйства Русской Америки и для подъема культуры местного населения. Он постоянно также занимался географическими обследованиями занятых Российско-американской компанией районов. Для этой цели Баранов систематически посылал специальные партии. Во многих таких обследованиях он принимал участие.

В 1818 г. Баранов по распоряжению из Петербурга сдал дела вновь назначенному правителю дел Русской Америки, капитан-лейтенанту Гагемейстеру, прибывшему в Русскую Америку на корабле “Кутузов”. На этом же корабле Баранов отправился в Россию, но на пути из Батавии (ныне Джакарта) в 1819 г. умер 73 лет от роду и погребен в море.