(1885-1961)
Российский гидрограф, исследователь
Арктики, контр-адмирал (1919). Сын А.И Вилькицкого.
Закончил Морской кадетский корпус (1904), в чине
мичмана участвовал в русско-японской войне
1904-1905 гг. на кораблях эскадры Тихого океана. В 1908
г. окончил Николаевскую морскую академию по
гидрографическому отделу (штурманская
специализация). Служил в системе Главного
гидрографического управления, которое
возглавлял его отец – генерал-лейтенант А.И.
Вилькицкий. В 1908-1912 гг. выполнял ответственные
гидрографические и геодезические работы на
Балтийском море и на Дальнем Востоке. В начале 1913
г. капитан 2-го ранга Б.А. Вилькицкий назначен
командиром ледокольного парохода "Таймыр"
и помощником начальника гидрографической
экспедиции Северного Ледовитого океана.
Ледокольным пароходам "Вайгач" и "Таймыр"
предстояло выполнить съемку побережья и
островов Северного Ледовитого океана, выявить
возможности мореплавания по Северному морскому
пути. Из-за внезапной болезни начальника
экспедиции, полковника корпуса флотских
штурманов И.С. Сергеева, морской министр в
июле 1913 г. возложил руководство на Б.А.
Вилькицкого.
Суда экспедиции вышли в Северный Ледовитый
океан через Берингов пролив 24 июля 1913 г. До конца
сентября были описаны архипелаг Северная Земля,
острова М. Таймыр и Старокадомского, открыт и
нанесен на карты остров в Восточно-Сибирском
море, наименованный в честь А.И.
Вилькицкого. После возвращения судов во
Владивосток в ноябре 1913 г. Б.А. Вилькицкий с
докладом о полученных научных результатах убыл в
Санкт-Петербург. Первое публичное выступление
состоялось 20 января 1914 г. в присутствии членов
Государственной думы, Адмиралтейств-Совета,
руководителей Морского министерства, ученых и
офицеров флота. Высоко оценил итоги экспедиции
император Николай II;
капитану 2-го ранга Б.А. Вилькицкому было
присвоено придворное звание флигель-адъютанта.
В 1914 г. перед гидрографической экспедицией
поставлена задача совершить переход Северным
морским путем с востока на запад с одновременным
выполнением научных исследований. Ледокольные
пароходы "Вайгач" и "Таймыр"
вышли из Владивостока 24 июня 1914 г. Переход
проходил в сложных гидрометеорологических,
навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по
июль 1915 г. суда зимовали во льдах в заливе Толля у
Таймыра. Под руководством Б.А. Вилькицкого
моряки и специалисты-гидрографы продолжали
вести исследовательские работы. Впервые в
истории экспедиция пыталась применить в Арктике
самолет, который, однако, вышел из строя в первом
же испытательном полете. Освободившись из
ледового плена, гидрографические суда
продолжили движение на Запад и 3 сентября 1915 г.
прибыли в Архангельск. Завершилось первое в
истории мирового мореплавания сквозное плавание
Северным морским путем. Экспедиция произвела
многочисленные наблюдения над господствующими
ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов,
их перемещением, глубинами северных морей,
составила описи ряда мысов, уточнила координаты
пунктов южного побережья архипелага Северная
земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был
открыт пролив, названный в честь начальника
экспедиции. В Восточно-Сибирском море открыт
остров, первоначально названный именем
командира "Вайгача", капитана 2-го ранга
П.А.
Новопашенного (ныне остров Жохова, в честь
первооткрывателя лейтенанта А.Н. Жохова с "Таймыра",
умершего во время зимовки). Переход экспедиции
доказал возможность судоходства в арктических
морях.
Решением Ученого совета Русского
географического общества Б.А. Вилькицкому
присуждена Константиновская медаль, а Совет
Французского географического общества наградил
его золотой медалью "Ла Рокет". Высокая
награда была вручена Вилькицкому и
Высочайшим императорским указом.
В 1915-1917 гг. Б.А. Вилькицкий командовал
эсминцем "Летун",
участвовал в боевых действиях мировой войны на
Балтийском море. В 1917-1918 гг. капитан 1-го ранга
Вилькицкий
– дежурный офицер оперативного отделения Службы
связи Балтийского флота. В июне 1918 г. назначен
начальником гидрографической экспедиции
Западно-Сибирского района Северного Ледовитого
океана для обеспечения вывоза хлебных грузов в
европейскую часть России. В Архангельске признал
власть антибольшевистского правительства, в 1919
г. получил чин контр-адмирала. Возглавлял
гидрографическую экспедицию Северного
Ледовитого океана, осуществил значительный
объем исследовательских работ в Баренцевом и
Карском морях. Осенью 1918 г. на "Вайгаче" и
"Таймыре" руководил ледово-лоцманской
проводкой парохода "Соломбала" с
французской военной миссией на реке Енисей.
Поход закончился аварией парохода "Вайгач"
в Енисейском заливе. В августе-сентябре 1919 г.
Вилькицкий
осуществлял навигационно-гидрографическое
обеспечение Карской продовольственной и
товарообменной экспедиции.
В феврале 1920 г. эмигрировал в Англию, где жил и
работал до 1922 г. Именем Б.А. Вилькицкого были
названы острова в море Лаптевых, открытые
экспедицией Р. Амудсена в 1919 г.
Находясь за рубежом, Б.А. Вилькицкий
продолжал интересоваться проблемами русского
Севера, высказал "ряд конструктивных
предложений по организации судоходства по т.н.
Карскому морскому пути. В 1923-1924 гг. по приглашению
внешнеторговых организаций СССР участвовал в
подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских
товарообменных экспедиций, был начальником
морской части этих предприятий, обеспечил
успешный переход больших групп транспортных
судов и грузовые операции.
С 1925 г. вновь в Англии, где состоял на службе в
частных судовладельческих компаниях. Затем
переехал в Африку и трудился гидрографом в
Бельгийском Конго.
|