Родился Алексей Самуилович Грейг 6 сентября 1775 года в Кронштадте и за заслуги отца, известного флотоводца С. К. Грейга, сразу
после рождения по повелению Екатерины II получил чин мичмана. Но дальнейшее продвижение по службе не
было столь легким Уже десятилетним, в 1785 году, Алексея послали на стажировку в Англию. Он начал морскую практику на английских
судах, получил чин лейтенанта и 19 мая 1788 года, по возвращении в Россию, был назначен на корабль "Мстислав", ходивший по
Финскому заливу. После смерти отца, 4 декабря 1788 года, императрица произвела А. С. Грейга в капитан-лейтенанты. 9 сентября
Алексей с братом Карлом был послан на стажировку за границу. В 1789-1791 годах братья ходили в Китай и Индию на судне Ост-Индской
компании "Ласекс", участвовали в сражении с французским приватиром и голландскими судами. Вернувшись на родину, Алексей Грейг
пробыл в России лишь год и вновь, по повелению Екатерины II, был направлен за границу, служил волонтером
на военных судах, ходил в Средиземное море. По возвращении в 1796 году моряка назначили на корабль "Ретвизан", который под
командованием бригадира П. В. Чичагова отправился с эскадрой к берегам Англии Там Грейг принял в командование фрегат "Архангел
Михаил" и повел его в Россию Фрегат у мыса Порккала-Удд потерпел крушение, однако морской суд признал молодого командира
невиновным. По определению суда за знания и распорядительность, проявленные при старании спасти судно, Грейга произвели 17 декабря
1796 года в капитаны 2-го ранга. А в 1798 году он получил в командование корабль "Ретвизан", крейсировал в эскадре вице-адмирала
Макарова с английскими кораблями у острова Тексель и получил похвальный отзыв Нельсона.
1 января 1799 года Грейга произвели в капитаны 1-го ранга. Командиром "Ретвизана" он участвовал с эскадрой вице-адмирала
Макарова в экспедиции 1799 года в Голландию и пленении голландского флота.
Во время высадки десанта "Ретвизан", который шел за английским кораблем, встал на мель. До ночи снять корабль не удалось, шторм
утро жал ему гибелью. Тогда Грейг предложил оригинальное решение: приказал поднять стаксели, и ветром судно сдвинуло с мели.
Корабль после небольшого ремонта продолжил участвовать в действиях. 19августа корабли "Ретвизан", "Европа", "Мстислав" были
присоединены к отряду Митчелла и 20 августа участвовали в сдаче голландского флота англичанам. "Ретвизан" и "Мстислав" взяли 2
корабля, в том числе флагман "Вашингтон"; он был доставлен в Англию "Ретвизаном", а флаг и вымпел с другого корабля отправили в
Россию и поместили в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга; командовавший "Ретвизаном" А. С. Грейг был награжден орденом Св.
Анны II степени, а в 1802 году за то же получил орден Св. Георгия IV степени.
В кампании 1800 года Грейг командовал у берегов Англии кораблем "Ретвизан", на котором поднял флаг контр-адмирал П. В. Чичагов.
Будущий министр Морских сил России заметил способности Грейга и в дальнейшем не раз давал ему ответственные поручения В 1801 году
Грейга назначили председателем Комиссии для исправления Кронштадтского порта; за успешное выполнение поручения моряк получил
награду и благодарность.
Вступивший на престол Александр I обещал править по образу царствования Екатерины
II. Новому императору, в детстве получившему образование либерального оттенка, требовались молодые, надежные соратники для
проведения в жизнь реформ, в том числе и на флоте. Император учредил Комитет для исправления флота. Грейг стал единственным членом
Комитета, не имевшим адмиральскою чина. 9 января 1803 года его произвели в капитан-командоры. Моряк недолго оставался на берегу. В
Европе разгорался пожар новой войны. Наполеон Бонапарт успешно покорял европейские страны и угрожал интересам России на
Средиземном море. Россия, вступая в войну с Францией, в 1804 году отправила эскадру из четырех судов к острову Корфу. Командовать
эскадрой назначили А. С. Грейга.
Прибыв на Средиземное море, Грейг объединил под своим командованием все русские суда на Ионических островах и крейсировал в
районе этих островов, которые со времен экспедиции Ф. Ф. Ушакова находились под протекторатом России.
30 марта 1805 года Россия заключила союз с Англией против Франции. К союзу присоединились Королевство обеих Сицилий и Швеция,
затем Австрия. Возникла третья антифранцузская коалиция с целью вытеснить французов из захваченных стран Европы и восстановить во
Франции королевское правление.
Вместе с английской эскадрой 7-8 ноября 1805 года Грейг высадил Десант в Неаполе, но под давлением превосходящих сил французов
был вынужден его снять. По возвращении на Корфу капитан-командор поступил под командование вице-адмирала Д. Н. Сенявина,
прибывшего с новыми силами из России. 27 декабря 1805 года Грейга произвели в контр-адмиралы.
В 1806 году в поддержку Наполеона выступила Турция, объявившая войну России. Вступили в боевые действия и русские силы на
Средиземном море. С началом войны Сенявин отправился к устью Дарданелл. Грейгу он поручил взять Тенедос - остров у входа в пролив.
8 марта 1807 года, лично командуя атакой, контр-адмирал овладел островом, на котором учредили базу русского флота.
Турецкий флот вышел из Дарданелл, чтобы вернуть Тенедос и ликвидировать блокаду, нарушавшую снабжение Константинополя
продовольствием. 10 мая произошло Дарданелльское сражение, в котором активно участвовал со своими кораблями Грейг. После жаркого
сражения турецкие корабли ушли под прикрытие береговых батарей. 11 мая контр-адмирал получил приказ атаковать турок, вошедших в
Дарданеллы. Грейг атаковал и загнал 3 турецких корабля на мель, а затем высадил десант и овладел Лемносом.
19 июня 1807 года турецкие корабли вновь направились к Тенедосу, чтобы овладеть им. У Афонской горы они встретились с русской
эскадрой и потерпели поражение. Грейг с отрядом из 3 кораблей преследовал отступавших, взял адмиральский корабль. Еще 3 бежали под
берег. 21 июня по приказу Сенявина Грейг атаковал их в заливе Монто-Санто. Турки выбросились на мель и сожгли корабли, высадив
экипажи на берег.
После Тильзитского мира, установившего тесные связи Александра I с Наполеоном, русская эскадра в 1808
году была вынуждена оставить Средиземное море и уйти в Лиссабон. Оттуда Грейга вызвали в Россию. Он был награжден за успехи в
боевых действиях на Средиземном море орденом Св. Анны I степени. Однако из-за союза с Наполеоном Россия
оказалась в состоянии войны с Великобританией. Как и других английских офицеров на русской службе, контр-адмирала отправили в
глубь России, в Москву. До начала вторжения наполеоновской армии Грейг использовал свободное время для самообразования. Когда же
восстановились нормальные англо-русские отношения, Грейг вновь вернулся к активной деятельности. В 1812 году контр-адмирал
выполнял дипломатические поручения П. В. Чичагова, тогда командующего Дунайской армией. Он ездил в Одессу, Константинополь, на
Мальту и Сицилию. В 1813 году Грейг вернулся через Англию в Санкт-Петербург. Он командовал парусной и гребной флотилией при осаде
Данцига. Моряк водил матросов своих судов на штурм неприятельских батарей. После падения Данцига его произвели 4сентября 1813года
за отличие в вице-адмиралы и наградили орденом Св. Владимира II степени.
В 1814-1816 годах Грейг находился в Санкт-Петербурге. В это время он перешел в подданство России. Очевидно, этот шаг позволил
поручить вице-адмиралу особую задачу: восстановить Черноморский флот, боеспособность которого заметно упала за последние годы. И
образованному, опытному флотоводцу эта задача оказалась по плечу.
2 марта 1816 году А. С. Грейга назначили главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором Николаева и
Севастополя. В начале столетия флот не отвечал своему назначению, и вице-адмирал подошел к этому вопросу с научной точки зрения.
Он учредил при Черноморском адмиралтейском департаменте распорядительную часть, занимавшуюся перепиской, создал Артиллерийское
управление, улучшил работу Депо карт, обеспечив его типографией и художниками-граверами из числа моряков, ввел должности
начальников отделений, усовершенствовал канцелярское дело и добился перевода архива Черноморского флота из столицы в Николаев, чем
сократил переписку. В 1826 году флотоводец впервые в практике России создал штаб флота для организации боевой подготовки и
разработки планов действия в военное время; первым начальником штаба стал В. И. Мелихов. Опираясь на организацию и подготовленных
помощников, Грейг за несколько лет преобразовал все отрасли флота.
К 1816 году в Николаеве при устье Ингула оставалось только два ветхих эллинга, на которых несколько лет не строили суда.
Кораблестроение переместилось в Херсон, расположенный в 30 километрах от Днепровско-Бугского лимана. Однако выводить построенные
корабли из Херсона через многочисленные мели было сложно и дорого, из Николаева это было значительно проще. В Севастополе
кораблестроительная база состояла из малых эллингов для постройки небольших судов. Грейг решительно избрал в качестве базы
судостроения Николаев. К 1832 году здесь на 5 верфях было 11 эллингов, из которых 9 соорудили при Грейге. На верфях была введена
механизация: паровая машина приводила в действие ножницы, прессы и другое оборудование. Была оборудована и паровая лесопилка. В
мастерских вместо дров использовали донецкий уголь. В Адмиралтействе построили кузницу, парусную и шлюпочную мастерские.
Не был оставлен и Херсон, где в Спасском урочище с помощью средств помещика А. Перовского было заложено Спасское
адмиралтейство, на котором с 1828 года по подряду строили корабли для Черноморского флота, в том числе линейные и фрегаты. В
городе был основан литейный завод, отливавший необходимые вещи для флота; на Херсонском канатном заводе также применили паровую
машину, в Богоявленске парусная фабрика давала парусину высшего качества.
С 1818 года Грейг ходатайствовал о постройке в Севастополе сухих доков для ремонта кораблей, чтобы избежать килевания;
разрешение было получено в 1827году, начались работы. Завершены они были уже при новом главном командире и потому получили
наименование Лазаревского адмиралтейства. Новое адмиралтейство было создано в Измаиле, на реке Репиде; там строили суда Дунайской
флотилии.
Грейг добился выделения для нужд кораблестроения участков леса с хорошей древесиной в Подолии. Качество поступавшего леса
контролировали комиссии. Он проводил эксперименты по "засолению" деталей для их лучшей сохранности. Комиссии были созданы и для
наблюдения за качеством постройки судов.
Особенно недоставало малых судов. При Грейге было построено 36 шхун, бригов, люгеров, тендеров, катеров, яхт. Малые суда
требовались для посыльной и крейсерской службы, они давали возможность молодым офицерам пройти школу самостоятельного
командования. Именно на таких судах начинали позднее многие выдающиеся представители лазаревской школы. Особенно они оказались
важны, когда со временем потребовались постоянные крейсерства у берегов Кавказа. Кроме того, постройка многочисленных судов давала
практику и корабелам, позволяла мастерам проявлять свое умение и искусство.
Вторым классом судов, к постройке которых обратился Грейг в первую очередь, явились пароходы. Уже в 1820 году, через 3 года
после постройки первого парового судна на Балтике, в Николаеве построили пароход "Везувий" для портовой службы. В 1825 году в
Николаеве был спущен первый в России военный пароход "Метеор" с 14 пушками, в 1826 году - пароход "Молния". Пароходы в мирное
время буксировали флашхоуты с грузами для кораблестроительных верфей Николаева и Херсона. В военное время им предстояло вести
боевые корабли и осуществлять действия, недоступные для парусников. Всего при Грейге были построены 5 и куплены 2 парохода.
А. С. Грейг разработал проект канонерских лодок для Дунайской флотилии, предложил использовать на реке иолы; при нем было
построено 40 канонерских лодок и 49 иолов.
По мере восстановления верфей появилась возможность строить линейные корабли и фрегаты. Грейг задумывал их с усиленной
артиллерией, добиваясь высокого качества, чтобы дорогие корабли могли служить эффективно и долго. Отказавшись от французских
проектов с малой прочностью и остойчивостью, он предпочел использовать более совершенные английские образцы, предложил
использовать созданный Ф. Чапманом и развитый А. С. Грейгом и К. Кнорре "параболический" метод проектирования. На основе этого
метода были построены многие черноморские суда различных классов.
В Николаеве построили первый на Черном море 120-пушечный корабль "Варшава", спроектированный Грейгом. Современники отмечали,
что это было лучшее творение адмирала. Уже в 1816-1817 годах был построен фрегат "Флора", первое на Черном море судно с
диагональными креплениями по системе Сепингса, значительно повышавшими прочность корпуса. Эту систему использовали и на
последующих черноморских кораблях. В 1822 году в Херсоне был спущен первый в России 60-пушечный фрегат "Штандарт"; почти все
последующие построенные при Грейге фрегаты были того же ранга. Всего их выстроили семь. При недостатке средств на постройку
кораблей фрегаты могли заменить их в линии и одновременно служить для крейсерской службы. Их можно было строить быстрее, чем
корабли.
Кроме того, строили транспорты для перевозки войск. Грейг предложил сооружать небольшие транспортные суда прибрежного плавания
(тьялкшипы и бомшипы), в которых ощущался недостаток. В составе флота не было бомбардирских кораблей для обстрела крепостей. По
предложению Грейга в 1824 году такой корабль "Опыт" был перестроен из транспорта, затем переоборудовали еще 3 судна.
Под руководством Грейга впервые в России была спроектирована морская паровая землечерпательная машина. Благодаря очистке
ингульского и очаковского фарватеров можно было отказаться от камелей и отправлять корабли из Николаевского адмиралтейства с
полным парусным вооружением своим ходом, также как и возвращать обратно для ремонта.
Меры, принятые Грейгом, позволили резко увеличить численность кораблей и судов. За время правления адмирала одно Николаевское
адмиралтейство выпустило 125 боевых судов (не считая портовых) - в 6 раз больше, чем за предшествующие 23 года существования
адмиралтейства.
Грейг не только увеличивал численность флота, но и добивался качества постройки. Приняв управление, он отметил, что
установленный пятнадцатилетний срок службы почти ни одно судно не выдерживает; большинство ветшает после 6 лет, а после 10 уже
непригодно. В первую очередь, с 1817 года, главный командир ввел в практику систему набора по методу Р. Сепингса; используемые
диагональные связи - ридерсы сделали корпус более прочным и устойчивым к воздействию волн и качки. Он возобновил обшивку корпусов
медными листами для защиты от размножившегося морского червя. 26 ноября 1827 года флагман приказом ввел правила определения
размеров деталей набора для судов различных рангов. Использование металлических книц, поперечных переборок и других
усовершенствований, предложенных Грейгом, позволило увеличить срок службы кораблей до тимберовки на 11-13 лет, а с тимберовкой -
до 17 лет.
В 1818 году Грейг распорядился заменить песчано-каменный балласт чугунным, что увеличило остойчивость судов и позволило
установить на главной палубе более тяжелые 36-фунтовые орудия вместо 24-фунтовых. В 1821 году он издал приказ об унификации орудий
в палубах по наибольшему калибру и унификации размеров пушечных портов, что упростило снабжение боеприпасами в бою и
взаимозаменяемость орудий и станков. Для повышения боеспособности при свежем ветре и на ходу Грейг поднял орудийные порты выше над
водой.
22 марта 1824 года Грейг ввел правила вычисления размеров рангоута, а 4 февраля 1826 года - правила определения толщины
такелажа в зависимости от ранга и размера судна. Для облегчения он заменил латунные блоки бакаутовыми, ввел правила расчета
якорных цепей и веса якорей, определил численность команды на военных и транспортных судах.
В годы руководства Грейга в практику вошли якорные цепи вместо канатов, водоотливные помпы, иллюминаторы, сигнальные фонари,
дневной и ночной телеграфы (первый изобретен А. С. Грейгом). Были усовершенствованы нактоузы для лучшего освещения компасов,
кирпичные камбузные печи заменены железными, слюдяные фонари стеклянными; в каютах вместо сальных свечей ввели фонари,
усовершенствовали крюйт-камеры и лазареты, использовали измерители дифферента, опреснительные установки, переговорные трубы и
многое другое.
Серьезное внимание Грейг обращал на главное оружие кораблей - артиллерию. Зная, что пушки Луганского завода часто разрывает, он
заказывал орудия на Олонецком заводе. Флотоводец приказал хранить порох в латунных бочонках вместо деревянных, установил новую
пробу пороха, спроектировал станки для карронад, единорогов и орудий гребных судов. На одну треть для экономии сохранения стволов
были уменьшены учебные заряды, фитильные запальники заменены замками, введена лучшая отделка ядер и бомб для точности и
безопасности стрельбы. Грейг упростил крепление пушек на корабле по-походному, заменил тростниковые запальные трубки более
безопасными перьевыми. В 1830 году было решено изготавливать удлиненные пушки для 100-пушечных кораблей для всех флотов по
чертежам Грейга.
В 1825 году из 15 черноморских кораблей в строю были 10, тогда как на Балтике - всего 5, что свидетельствует о качестве
кораблестроения. Немудрено, что когда вступивший на престол Николай I организовал под председательством
адмирала А. В. Моллера Комитет для образования флота, его членом наряду с вице-адмиралами Пустошкиным, Сенявиным, контр-адмиралом
П. М. Рожновым, капитан-командорами Ф. Ф. Беллинсгаузеном, И. Ф. Крузенштерном и М. И. Ратмановым стал вице-адмирал Грейг.
Увеличение числа плаваний для перевозки войск и грузов в разные пункты побережья потребовало организации навигационного
обеспечения безопасного судоходства. По инициативе Грейга бьши созданы достоверные карты и лоции Черного и Азовского морей,
построены несколько маяков: Инкерманские в Севастополе, плавучий у Кинбурнской косы, в Одессе и Еникале, на Тендровской косе, на
мысах Тарханкут и Айтодор, Таклинский. В Бугском и Днепровско-Бугском лиманах по берегам были установлены навигационные знаки. Для
оперативного управления флотом в 1819-1820 годах были выработаны дневные (флажные) и ночные (фонарем) сигналы. Дневные флажные
сигналы, разработанные на Черном море, были введены для всего флота. Развивалась система линий оптического телеграфа.
Понимая важность обороны главной базы флота, Грейг добился постройки в 1821-1827 годах батарей с ядрокалильными печами на
входных мысах Севастопольской бухты. Он разработал план постройки оборонительных сооружений для защиты города с суши. Однако
средства не были выделены, и Севастополь пришлось укреплять в 1854 году уже после вторжения неприятеля в Крым. Судьба города в
результате осады союзных войск вполне объясняет, почему Грейг являлся твердым противником перевода всего управления и
кораблестроения из Николаева в Крым. Благодаря его стойкости удалось сохранить после Крымской войны основные верфи, мастерские и
систему администрации, без которых не было бы возможности восстановить флот.
Совершая регулярные плавания с эскадрами, Грейг готовил моряков. По его инициативе в Николаеве было расширено Штурманское и
создано Артиллерийское училища. Неудачей завершились обращения 1823 и 1826 годов в Петербург с просьбой открыть свой Морской
кадетский корпус; Грейгу удалось лишь добиться в столичном Морском корпусе 10 мест для детей черноморцев. В Николаеве и
Севастополе были созданы училища для девочек и мальчиков. Грейг нередко сам посещал учебные заведения, участвовал в экзаменах
будущих офицеров. Он ввел порядок, по которому по каждой дисциплине экзаменовал специалист; ранее экзамены по всем предметам
доверяли одному преподавателю. Для офицеров адмирал организовал в Николаеве курсы повышения квалификации; на них читали лекции по
корабельной архитектуре, физике, механике, пневматике, гидростатике и гидродинамике. Желающие могли заниматься в Николаевской
астрономической обсерватории. Грейг приобщал офицеров к занятиям метеорологией и астрономией, снабжал их необходимыми
инструментами и поручал вести метеорологические журналы. Наиболее способных офицеров отправляли за границу и на российские
предприятия для совершенствования в специальности.
Ежегодно флот под флагом Грейга выходил в море для учебы. Экипажи учились маневрировать в составе эскадры и стрелять. Именно в
эти годы получили мореходную и военную практику те моряки, что прославились в боях с турецким флотом.
Адмирал заботился об улучшении обмундирования и питания матросов, облегчении их жизни. Не имея возможности ликвидировать
телесные наказания, он ограничил их определенным минимумом и требовал от офицеров не отступать от законов. Адмирал считал
повинными в нерадивом поведении матросов прежде всего офицеров, не проводивших достаточной воспитательной работы, полагал, что
лучше сначала научить подчиненных, чем взыскивать с них.
Многочисленные нововведения пошли на пользу флоту. Когда в 1833 году Грейга перевели в столицу, он сдал флот М. П. Лазареву в
гораздо лучшем состоянии, чем принимал. За успешное руководство флотом Грейг уже в 1818 году был награжден орденом Св. Александра
Невского, в 1821 году - бриллиантовыми знаками к этому ордену, в 1827 году - орденом Св. Владимира I
степени.
В русско-турецкой войне 1828-1829 годов черноморцы показали, что флот боеспособен. 14 апреля 1828 года был опубликован манифест
об объявлении войны Турции. В апреле русские войска перешли границу, заняли Молдавию, Валахию и начали действия против турецких
крепостей при поддержке Дунайской флотилии. Черноморский флот, базировавшийся на Севастополь, насчитывал 9 кораблей, 5 фрегатов и
23 вспомогательных судна, тогда как турки в Константинополе располагали 6 кораблями, 3 фрегатами и 9 меньшими судами.
Первым важнейшим пунктом атаки флота стала Анапа с гарнизоном около 6000 человек. 2 мая Грейг с эскадрой из 7 кораблей, 4
фрегатов и 23 меньших судов доставил к Анапе пятитысячные войска контр-адмирала А. С. Меншикова. 3 мая по суше подошли 900 человек
полковника Перовского; под прикрытием этого отряда были высажены десантные войска, расположившиеся в 2 километрах от Анапы и
начавшие осаду. С 7 мая корабли эскадры начали обстреливать крепость. Попытки турецких вылазок были отбиты русскими, причем в боях
18 и 28 мая участвовало до 6000 человек с обеих сторон. Турецким войскам содействовали формирования горцев, насчитывавшие тысячи
человек. Штурм Анапы, намеченный на 10 июня, не состоялся: турки пошли на переговоры и 12июня капитулировали.
Важнейшей целью на пути к Константинополю избрали Варну, ибо взять крепость мог помочь флот. Крейсировавшая в районе мыса
Калиакра - Созопола эскадра вице-адмирала Мессера в мае - июле не допускала переброски неприятелем подкреплений к Варне. Варна
была сильной крепостью с гарнизоном в 12 000 человек. Попытка четырехтысячного отряда начать осадные работы с суши 1 июля были
отражены обороняющимися. Но 21 июля эскадра Грейга доставила в Каварну десятитысячный отряд вице-адмирала А. С. Меншикова; эти
войска на следующий день осадили Варну. 26 июля 22 русских гребных судна истребили 14 турецких, прикрывавших крепость с моря, что
позволило русским кораблям с 26 июля по 29 сентября обстреливать крепость, в которую из-за слабости блокирующих сил турки провели
с юга 12 000 человек подкрепления. 7 августа крепость обстреляли главные силы флота; из-за мелководия корабли стреляли по одному с
дистанции 5 кабельтовов; тем не менее удалось подавить огонь приморского бастиона. 28 августа, после прибытия гвардейского
корпуса, осада стала более плотной, войска успешно отражали попытки деблокировать крепость изнутри и извне. 25 сентября начался
штурм Варны, причем основной удар нанесли по приморскому бастиону. Турки выдержали штурм, однако 29 сентября капитулировали,
лишившись надежды на помощь.
20 июля 1828 года за взятие Анапы Грейга произвели в адмиралы, за взятие Варны - наградили орденом Св. Георгия
II степени. В следующем году русские моряки овладели цепью крепостей на берегу Болгарии (Месемврия,
Ахиолло, Инада, Мидия, Сан-Стефано, Бургас, Сизополь), блокировали Босфор.
Успех флота в немалой степени способствовал заключению выгодного для России Адрианопольского договора с Турцией 2 сентября
1829 года, по которому Россия приобрела устье Дуная и восточное побережье Черного моря от устья Кубани до поста Св. Николая,
вернула право на свободу торгового мореплавания на Черном море, в проливах и на Дунае.
После войны Грейг продолжал преобразования. В 1829-1830 годах были введены в строй в Николаеве мортонов эллинг, эллинг для
кораблей и эллинг для фрегатов, открыто уездное училище. Однако с 1830 года адмиралу пришлось отбиваться от нападок клеветников, и
его энтузиазм угас.
Назначенный председателем Комитета по улучшению флота при Главном морском штабе, Грейг руководил его заседаниями в
Санкт-Петербурге с 24 октября 1830 года по 23 мая 1831 года. Он оставался еще главным командиром Черноморского флота, но фактически
руководство перешло к начальнику штаба М. П. Лазареву. Комитет рассматривал многочисленные предложения известных моряков по
совершенствованию различных отраслей морской службы. Немало предложений самого Грейга, опробованных на Черном море, было
рекомендовано внедрить во всем флоте.
В 1833 году адмирала определили членом Государственного совета. И в этом качестве он активно работал, готовил документы и
выступал по различным вопросам, состоял председателем комиссий военных и морских дел, законов и законодательства, экономики,
гражданских дел, польских дел и др. В частности, в 1834-1835 годах он был членом Комиссии по сокращению расходов при
Государственном совете.
После переезда в столицу обязанности адмирала уменьшились, что позволило ему больше внимания уделить астрономии и другим
отраслям науки. Еще в мае 1826и сентябре 1827года Академия наук рассмотрела записки А. С. Грейга "Исследования о составлении
чертежей корабля по параболической методе" и "Определение указателей грузовой ватерлинии" и высоко оценила их. В 1832году,
незадолго до отъезда Грейга с Черного моря, в Николаеве вышла книга адмирала "Краткое описание способа, по которому корпуса судов
образуются на математических основаниях", в которой адмирал рассматривал параболический метод проектирования кораблей. Всего по
этому методу под руководством Грейга были построены 53 судна, включая 7 кораблей и 6 больших фрегатов. Адмирал особо занимался
вопросами остойчивости корабля, разработал метод практического определения центра его тяжести, что ранее в России не делали.
Астрономией Грейг занимался всю жизнь. Вступив в командование флотом, Грейг приказал оборудовать в доме главного командира в
Николаеве вместо башенки обсерваторию. В 1827 году по его инициативе была построена крупнейшая в России Морская астрономическая
обсерватория под Николаевом. Кроме научных исследований, обсерваторию использовали для изучения мореходной астрономии кадетами
Черноморского штурманского училища и слушателями Николаевских офицерских курсов. Она служила также астрономическим центром для
гидрографов, проводивших съемки берегов, снабжала корабли картами и мореходными инструментами, поверяла корабельные приборы. В
1822 году за научную работу в области астрономии и руководство созданием обсерватории в Николаеве флотоводца избрали почетным
членом Петербургской академии наук. При отъезде из Николаева Грейг подарил свои личные астрономические инструменты флоту и
обсерватории. Но он не оставил прежние занятия, для которых появилось особое направление. Астроном В. Я. Струве выступил с
предложением основать обсерваторию под Петербургом. В 1834 году была создана Комиссия по строительству Пулковской обсерватории;
председателем комиссии избрали Грейга. Крупнейшую в мире обсерваторию на
Пулковских высотах в 20 километрах от Петербурга торжественно открыли 7 августа 1839 года. За заслуги в ее сооружении Грейгу
была объявлена высочайшая благодарность. Пулковская обсерватория вскоре стала астрономической столицей мира.
А. С. Грейг скончался 18 января 1845 года и похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Магистрат Николаева постановил
считать Грейга за заслуги в развитии города "вечным гражданином". Жители в его честь поставили в 1873 году памятник, выполненный
по проекту М. О. Микешина известным скульптором А. М. Опекушиным. Памятник не сохранился. Но имя флотоводца осталось на карте.
Российские мореплаватели в его честь назвали мыс Грейга в Бристольском заливе Берингова моря и остров Грейга в Тихом океане, в
архипелаге Россиян.
|