(?)
Русский авиаконструктор, создатель первого в
истории авиации гидросамолета. Закончил
Киевский политехнический институт. Еще в
студенческие годы увлекся авиацией, принимал
активное участие в работе институтского
авиационного кружка. После окончания института
занялся постройкой спортивного самолета,
который назвал "Г-1". Вскоре
Григорович переехал из Киева в Петербург, где в
это время зародилось авиационное общество
"Первое Российское Товарищество
Воздухоплавания". Задачей общества являлось
развитие отечественной авиации. Григорович стал
техническим директором и главным конструктором
завода товарищества. Молодой инженер увлекся
идеей создания конструкции самолета типа
"летающей лодки". Идея создания
гидросамолета возникла у Григоровича не
случайно. Россия, омываемая многими морями и
океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в
самолете, который мог бы использовать в качестве
взлетной и посадочной площадки водные
пространства. И вот в начале 1913 года был
спроектирован первый в мире гидросамолет "М-1".
Непрерывно улучшая свой гидросамолет "М-1",
Григорович создает одну за другой конструкции
летающих лодок, лучшей из которых была "М-5",
созданная в 1914 году. Гидросамолет "М-5"
принес Григоровичу широкую известность.
Летающая лодка "М-5" обладала
весьма высокими летными характеристиками,
хорошими мореходными качествами. Поэтому она
была немедленно принята на вооружение. Д.П.
Григорович является также автором самолета
"М-11"
- морского истребителя типа летающей лодки. Это
была первая в мире конструкция морского
истребителя. На нем были установлены также
впервые в мире броня и неподвижное оружие. В 1916
году Д.П. Григорович создал два сухопутных
самолета: "С-1" и "С-2".
Самолет "С-2" представлял собой
один из первых в мире самолетов-двухвосток. В том
же году им был сконструирован и построен
двухпоплавковый гидросамолет "М-20".
Особенностью этой машины являлась ее
способность взлетать с воды и со снега. Авиаторы
любили эту машину за ее высокие летные качества.
В следующем, 1917 году, Григорович создал два
больших гидросамолета. Первая конструкция
представляла собой двухпоплавковый биплан. Это
был первый в мире торпедоносец, много лет
являвшийся единственным самолетом подобного
типа. Вторая конструкция - летающая лодка "МК-1"
(морской крейсер). Особенностью самолета "МК-1"
являлось то, что бипланная коробка крыльев несла
на себе моторы (три мотора - один с тянущим и два с
толкающими винтами) и крепилась к корпусу лодки
не жесткими узлами, а посредством специальных
амортизаторов. По прошествии многих лет
французы, кстати без указания имени автора -
Григоровича, стали применять подобную схему
крепления коробки крыльев к фюзеляжу и выдавать
ее за изобретение А. Фармана. 1918 год
ознаменовался постройкой нескольких опытных
гидросамолетов: "М-17", "М-18"
и "М-19". С 1921 года Д.П. Григорович
начал работать на авиационных заводах, где он
сконструировал несколько морских и сухопутных
самолетов. В частности, он построил первые
советские истребители "И-2", "И-2бис",
"И-З", летающую лодку "М-24"
и разведчик открытого моря ("РОМ"),
обладавший высокими летными качествами и
хорошей мореходностью. Д.П. Григорович является
автором замечательной машины "И-5".
Она была создана им совместно с Н.Н.
Поликарповым. Самолет "И-5" -
истребитель, обладавший отличной
скороподъемностью и исключительной
маневренностью, был длительное время одной из
основных машин, состоявших на вооружении молодой
советской авиации.
За свою 30-летнюю деятельность в авиации Дмитрий
Павлович Григорович создал свыше 60 типов
самолетов, из них 38 типов машин строились
серийно. Ему принадлежит идея создания первого в
мире гидросамолета, а также первого в мире
истребителя с убирающимся в воздухе шасси.
|