Сергей Горшков родился 13 февраля 1910 года в Каменец-Подольске, в семье учителей Георгия Михайловича и Елены Федосеевны, и был
средним из троих детей. С детства мальчика и его сестер воспитывали в атмосфере уважения к труду. В 1912 году семья переселилась в
Коломну Московской области. В 1926 году, закончив среднюю школу, Сергей стал вольнослушателем физико-математического факультета
Ленинградского университета и подрабатывал на жизнь в порту.
Молодежь того времени стремилась на флот. В 1927 году юноша поступил в ВВМУ им М. В. Фрунзе. Уже летом 1928 года курсант
участвовал в первом дальнем походе на крейсере "Аврора", что окончательно определило дальнейший путь моряка. После окончания
училища в 1931 году он служил штурманом эсминца "Фрунзе" (Черноморский флот). В 1932 году Горшкова перевели на Тихоокеанский флот
штурманом минного заградителя "Томск", он был флагманским штурманом бригады, командовал сторожевым кораблем, эсминцем. Во время
боев у озера Хасан капитана 3-го ранга назначили командиром 7-й морской бригады, которая конвоировала транспорты с войсками из
Владивостока в бухту Новгородская и несла дозорную службу.
Семь лет моряк провел на Дальнем Востоке, получил отличную практику и представление о действиях флота. В июне 1939 года
капитана 2-го ранга Горшкова назначили командиром бригады эскадренных миноносцев Черноморского флота. Горшков продолжал и учиться:
в 1937 году он окончил спецкурсы командного состава ВМФ, в 1941 году - курсы усовершенствования высшего начальствующего состава
при Военно-морской академии.
К началу Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга более года командовал бригадой крейсеров Черноморского флота. Летом
1941 года бригада участвовала в маневрах, отрабатывая совместные действия с сухопутными войсками по отражению десантов с моря.
Вскоре после возвращения в базу началась война. Корабли огнем артиллерии отражали первый воздушный налет на Севастополь, ставили
мины. Моряков, которых готовили к борьбе с воздушными и морскими целями, пришлось учить стрельбе по целям береговым. Горшков не
раз выходил на обстрелы неприятельских войск под Одессой. Он сделал вывод о необходимости корректировки огня и присутствия в
войсках представителя флота со средствами связи.
14 сентября Военный совет Черноморского флота принял решение организовать высадку десанта под Григорьевкой, чтобы улучшить
положение защитников Одессы. Командиром высадки назначили контр-адмирала Л. А. Владимирского, а капитана 1-го ранга С. Г. Горшкова
- командиром десантного отряда кораблей.
В ночь на 22сентября крейсера "Красный Кавказ", "Красный Крым", эсминцы "Бойкий" и "Безупречный" с десантом уже были на
исходных рубежах. Так как эсминец "Фрунзе", на котором Владимирский следовал в Одессу для установления взаимодействия с отрядом
высадочных средств, был потоплен немецкой авиацией, Горшкову приказали принять командование. Капитан 1-го ранга решил проводить
высадку на корабельных средствах. Решительно действовавшие моряки доставили на берег первую группу десанта, а подошедший позднее
отряд высадочных средств принял оставшиеся войска, после чего крейсеры ушли, а эсминцы, к которым присоединился "Беспощадный",
продолжили огневую поддержку наступавших. Неприятельские войска были отброшены от Одессы с большими потерями.
В ходе высадки под Григорьевкой пришло известие о присвоении С. Г. Горшкову звания контр-адмирала. С 13 октября 1941 года по 14
октября 1942 года он командовал Азовской флотилией. Лишившись прежних баз, флотилия получила в качестве главной базы Ахтари и
маневренных - Азов и Ейск. Ей были поставлены задачи вывести суда из Ростова, уничтожить оставшиеся в Геническе плавсредства, не
допустить высадки десантов на побережье от Таганрога до Темркжского залива, обезопасить свои коммуникации, содействовать
сухопутным войскам. Основными путями выполнения задач Горшков определил действия кораблей и авиации против неприятеля на северном
побережье, создание единой с Южным фронтом противодесантной обороны восточного берега, нападения на вражеские коммуникации и
конвоирование наиболее ценных транспортов. Штаб флотилии установил взаимодействие с сухопутными войсками и готовил планы боевых
действий. Были развернуты систематическая разведка, береговая и корабельная дозорная служба, налажена регулярная боевая подготовка
кораблей и частей. На собраниях и совещаниях были обсуждены недостатки предшествующей деятельности. Все эти меры способствовали
превращению соединения в эффективно действующую боевую силу.
Первую серьезную проверку флотоводец прошел в Керченско-Феодосийской десантной операции. Азовская флотилия и Керченская
военно-морская база начали высадку 25 декабря, и к 30 декабря были переброшены на Керченский полуостров до 20 тысяч войск 51-й
армии. Пришлось собрать и приспособить для высадки свыше 300 единиц маломореходных судов, не имевших связи. Им предстояло в
последующие месяцы стать основной десантной и транспортной силой в Керченском проливе. Зимой десятки штурмовых отрядов флотилии по
льду атаковывали неприятельские укрепления у Таганрога и восточнее Мариуполя, истребляли дозоры и быстро уходили. От моряков,
возвращавшихся с задания, командующий или офицеры штаба узнавали детали похода и учитывали этот опыт. Действовали против
неприятеля авиация и артиллерия флотилии. Контр-адмирал, изучавший уставы и наставления сухопутных войск, свободно оперировал
армейскими понятиями, что помогало взаимодействию с сухопутными войсками.
Весной 1942 года, когда гитлеровское командование готовилось к наступлению на Кавказ, Военный совет Северо-Кавказского
направления поставил перед Азовской флотилией задачи обеспечить безопасность коммуникаций на море, содействовать войскам Крымского
фронта на северном берегу Керченского полуострова и войскам Южного фронта на участке Таганрог, Мариуполь, продолжать обеспечивать
противодесантную оборону.
Командование флотилии приняло решение поддерживать фланги армий отдельными отрядами кораблей, выставить с судов и самолетов
минные заграждения на путях противника и оборонительные заграждения возле пригодных для высадки участков побережья, ударами
артиллерии и авиации по портам и судам в море нарушать перевозки противника, защищать побережье, используя как свои, так и
приданные силы. При перевозках применяли систему конвоев. Для действий на коммуникациях высылали отряды быстроходных судов.
Мариуполь по ночам бомбили самолеты, Таганрог обстреливала береговая батарея № 661.
После того как потерпевшие поражение войска Крымского фронта отступили и начали эвакуацию в мае 1942 года, в распоряжение
Керченской военно-морской базы передали все суда Азовского бассейна, а корабли флотилии прикрывали перевозки. Благодаря
решительным действиям удалось перебросить на Таманский полуостров 120 000 человек. Флотилия атаками связала вооруженные суда
противника, сосредоточенные в Мариуполе.
В соответствии с разработанным штабом флотилии планом минных постановок на путях движения противника катера в течение 3 месяцев
скрытно ставили минные банки, на которых неприятель нес потери.
После взятия Севастополя 3 июля гитлеровские войска развернули наступление в юго-западном направлении и к 24 июля вышли в нижнее
течение Дона. Командующий Северо-Кавказского фронта поставил Черноморскому флоту и Азовской флотилии задачу воспрепятствовать
ожидавшейся высадке десанта через Керченский пролив. Корабли и авиация флотилии действовали против судов противника в портах и
войск на побережье, отвлекая внимание и силы от Керченского пролива, поддерживали действия войск на Дону и переправу отходивших
частей. 24 июля немецкие войска взяли Ростов и на следующий день начали наступление на Северный Кавказ. Отдельному Донскому отряду
кораблей командующий флотилией приказал поддерживать войска в районе Азов - Кагальник до последнего снаряда. В боях под Азовом,
Ейском и Темрюком, на Кубани и Таманском полуострове в августе 1942 года Азовская флотилия задержала наступающего противника на
месяц и нанесла ему значительный урон. Флотилия лишилась большинства кораблей, однако часть их прорвалась через Керченский пролив.
Удалось спасти многие скопившиеся в портах Азовского моря плавсредства; до 13 августа через Керченский пролив под ударами авиации
и артиллерии противника прошли 164 судна с грузами.
9 августа командование силами флотилии, Керченской и Новороссийской военно-морскими базами, предназначенными для обороны
Таманского полуострова, поручили контр-адмиралу С. Г. Горшкову; 12 августа он переместил командный пункт из Темрюка в Су-Псех
вблизи Анапы. Командование флотилии приняло решение всеми силами морской пехоты и артиллерии, кораблей и авиации содействовать
47-й армии. Используя различные средства, моряки наносили удары по скоплениям десантно-высадочных средств и войск противника,
отбили несколько десантов, которые противник пытался высадить на косы Тузла и Чушка. Германские войска смогли занять Таманский
полуостров лишь после того, как Азовское море оставил последний корабль флотилии, а войска отошли для обороны Новороссийска.
17 августа Военный совет Азовской флотилии обращался к командующему Черноморским флотом с предложением создать единое
командование в Новороссийске и стянуть туда войска с Таманского полуострова. В тот же день приказом командующего Северо-Кавказским
фронтом был создан Новороссийский оборонительный район (НОР) в составе 47-й армии, Азовской флотилии, Темрюкской, Керченской,
Новороссийской морских баз и союзной авиагруппы под командованием генерал-майора Г. П. Котова. Его заместителем назначили
командующего флотилией С. Г. Горшкова. Штаб флотилии .стал морской частью штаба НОР и руководил действиями кораблей флотилии и
Черноморского флота в рамках района.
18 августа, узнав о захвате станиц Абинская и Крымская, Горшков приказал командованию военно-морской базы выслать на перевалы
отряды из штабов и тыловых учреждений, усиленные подвижной артиллерией. От других баз силы были выдвинуты на фланги. Сам
командующий расположил командный пункт на 9-м километре от Новороссийска, вместе с КП 47-й армии и Новороссийской морской базы.
Вся линия обороны была разбита на 7 секторов. 25 августа из моряков была сформирована 1-я сводная бригада морской пехоты.
К началу сентября неприятельские войска прорвались к морю в районе Анапы, в первых числах месяца овладели Таманским
полуостровом; советские части морем были переброшены к Новороссийску. Гитлеровцы охватили Новороссийск в тесное полукольцо. 1
сентября 1942 года Ставка преобразовала Северо-Кавказский фронт в Черноморскую группу войск Закавказского фронта, которому оперативно подчинялся
Черноморский флот. Морские части под Новороссийском и Туапсе, включенные в состав Черноморской группы войск, должны были удержать
Новороссийскую военно-морскую базу и не допустить использования порта для действий против Кавказа. 2 сентября Горшкова назначили
руководителем непосредственной обороны города. Контр-адмирал перенес командный пункт на берег бухты. Когда в ночь на 10 сентября с
ним прервалась связь войск, отошедших из города, посланный отряд разведчиков нашел флагмана в подвале разрушенного дома и вывез на
восточный берег.
Советские войска, в основном морские бригады и отдельные подразделения, в боях под Новороссийском и за сам город заставили
противника понести большие потери. Артиллерия 47-й армии и морских частей продолжала держать под обстрелом акваторию порта, не
позволяя использовать ее для перевозок противника.
14 октября 1942 года приказом командующего Черноморским флотом Азовская флотилия была расформирована, ибо все берега Азовского
моря оказались в руках немецких войск. В начале 1943 года советские войска начали наступление; были освобождены Ростов, Ейск,
Азов, Приморско-Ахтарская. Противник укрепился по линии рек Миус и Кубань, он располагал флотилией на Азовском море. Вновь
потребовалось ему противопоставить Азовскую флотилию, и 3 февраля 1943 года нарком ВМФ издал приказ о ее воссоздании.
Вторично Горшков принял Азовскую флотилию 20 февраля 1943 года, когда советские войска отбросили гитлеровцев на запад от
берегов Азовского моря. Флагман стоял во главе флотилии до 5 января 1944 года, затем - с 6 февраля по 20 апреля 1944 года. В
автобиографии он записал:
"Весной 1943 года командовал рядом десантных и набеговых операций на временно занятом немцами побережье для содействия
наступающим сухопутным войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов. Наиболее крупными операциями флотилии были: десанты в
Мариуполь, Осипенко и Темрюк; поддержка с моря частей Северо-Кавказского фронта при освобождении Таманского полуострова и,
наконец, крупная десантная операция в ноябре 1943 года по высадке частей Отдельной Приморской армии на Керченском полуострове.
Этот десант впоследствии перерос в операцию по систематическим перевозкам через Керченский пролив войск, техники и грузов армии".
Так как Керченский пролив оставался в руках противника, первоначально, в апреле - мае, катера перебрасывали на Азовское море по
железной дороге. Более крупные корабли действовали на Черном море у берегов Кавказа. В состав флотилии входили подвижные
артиллерийские батареи, авиация и морская пехота, которые при участии приданных войск обеспечивали противодесантную оборону. С
апреля началось траление акватории и восстановление оборудования Ейского порта, ремонт судов, которые пополнили состав флотилии.
Морякам приходилось бороться с вражескими десантами, снабжать сухопутные войска в плавнях. В условиях численного превосходства
неприятельских судов на Азовском море командование флотилии определило основными направлениями северные побережья Таманского
полуострова и Таганрогского залива, чтобы обстрелами скоплений войск заставить неприятеля оттянуть силы с фронта для обороны
берега. Кроме того, планировались удары авиацией и артиллерии по судам в портах и в море, нарушение коммуникации, в частности,
постановка мин на судоходных путях и оборона собственных берегов.
Германское командование, сняв авиацию с фронта, 25 апреля - 25 мая наносило удары по Ахтари и Ейску, потопив несколько катеров
и судов. Однако моряки уже 1 мая высадили десант, способствовавший наступлению 9-й армии. Отвлекая вражеское внимание, в начале
июня флотилия на Черном и Азовском морях обстреливала пункты, занятые неприятелем. С появлением на флотилии артиллерийских катеров
и речных бронекатеров, вооруженных ракетами, огневая мощь возросла настолько, что позволила малыми силами добиваться значительных
успехов. Не раз суда флотилии вели успешные бои с неприятельскими. Набеговые операции, как правило, проводили во взаимодействии с
авиацией.
Когда 5-я ударная армия Южного фронта в августе 1943 года прорвала миусский оборонительный рубеж противника, перед флотилией
встала новая задача: не дать окруженным в районе Таганрога войскам уйти морем или берегом. Азовцы нарушали сообщение между
городами Таганрог и Осипенко, поставили 11 минных банок, блокировали с моря Мариуполь и Таганрог силами кораблей, авиации и
береговой артиллерии, высаживали десанты, которые перекрывали прибрежные дороги.
В ходе боев за Таганрог командующий флотилией 27 и 28 августа организовал обстрел и блокаду Таганрогского порта. 27-29 августа
самолеты флотилии отгоняли неприятельские конвои, направлявшиеся для эвакуации окруженных. Контр-адмирал Горшков организовал
высадку в ночь на 30 августа десанта в тыл неприятеля. Катера, направлявшиеся для высадки второго десанта, в ночь на 30 августа
вступили в бой с шедшим в Таганрог конвоем противника и не пропустили его к цели. Днем удары по неприятельским плавсредствам
наносила авиация. Вошедшие в занятый войсками Таганрог катера не позволили уничтожить или увести остававшиеся в порту суда.
2 сентября Ставка Верховного Главнокомандования передала Азовскую флотилию в оперативное подчинение Южного фронта. Моряки
продолжали поддерживать наступление 44-й армии в направлении Мариуполя. Как и под Таганрогом, с 31 августа моряки блокировали
порт, действовали на его коммуникациях, а в ночь на 8 и 10 сентября высадили десанты, способствовавшие взятию Мариуполя. Сразу же
после падения города Горшков приказал развернуть в порту командный пункт, на который из Ейска перешла оперативная группа во главе
с начальником штаба.
В ходе боев за Осипенко с 16 сентября авиация и артиллерия флотилии наносили удары по скоплениям войск на берегу и по судам в
море. В ночь на 17 сентября высаженный по приказу Горшкова в районе Луначарское, Бердянск и непосредственно в порт десант помог
28-й армии овладеть городом.
Особенностью этого периода были непосредственные подготовка и проведение операций штабом флотилии; из штабных офицеров
назначались командиры высадки и офицеры их штабов. К успеху приводила совместная работа командующего и штаба. За освобождение
Таганрога, Мариуполя и Осипенко контр-адмирала С. Г. Горшкова наградили орденом Кутузова I степени.
19 сентября Ставка Верховного Главнокомандования подчинила Азовскую флотилию Северо-Кавказскому фронту. Оставив отряд сил
Мариупольской военно-морской базы в Осипенко, чтобы прикрыть фланг Южного фронта, Горшков направил основные силы для операций у
Таманского полуострова.
После высадки десанта в порту Новороссийска 10 сентября гитлеровские войска отошли к протянувшейся от Азовского до Черного
морей "Голубой линии" и под ее прикрытием эвакуировались с Таманского полуострова в Крым. Азовской флотилии предстояло вместе с
Черноморским флотом действовать против неприятельских перевозок в Керченском проливе и высаживать десанты на Таманском
полуострове.
Горшков решил высадить одновременно 545-й стрелковый полк в Голубицкой и 200 бойцов 369-го отдельного батальона морской пехоты
у Чайкино, чтобы перехватить пути отхода неприятеля из Темрюка по единственной дороге на Пересыпь и способствовать наступлению
войск Северо-Кавказского фронта. План операции предусматривал тесное взаимодействие авиации, надводных кораблей и десантников.
Были организованы тренировки десантников в погрузке на суда и действиях на берегу.
В ночь на 25 сентября были высажены десанты под Темрюком и, при поддержке огня судов, перешли в наступление, выйдя в тыл
немцам. Моряки удержали позицию. 9-я армия прорвала фронт, 27 сентября освободила Темрюк и на следующий день соединилась с частями
десанта. К 9октября войска Северо-Кавказского фронта с помощью сил флотилии очистили от противника весь Таманский полуостров. За
успешные действия при освобождении полуострова Азовская флотилия получила благодарность Верховного Главнокомандования.
12 октября Ставка Верховного Главнокомандования предписала Северо-Кавказскому фронту провести высадку на Керченском полуострове
и создать плацдарм в Крыму. Было решено, что.56-я армия на судах Азовской флотилии займет северо-восточную часть полуострова и
город Керчь, а 18-я армия на судах Черноморского флота форсирует пролив в районе Камыш-Бурун, Эльтиген и также будет наступать на
Керчь.
Горшков договорился с командующим 56-й армией о высадке двух десантов за ночь после артиллерийской и авиационной подготовки на
одних и тех же плавсредствах. В каждом десанте была дивизия с подразделениями морской пехоты в первом броске. После занятия
плацдарма следовало перебрасывать остальные силы армии. Штабы армии и флотилии совместно спланировали операцию и провели
подготовку. Были проверены границы минных заграждений противника и протралены проходы, оборудованы пристани для погрузки войск,
обеспечены разведка, связь, навигационная обстановка и т. д. Войска ознакомили с порядком десанта и морально к нему подготовили.
Для более четкого управления офицеры штаба участвовали в осуществлении разработанного ими плана.
В ночь на 1 ноября корабли Черноморского флота, несмотря на шторм, высадили часть десанта у Эльтигена. Однако неприятель
блокировал десант, и он не смог развить свои действия.
Силы флотилии 1 ноября из-за плохой погоды укрылись в ближайших портах. Благодаря этому решению командующего удалось сохранить
силы. Основную высадку произвели позднее. Несмотря на плохую погоду и подрыв части судов на минах, высадочные средства вошли в
Керченский пролив. Когда большинство сил было готово (22.00 2 ноября), по сигналу командира началась авиационная и артиллерийская
подготовка. При поддержке огневых средств кораблей флотилии десант высадился и после полуночи перешел в наступление. Тем временем
освободившиеся суда начали и к 5.00 завершили переброску на плацдарм 2-й гвардейской Таманской стрелковой дивизии. В 3.25 началась
подготовка высадки 55-й гвардейской стрелковой дивизии; к 4.35 первый эшелон высадился и также перешел в наступление. Тем временем
суда возвращались к косе Чушка с ранеными и принимали подкрепления. К 13.00 3 ноября все войска были на берегу. Флотилия
приступила к снабжению высаженных войск. Приводя в порядок приданные суда, моряки под ударами противника ходили днем и ночью через
Керченский пролив. 165 суток авиация, морские и наземные силы флотилии вели борьбу с неприятелем, пытавшимся прервать перевозки, и
поддерживали действия войск на плацдарме.
В декабре - январе флотилией временно командовал контр-адмирал Г. Н. Холостяков. С начала февраля 1944 года в командование
вновь вступил С. Г. Горшков. В этот период над Керченским проливом шли бои с германской авиацией, пытавшейся прервать перевозки
для Отдельной Приморской армии. В апреле, когда армия перешла в наступление, флотилия напряженно работала, доставляя на плацдарм
все необходимое на маломореходных судах. Кроме того, моряки обеспечивали траление на Азовском море. 11 апреля 1944 года войска
Отдельной Приморской армии освободили Керчь, через 3 дня прорвали Ак-Монайские позиции и полностью очистили от неприятеля берега
Азовского моря. Среди отличившихся при взятии Керчи были упомянуты моряки Азовской флотилии под командованием С. Г. Горшкова.
Бои на Азовском море завершились. Однако Горшкову и его обстрелянному, спаянному коллективу нашлось новое дело. Решением
Народного комиссара ВМФ 13 апреля 1944 года была расформирована Азовская флотилия и на ее базе создана Дунайская флотилия во главе
с С. Г. Горшковым. Флотилия непосредственно подчинялась командованию Черноморского флота.
С 20 апреля по 12 декабря 1944 года С. Г. Горшков командовал Дунайской флотилией, которая поддерживала советские войска в
наступлении по Восточной Европе. Флотоводец в полной мере освоил умение выполнять сложные задачи с помощью флотилии из
разномастных кораблей и судов, планировать операции, координировать действия судов с авиацией и сухопутными войсками. Он взял с
собой на Дунай опытных моряков, которые в новых условиях продемонстрировали свои навыки. Перебазирование катеров и орудий
береговых батарей с Азовского моря к Одессе происходило на 16железнодорожных эшелонах. В организационный период флотилия тралила
мины и проводила подготовку одиночных кораблей, сбор и изучение данных обстановки. Суда спускали в районе Днепровско-Бугского
лимана, в Херсоне, Очакове и Одессе. С 1 июля по 12 августа бригады бронекатеров и речных кораблей готовились к высадкам десанта,
переправе войск и другим действиям, которые ожидали в ходе наступления. К началу августа прошедшие подготовку силы флотилии были
сосредоточены в Одессе.
По плану наступления флотилии следовало во взаимодействии с Черноморским флотом и с левым флангом 3-го Украинского фронта
разбить аккерманскую группировку гитлеровцев и выйти к устью Дуная. Морякам флотилии предстояло помочь войскам форсировать
Днестровский лиман и действовать на Нижнем Дунае, засоренном многочисленными минными постановками.
Форсирование Днестровского лимана планировал и осуществлял штаб под руководством командующего Дунайской флотилией. Горшков
решил неожиданно для противника высадить десанты на флангах позиции под Аккерманом, чтобы создать при поддержке артиллерии,
авиации и кораблей плацдарм для переправы главных сил, которую планировалось осуществить на гребных судах и малых катерах. В
августе началась подготовка: на окраине Одессы две недели бойцов готовили садиться на суда и высаживаться, грести веслами. Нередко
за ними наблюдал сам командующий.
21 августа поступило указание о форсировании лимана силами флотилии, уже скрытно сосредоточенными вблизи пунктов посадки.
Первая волна десанта в ночь на 22 августа шла без артподготовки и была обнаружена лишь в 100-200 метрах от берега. Когда
десантники под огнем высадились на другом берегу, в лиман вошли бронекатера, минометные катера и тральщики, прикрываемые
катерами-дымзавесчиками. Корабли поддержали наступающих, которые вскоре овладели Аккерманом.
Командующий и в этой, и в последующих операциях использовал методы, приведшие к победе: тщательное планирование и подготовка,
внезапность и стремительность действий, отработанное взаимодействие между различными силами флотилии и с сухопутными войсками. Он
требовал от штаба четкого руководства действиями и сам нередко выезжал на места их развертывания.
24 августа корабли прорыва при поддержке авиации и торпедных катеров вошли в Килийское гирло Дуная, заняли Вилково, Килию,
Тулчу и другие населенные пункты, а бронекатера направились вверх по Дунаю, расчищая берега от противника. 25 августа был взят
Измаил. Стремительно наступая, моряки нередко захватывали порты до того, как к ним подходили войска фронта. 27 августа флотилия
выполнила задачу, овладев руслом реки до Галаца. 31 августа бронекатера флотилии заняли остров Змеиный. 27-29 августа по
требованию Горшкова капитулировали суда Румынской речной дивизии.
8 сентября советские войска вступили в Болгарию. Переправу в районе Измаил - Галац и у Тульчи и Исакчи в конце августа - начале
сентября 1944 года обеспечивали корабли Дунайской флотилии, которая в сентябре обеспечивала траление, перевозку и переправу войск
и грузов на Дунае.
В период освобождения Болгарии и Румынии имя Горшкова не раз упоминалось в приказах Верховного Главнокомандующего. В сентябре
1944 года его произвели в вице-адмиралы.
В Белградской операции (28 сентября - 20 октября) Дунайская флотилия содействовала наступлению войск, проводила траление на
реке и наблюдение за минными постановками противника, переправу и перевозку войск и грузов для них. Река была разбита на участки,
подчиненные старшим морским начальникам. Командный пункт развернули у Калафата, вблизи штаба 57-й армии, с которой предстояло
взаимодействовать, тогда как штаб флотилии оставался в Измаиле. При необходимости создавались вспомогательные пункты управления.
В боях за Радуевац и Прахово (28-30 сентября) силы флотилии использовали для поддержки наступления артиллерию кораблей и
высадили десанты, чем способствовали окружению и ликвидации неготинской группировки противника. К середине октября советские
войска вышли к Белграду. Командование Дунайской флотилии организовало проход отряда бронекатеров через Железные Ворота на Дунае.
Моряки содействовали взятию порта Смедерово, тем самым открывая путь на Белград. 17 октября бронекатера флотилии прорвались по
реке к столице Югославии и установили связь с армейскими частями. Получив приказ высадить десант на остров Ратно, два дня моряки
вели разведку загроможденного прохода. 18 и 19 октября бронекатера и береговые орудия обстреливали противника. Днем 19 октября
бронекатера под огнем противника прорывались между фермами взорванного моста. Неприятель оставил остров, и десант не потребовался.
Бронекатера поддерживали действия наступающих войск до 20 октября, когда Белград был освобожден. Одновременно силы флотилии
осуществляли траление, перевозки и переправы на Дунае в целях обеспечения наступления на Белград и перегруппировки войск для
наступления на Будапешт.
Осенью 1944 года Дунайская флотилия приблизилась к границам Венгрии. В ходе Будапештской операции 29 октября 1944 - 13 февраля
1945 годов Горшков решил развернуть на вуковарском и будапештском направлениях по отдельной бригаде речных кораблей с усилением.
Однако путь преграждали сильные неприятельские укрепления у Вуковара. Начальник
штаба флотилии А. В. Свердлов обнаружил на карте старые каналы и предложил провести разведку, которая показала возможность
воспользоваться этим путем. Командующий согласился с предложением обойти Вуковарскую позицию. Расчищая завалы и разрушенные мосты,
флотилия за 10 дней прошла к Байя. Тем временем Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин приказал высадить бригаду морской пехоты на
правый берег Дуная, а затем обеспечить переправу войск на захваченный плацдарм для окружения Будапешта с юго-запада. 1 декабря
плацдарм был занят в районе Герьена, 7 декабря - в Дунапентеле. Своевременная переправа войск способствовала окружению
будапештской группировки войск врага.
В последние месяцы 1944 года флотилия высадила 20 тактических десантов, очистила от мин 2500 километров рек, участвовала в
освобождении Белграда и Будапешта, была награждена орденами Красного Знамени, Нахимова I степени и Кутузова II степени. С. Г.
Горшков командовал Дунайской флотилией до 12 декабря 1944 года, а затем сдал ее контр-адмиралу Г. Н. Холостякову. Дунайцы
продолжили наступление далее в Европу.
Вице-адмиралу предстояло новое назначение. С января 1945 года его определили командующим эскадрой Черноморского флота. В
представлении на эту должность было написано: "Назначение тов. С. Г. Горшкова на должность командующего эскадрой преследует цель
дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала".
В послевоенные годы вице-адмиралу пришлось заниматься ремонтом поврежденных кораблей, восстановлением баз. Адмирал В. С. Сысоев
вспоминал о подходе флагмана к обучению моряков:
"Период командования С. Г. Горшковым эскадрой Черноморского флота - это был расцвет его деятельности. В эти годы на эскадре
были выработаны многие принципы морской службы на плавающих соединениях. Достаточно сказать о вошедших в то время в практику
боевой подготовки эскадры Черноморского флота, а позднее и других флотов системе сбор-походов, практике сдачи экзаменов на
самостоятельное управление кораблем, боевой частью, заведованием от матроса до командира корабля и соединения. Нам, служившим в то
время на эскадре, было видно, с какой настойчивостью вводил Сергей Георгиевич эти и другие новшества, ставшие потом основой
руководящих документов для плавающих соединений. Можно смело утверждать, что эскадра Черноморского флота в то время была
образцовым соединением и именно здесь была заложена основа морской службы С. Г. Горшкова. Не случайно из состава эскадры
Черноморского флота вышли многие видные военачальники, ставшие потом командующими флотами и заместителями Главнокомандующего.
Среди них можно назвать таких, как адмирал флота С. М. Лобов, адмирал В. В. Михайлин, адмирал-инженер В. Г. Новиков и другие".
С ноября 1948 года Горшков состоял начальником штаба флота, со 2 августа 1951 года по 12 июля 1955 года - командующим
Черноморским флотом. На всех постах он развивал и совершенствовал свой опыт командования.
В 1955 году возглавлявший тогда Военно-морской флот Н. Г. Кузнецов назначил своим Первым заместителем С. Г. Горшкова. Когда
Кузнецов 5 января 1956года оставлял высший пост на флоте, он рекомендовал в качестве замены именно Горшкова, ставшего
главнокомандующим ВМФ - заместителем министра обороны СССР. В 1967 году он получил звание Адмирала Флота Советского Союза - высшее
на флоте.
В середине 50-х годов начался новый этап развития флота. Было положено начало ракетно-ядерному океанскому флоту. Вокруг
вопроса, каков должен быть этот флот, существовали разногласия. Жертвой этих разногласий стал Н. Г. Кузнецов, сторонник развития
сбалансированного флота. Стоявший во главе государства Н. С. Хрущев считал, что авиация, подводные лодки и береговая оборона
способны решить все проблемы. В качестве главнокомандующего ВМФ Горшков стал наследником Кузнецова и других организаторов
отечественного флота - сторонников создания морской силы, достойной великой державы. Однако в отличие от Кузнецова, который
нередко вступал в дискуссии на самом высоком уровне, Горшков принял более гибкую тактику. Если в январе 1956 года он подчеркивал,
что отсутствие авианосцев - крупная ошибка, в результате которой флот в светлое время суток не может действовать далее 100 миль от
берега без прикрытия с воздуха, то в мае 1960 года на IV сессии Верховного Совета СССР поддержал и озвучил точку зрения Хрущева о
том, что крупные корабли вроде крейсера или авианосца "устарели как средство ведения войны на море и являются лишь хорошей мишенью
для современных ракет".
Главкому ВМФ пришлось выполнять постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1958 года, в соответствии с которым были сданы
на металлолом 240 кораблей и судов, в том числе недостроенные линейные корабли и крейсеры; 375 кораблей поставили на консервацию.
При резком сокращении личного состава с флота ушло немало хороших специалистов. Со временем перекосы потребовалось исправлять.
Основой боевой мощи советского ВМФ должны были стать сильный подводный флот и морская авиация, способные с началом боевых
действий потрясти морскую мощь противника и обеспечить победу на море. Это положение и поддерживал главком ВМФ, пока у власти
оставался противник надводного флота Н. С. Хрущев. В этот период со стапелей сходили атомные торпедные подводные лодки. С 1960
года лодки начали вооружать баллистическими ракетами. Параллельно строили много дизельных подводных лодок, ракеты устанавливали на
модернизируемые корабли, а затем стали строить корабли и катера специально для реактивного вооружения. Развивали морскую авиацию,
которую оснащали управляемыми ракетами "воздух-корабль" и атомным оружием.
Горшков стремился, чтобы развитие флота соответствовало уровню развития техники. На предложения о создании флота, подобного
западным, он отвечал, что это потребует больших средств и много времени. Когда один из заместителей Главкома на его высказывание в
пользу подводных лодок отметил, что в ходе войны подводники несли большие потери, Горшков предложил проанализировать факты. После
научных исследований было выяснено, что при правильном использовании и обеспечении подводные лодки оказывались высокоэффективны.
Горшков не ограничивался поиском и развитием единственного оружия. Кроме атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок,
развивалась океанская авиация, совершенствовались средства борьбы с подводными лодками, электроника, автоматика и вычислительная
техника.
Для новых кораблей требовались новые кадры, и главком приглашал кандидатов на командирские должности для личного собеседования
с ними. Особенно внимательно он отнесся к выбору командира первой атомной подводной лодки, капитана 1-го ранга А. И. Сорокина, так
как требовалось ликвидировать предубеждение в отношении нового вооружения. Когда получило распространение мнение об опасности
радиации на атомной подлодке, Горшков лично вышел на первые ее испытания. После удачных испытаний первых атомных лодок Горшков
постепенно наращивал сложность выполняемых ими задач. Сначала лодка выходила в Атлантический океан, затем ходила в приполярную
зону, всплывала на полюсе. Позднее кругосветное плавание осуществил отряд атомных подводных лодок.
Техника выдерживала. Более слабым звеном оказались люди. Разговоры Горшкова с вернувшимися из длительных плаваний моряками
сделали актуальными проблемы морально-психологической подготовки экипажей и мер для борьбы со стрессами в походах. Для
эксплуатации современных кораблей требовался высокий уровень знаний. В высших военно-морских училищах по пятилетней программе
начали впервые готовить моряков одновременно по командной и инженерной должности.
Главком, находясь в Москве, наблюдал за передвижениями и действиями кораблей в различных районах Мирового океана. В своих
решениях опытный флотоводец, наряду с научным подходом, пользовался интуицией, к тому же у него был большой личный опыт, он и сам
нередко выходил в море.
Со временем технические, экономические и политические возможности позволили развивать и крупные корабли (авианосные,
ракетоносные) по оригинальным проектам, вытекающим из особенностей отечественной доктрины. Все больше флот становился
сбалансированным. Увеличение числа авианесущих кораблей и десантных судов, противолодочных сил наряду с сохранением большого
подводного флота и ударной авиации вызывало заметную тревогу стран НАТО.
Постройка авианесущих кораблей создала комплекс проблем. Потребовались принципиально новые самолеты, летчиков приходилось
готовить особо. Главком рекомендовал отбирать пилотов, способных изучать новую технику в непривычных условиях движущегося корабля
с качающейся взлетной площадкой.
Совершенствование приборов навигации, связи, управления и других технических средств, развитие отношений со многими странами
мира позволили увеличить число дальних плаваний боевых кораблей, не теряя связи и управления ими. Наиболее распространенными
явились визиты дружбы в порты стран Европы, Азии, Африки и Америки. Не располагавшему базами за рубежом советскому ВМФ пришлось
создать систему подвижного базирования из вспомогательных судов, сопровождавших корабли в плаваниях. Появление в иностранных
портах советских кораблей, отличавшихся чистотой и порядком, создавало у жителей других стран представление, отличное от
предложенного средствами массовой информации. Помощь жертвам урагана на острове Маврикий, расчистка гавани Читтагонга (Бангладеш)
в 1972 году от затопленных судов, разминирование Суэцкого канала в 1974 году явились не только проверкой умения советских моряков
действовать в трудных условиях, но и свидетельствами дружеского отношения СССР к этим странам.
Неоднократно главком ВМФ СССР проводил учения с флотами стран Варшавского договора, что позволяло готовиться к возможным
столкновениям с флотами НАТО. Наиболее широкие масштабы имели учения "Океан" весной 1970 года, в ходе которых главнокомандующий
управлял согласованно действовавшими эскадрами в Атлантике и на Средиземном море.
Адмирал Флота Советского Союза, страстью которого была военно-морская история, излагал свои представления о роли флота и на
печатных страницах. Сначала в "Морском сборнике", а затем и отдельной книгой под названием "Морская мощь государства" вышел
основной труд главкома ВМФ о месте флота в современном мире и задачах по поддержанию морской силы на уровне, достаточном для
безопасности страны. Уже после смерти флагмана опубликовали его книгу " На южном приморском фланге. Осень 1941 - весна 1944 г.", в
которой моряк на основе архивных материалов и своих воспоминаний рассмотрел действия армии и флота у берегов Черного и Азовского
морей.
За достижения в развитии флота Горшкова удостоили Государственной премии СССР (1980) и Ленинской премии (1985), дважды - звания
Героя Советского Союза (в 1965 и 1982 годах). Моряка наградили 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами
Красного Знамени, 2 орденами Ушакова, орденами Кутузова, Красной Звезды, многими медалями СССР, орденами и медалями других
государств.
С 1986 года флотоводец состоял в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Скончался Адмирал Флота Советского Союза в 1988 году.
Похоронен он на Новодевичьем кладбище.
Летом 1997 года в ходе торжеств в честь присвоения Центральному спортивному клубу ВМФ имени С. Г. Горшкова на здании клуба по
Ленинградскому шоссе была открыта памятная доска.
С 4 октября 1990 года имя флотоводца носит тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (бывший
"Баку").
|