(1850-1887)
Российский морской офицер.
Капитан 2-го ранга. Закончил Морское
училище гардемарином (1870) и Минным офицерский класс(1877) .На шхуне "Тунгуз"
в 1870г. ушел в дальнее заграничное плавание из Кронштадта на Дальний Восток
к устью Амура. Затем служил на кораблях эскадры Тихого океана: клипер "Абрек",
корвет "Богатырь", корвет "Витязь". Чин мичмана присвоена 1872 г. Завершив
фактически кругосветное плавание, Зацаренный в 1874 г. вернулся на Балтийское
море. После окончания Минного класса и производства в чин лейтенанта добровольно
поехал на Черное море, где разворачивались события русско-турецкой войны
1877-1878 гг. Вместе с капитан-лейтенантом С.О. Макаровым
предложил широко использовать катера с шестовыми минами, участвовал в оборудовании
парохода "Великий князь Константин", был назначен старшим минным офицером
этого корабля. Успешное применение русскими минного оружия в боевых действиях
на Черном море и Дунае было во многом заслугой лейтенанта Зацаренного.
В последующем он служил на Черноморском и Балтийском флотах. В 1880 г.
командирован в Англию на судостроительный завод фирмы "Ярроу" и принял
командование строившимся миноносцем "Батум". Под управлением Зацаренного
корабль совершил сложный переход протяженностью 4805 миль из Англии в черноморский
порт Николаев за 2 месяца. Тем самым удалось доказать возможность длительного
плавания малых минных кораблей в открытом море. Зацаренный выступал как
убежденный сторонник создания на замкнутых Балтийском и Черноморском театрах
минных кораблей до крейсерского типа включительно. В дальнейшем он занимал
различные должности: начальник рейдовой минной партии на Черном море (1881-1882),
старший офицер броненосного фрегата "Дмитрий Донской" (1883-1886), на котором
совершил двухлетнее заграничное плавание. С 1886 г. командир монитора "Броненосец"
Балтийского флота. Награжден несколькими орденами, в т.ч. Св. Георгия 4-й
степени и Золотым оружием с надписью "За храбрость". В честь заслуженного
моряка назван минный крейсер (эсминец) Черноморского флота "Лейтенант Зацаренный",
вступивший в строй в 1909 г.
|