Военно-морской флот России

Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы Персоналии
Галерея картин Книги Аудио Видео Разное

Василий Степанович Завойко

(1809-1898)

Адмирал, кругосветный мореплаватель, один из пионеров освоения Тихоокеанского побережья, героический защитник Петропавловска-Камчатского.

С малых лет В.С.Завойко мечтал о профессии моряка, решив посвятить свою жизнь военно-морскому флоту. Это поприще он выбрал первым в семье. Позже его примеру последовали младшие братья. Летом 1820 г. В.С.Завойко был произведен в гардемарины Черноморского флота. Флотскую науку познавал на бригах «Мигрелия» и «Орфей», а также на шлюпе «Диана». Свое первое офицерское звание - мичман - он получил лишь в 1827 г. Тогда же его откомандировали на Балтийский флот на 74-пушечный линейный корабль «Александр Невский», который в составе российской эскадры перешел из Кронштадта в Средиземноморье. 8 октября 1827 г. В.С.Завойко стал участником Наваринского сражения. За отличие в бою и личную храбрость его наградили орденом Св.Анны 3-й степени «с бантом». Молодой офицер вначале на «Александре Невском», а затем на 20-пушечном корвете «Наварин» в составе эскадры под командованием вице-адмирала Л.П.Гейдена принимал участие в блокаде Дарданелл. Вернувшись на родину в 1831 г., Василий Степанович две летние кампании крейсировал в районах Либавы и Данцига. Плавал на бриге «Гектор» в Балтийском море. В феврале 1833 г. его произвели в лейтенанты. Определенную роль в жизни и службе будущего адмирала сыграла дружба с капитан-лейтенантом И.И.Шанцем, который организовывал кругосветную экспедицию. В 1834-1836 гг. Василий Степанович на транспорте «Америка» принял участие в этом дальнем плавании. Корабль побывал в Петропавловске-Камчатском, заходил в Русскую Америку, у Микронезии российские моряки открыли обитаемый атолл, обозначенный позже именем Шанца. За этот поход В.С.Завойко был удостоен ордена Св.Владимира 4-й степени. В следующем году он вновь отправляется в кругосветку под руководством опытного мореплавателя капитан-лейтенанта ЕА.Беренса на корабле Российско-американской компании - «Николай». Совершив переход из Кронштадта к северо-западным берегам Америки, экспедиционное судно вернулось обратно в 1839 г. А в феврале 1840 г. и В.С.Завойко поступил на службу в Российско-американскую компанию начальником Охотской фактории и «правителем тамошней конторы». В 1841 г. он прибыл в Охотск. Вскоре в столицу был направлен его рапорт с аргументированным предложением о переносе фактории и порта в бухту Аян. Мотивируя неудобство доставки в порт товаров из Сибири труднодоступными «вьючными тропами, тянущимися на тысячи верст среди болот», В.С.Завойко предлагал «за короткое время организовать удобное сообщение нового порта с Якутском», в ту эпоху крупным торговым центром Восточной Сибири. Проект Василия Степановича получил широкий отклик и поддержку, был одобрен и императором. Извещенный о согласии «свыше», моряк приступил к строительству Аянс-кого порта. «За успехи на пользу Отечества» в 1844 г. ему присвоили чин капитан-лейтенанта. В 1846 г. В.С.Завойко известил Петербург о полной готовности нового порта. За это был награжден орденом Св.Анны 2-й степени, произведен в капитаны 2 ранга и назначен начальником новопостроенного военного и торгового порта. Свое 40-летие Василий Степанович встретил в звании капитана 1 ранга. В начале 1850 г. он получил приказ покинуть Аян и отбыть в Петропавловск-Камчатский, чтобы принять новую должность камчатского военного губернатора и командира Петропавловского порта. Там его ожидали новые награды - ордена Св.Георгия 4-го класса и Св.Анны 2-й степени «с императорской короной», как признание его трудов в освоении столь удаленного края. На этом посту летом 1853 г. он получил чин генерал-майора. Во время Восточной войны 24 августа 1854 г. под его командованием было успешно отражено нападение соединенной англо-французской эскадры на Петропавловск. За этот подвиг В.С.Завойко в ноябре «переименовали» в контр-адмиралы и удостоили орденов Св.Георгия 3-го класса и Св.Станислава 1-й степени. Весной 1855 г., командуя эскадрой в составе фрегата «Аврора», корвета «Оливуца», транспортов «Двина», «Иртыш», «Байкал» и бота № 1 с погруженным на них имуществом гарнизона и жителями Петропавловского порта, он вышел в море для следования к устью Амура. 8 мая российские корабли, встретив в заливе Де-Кастри англо-французскую эскадру, вступили с ней в «огневое соприкосновение», а затем, воспользовавшись замешательством противника, через Татарский пролив благополучно вышли к Амуру. Вскоре В.С.Завойко назначили начальником морских и сухопутных сил Амурского края и «за особые заслуги» наградили орденом Св.Владимира 2-й степени. Зимой 1856 г. Василия Степановича отозвали в Петербург на службу в морском министерстве. В 1861 г. его произвели в вице-адмиралы, а в 1874 г. он стал адмиралом и кавалером орденов Белого Орла и Св.Александра Невского. До последнего своего часа В.С.Завойко был наставником молодых офицеров, принимал активное участие в работе по подготовке морских экспедиций, состоял членом-корреспондентом Российского Географического общества.

В память адмирала в 1910 г. его именем была названа паровая яхта камчатского губернатора, более известная сегодняшнему поколению военных моряков как «Красный вымпел». В марте 1958 г. она поставлена на вечную стоянку на берегу бухты Золотой Рог во Владивостоке.