(1809-1898)
Адмирал, кругосветный мореплаватель, один из пионеров
освоения Тихоокеанского побережья, героический защитник
Петропавловска-Камчатского. С малых лет В.С.Завойко мечтал о
профессии моряка, решив посвятить свою жизнь военно-морскому флоту. Это поприще
он выбрал первым в семье. Позже его примеру последовали младшие братья. Летом
1820 г. В.С.Завойко был произведен в гардемарины Черноморского флота. Флотскую
науку познавал на бригах «Мигрелия» и «Орфей», а также на шлюпе «Диана». Свое
первое офицерское звание - мичман - он получил лишь в 1827 г. Тогда же его
откомандировали на Балтийский флот на 74-пушечный линейный корабль «Александр
Невский», который в составе российской эскадры перешел из Кронштадта в
Средиземноморье. 8 октября 1827 г. В.С.Завойко стал участником Наваринского
сражения. За отличие в бою и личную храбрость его наградили орденом Св.Анны 3-й
степени «с бантом». Молодой офицер вначале на «Александре Невском», а затем на
20-пушечном корвете «Наварин» в составе эскадры под командованием вице-адмирала
Л.П.Гейдена принимал участие в блокаде Дарданелл. Вернувшись на родину в 1831
г., Василий Степанович две летние кампании крейсировал в районах Либавы и
Данцига. Плавал на бриге «Гектор» в Балтийском море. В феврале 1833 г. его
произвели в лейтенанты. Определенную роль в жизни и службе будущего адмирала
сыграла дружба с капитан-лейтенантом И.И.Шанцем, который организовывал
кругосветную экспедицию. В 1834-1836 гг. Василий Степанович на транспорте
«Америка» принял участие в этом дальнем плавании. Корабль побывал в
Петропавловске-Камчатском, заходил в Русскую Америку, у Микронезии российские
моряки открыли обитаемый атолл, обозначенный позже именем Шанца. За этот поход
В.С.Завойко был удостоен ордена Св.Владимира 4-й степени. В следующем году он
вновь отправляется в кругосветку под руководством опытного мореплавателя
капитан-лейтенанта ЕА.Беренса на корабле Российско-американской компании -
«Николай». Совершив переход из Кронштадта к северо-западным берегам Америки,
экспедиционное судно вернулось обратно в 1839 г. А в феврале 1840 г. и
В.С.Завойко поступил на службу в Российско-американскую компанию начальником
Охотской фактории и «правителем тамошней конторы». В 1841 г. он прибыл в Охотск.
Вскоре в столицу был направлен его рапорт с аргументированным предложением о
переносе фактории и порта в бухту Аян. Мотивируя неудобство доставки в порт
товаров из Сибири труднодоступными «вьючными тропами, тянущимися на тысячи верст
среди болот», В.С.Завойко предлагал «за короткое время организовать удобное
сообщение нового порта с Якутском», в ту эпоху крупным торговым центром
Восточной Сибири. Проект Василия Степановича получил широкий отклик и поддержку,
был одобрен и императором. Извещенный о согласии «свыше», моряк приступил к
строительству Аянс-кого порта. «За успехи на пользу Отечества» в 1844 г. ему
присвоили чин капитан-лейтенанта. В 1846 г. В.С.Завойко известил Петербург о
полной готовности нового порта. За это был награжден орденом Св.Анны 2-й
степени, произведен в капитаны 2 ранга и назначен начальником новопостроенного
военного и торгового порта. Свое 40-летие Василий Степанович встретил в звании
капитана 1 ранга. В начале 1850 г. он получил приказ покинуть Аян и отбыть в
Петропавловск-Камчатский, чтобы принять новую должность камчатского военного
губернатора и командира Петропавловского порта. Там его ожидали новые награды -
ордена Св.Георгия 4-го класса и Св.Анны 2-й степени «с императорской короной»,
как признание его трудов в освоении столь удаленного края. На этом посту летом
1853 г. он получил чин генерал-майора. Во время Восточной войны 24 августа 1854
г. под его командованием было успешно отражено нападение соединенной
англо-французской эскадры на Петропавловск. За этот подвиг В.С.Завойко в ноябре
«переименовали» в контр-адмиралы и удостоили орденов Св.Георгия 3-го класса и
Св.Станислава 1-й степени. Весной 1855 г., командуя эскадрой в составе фрегата
«Аврора», корвета «Оливуца», транспортов «Двина», «Иртыш», «Байкал» и бота № 1 с
погруженным на них имуществом гарнизона и жителями Петропавловского порта, он
вышел в море для следования к устью Амура. 8 мая российские корабли, встретив в
заливе Де-Кастри англо-французскую эскадру, вступили с ней в «огневое
соприкосновение», а затем, воспользовавшись замешательством противника, через
Татарский пролив благополучно вышли к Амуру. Вскоре В.С.Завойко назначили
начальником морских и сухопутных сил Амурского края и «за особые заслуги»
наградили орденом Св.Владимира 2-й степени. Зимой 1856 г. Василия Степановича
отозвали в Петербург на службу в морском министерстве. В 1861 г. его произвели в
вице-адмиралы, а в 1874 г. он стал адмиралом и кавалером орденов Белого Орла и
Св.Александра Невского. До последнего своего часа В.С.Завойко был наставником
молодых офицеров, принимал активное участие в работе по подготовке морских
экспедиций, состоял членом-корреспондентом Российского Географического общества.
В память адмирала в 1910 г. его именем была названа паровая яхта камчатского
губернатора, более известная сегодняшнему поколению военных моряков как «Красный
вымпел». В марте 1958 г. она поставлена на вечную стоянку на берегу бухты
Золотой Рог во Владивостоке. |