(13.9.1878 - 25.10.1945)
Вице-адмирал (16.11.1920). Окончил Морской
кадетский корпус (1899), Михайловскую
артиллерийскую академию (1907). Во время русско-японской
войны флаг-офицер Штаба командующего Флотом
Тихого океана, Штаба наместника Его
императорского величества на Дальнем Востоке;
старший флаг-офицер Штаба начальника 1-й
Тихоокеанской эскадры (1904). Ранен и контужен на
флагманском эскадренном броненосце "Цесаревич"
во время бомбардировки Порт-Артура (26.07). Во время
сражения
в Желтом море (28.07.1904), на "Цесаревиче",
контужен, отравлен газами, получил ожог 2-й
степени всего лица и кисти правой руки, ранен в
голову и правую руку. Принимал участие в переходе
2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала 3.П. Рожественского, на
крейсере "Урал" участвовал в Цусимском
сражении (14.05.1905). После гибели "Урала"
был подобран из воды транспортом "Анадырь".
Командовал посыльным судном "Воевода"
(1909–1910). Флагманский артиллерийский офицер Штаба
начальника Действующего флота Балтийского моря
(1910–1912). Командовал эсминцем "Пограничник"
(1911–1913). Флигель-адъютант (4.07.1913). Командовал
учебным судном "Петр
Великий" и был помощником начальника
УАО Балтийского флота (1913–1914). В период 1910-1914 гг.
много работал над вопросами использования
артиллерии в морском бою, пристрелки, контроля и
массирования огня. Один из основных теоретиков
артиллерийского типа русского дредноута,
опубликовал ряд работ по тактике линейного боя
тяжелых артиллерийских кораблей. Пользовался
значительным авторитетом среди артиллерийских
специалистов и у руководства флота, являлся, по
отзыву морского министра И.К. Григоровича,
"очень талантливым морским офицером". В июле
1915 г. был отмечен за успехи в артиллерийской
подготовке линкоров Балтийского флота
присутствовавшим на стрельбах флота Николаем II,
который за это удостоил М.А. Кедрова
флигель-адъютантским чином. Флаг-капитан Штаба
начальника 2-й Бригады линкоров (1914).
Прикомандирован к Английскому флоту (14.09.1914).
Находился на крейсере "Тезей", линкорах
"Конкерор", "Эмперор оф Индиа" (1914–1915). Командовал
линкором "Гангут"
(1915–1916). В 1915-1916 гг. на основе опыта эксплуатации
12"/52 трехорудийных башен разработал комплекс
предложений по совершенствованию конструкции
16" установок будущих линкоров. Начальник
Минной дивизии Балтийского моря (28.06.1916–5.03.1917).
Помощник морского министра (5.03). Начальник МГШ
(4.04). В распоряжении морского министра с
отчислением от всех должностей (1.06).
Уполномоченный Морского министерства при
Русском правительственном комитете в Лондоне
(14.06.1917) для координации действий русских морских
агентов в Лондоне и Париже. Во время гражданской
войны член Особого совещания при посольстве
России в Лондоне по вопросам эксплуатации
Русского торгового Флота союзниками. Возглавил
Черноморский флот (12.10.1920), увел его из
Севастополя (15.11.1920) и других Черноморских портов
с частями Белой армии генерал-лейтенанта барона
П.Н.
Врангеля и гражданскими беженцами и довел его
до Бизерты. В эмиграции председатель
Военно-морского союза, заместитель председателя
Русского общевоинского союза (1929). Опубликовал в
Париже монографию "Современный курс
железобетона". Умер в Париже. Похоронен на
кладбище Сен-Женевьев де Буа. Награжден
Георгиевским оружием (29.10.1916) – "За то, что
первый, руководя операцией в ночь с 4 на 5 октября
1916 года, поставят важное по своему значению
минное заграждение в тылу неприятеля". В своих
воспоминаниях Врангель писал, что Кедров
"... имел репутацию исключительно умного,
решительного и знающего моряка. При личном
знакомстве он произвел на меня наилучшее
впечатление. Посте некоторых колебаний адмирал
Кедров
изъявил согласие должность принять. Этот выбор
оказался чрезвычайно удачным. Беспримерная в
истории исключительно успешная эвакуация Крыма
в значительной мере обязана своим успехом
адмиралу Кедрову".
|