(3.8.1863 - 26.10.1945)
Алексей Николаевич Крылов родился 3 августа 1863
г. в деревне Висяга Ардатовского уезда
Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). В
1878 г. он поступил в Морское училище, которое
окончил в 1884 г. с наградой. Фамилия его, в числе
лучших выпускников, была занесена на мраморную
доску. В том же году А.Н. Крылов поступил на службу
в компасную часть Главного Гидрографического
управления, где и началась его многогранная
научная деятельность. Желая применить свои
математические способности в технике, А.Н. Крылов
избирает своей специальностью кораблестроение.
С этой целью он поступает на судостроительный
завод и параллельно с технологической практикой
выполняет научную работу по расчету
подкреплений под орудийную башню для
строившегося на этом заводе броненосца Император
Николай I. Проработав год на заводе, А.Н. Крылов
в 1888 г. поступил в Морскую Академию, которую
окончил в 1890 г. одним из первых и был оставлен при
Академии преподавателем математики и теории
корабля. С этого года началась его
преподавательская деятельность, продолжавшаяся
почти до его смерти.
В 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим
опытовым бассейном, построенным за несколько лет
до этого по инициативе великого русского ученого
Д.И. Менделеева. В этот период А.Н. Крылов
совместно с вице-адмиралом С.О.
Макаровым работают над проблемой
непотопляемости кораблей. В 1908 г. А.Н. Крылов был
назначен главным инспектором кораблестроения, а
вслед за этим – председателем Морского
технического комитета (МТК). Под его руководством
были построены линейные корабли класса
"Севастополь" по проекту,
разработанному профессором Морской Академии,
корабельным инженером И.Г.
Бубновым. В 1914 г. Московский Университет
присудил Крылову почетную степень
доктора прикладной математики. В том же году А.Н.
Крылова избрали членом-корреспондентом, а в 1916 г.
– действительным членом Академии наук.
В области кораблестроения А.Н. Крылов
больше всего занимался теорией корабля. Его
можно смело назвать создателем современной
теории корабля; он блестяще решил такие новые,
выдвинутые жизнью проблемы, как качка корабля,
его непотопляемость и другие, предложил новую
методику решения почти всех задач теории
корабля.
Адмирал С.О. Макаров
заложил основы учения о непотопляемости и
живучести корабля. А.Н. Крылов развил
это учение, создал свои знаменитые таблицы
непотопляемости, внес неоценимый вклад в
обеспечение плавучести и остойчивости кораблей.
Его выводами и предложениями, а также таблицами
непотопляемости пользуются ныне во всех флотах
мира.
А.Н. Крылов внес много ценного и в учение
о прочности корабля. Среди работ, посвященных
этому вопросу, следует назвать его труд “О
расчете балок, лежащих на упругом основании” (1930
г.). Тираж первого издания этой ценной работы
разошелся в один день. В 1936 г. Был издан почти
заново написанный Крыловым курс лекций
“Вибрация судов”. Книга содержит подробное
изложение теории упругих колебаний и
представляет большую ценность для практики
кораблестроения.
А.Н. Крылов создал классические работы и
по теории магнетизма. Этой теорией он начал
заниматься еще в 1884 г., сразу же после окончания
Морского училища. За первые же три года молодой
ученый написал десять оригинальных работ по
девиации. Всего по этому вопросу А.Н.
Крыловым написано более пятидесяти научных
трудов. Многие навигационные приборы, широко
применяемые сейчас на флоте и в авиации, основаны
на принципах, разработанных А.Н. Крыловым.
Известен А.Н. Крылов и как крупный
специалист в области артиллерии. Он оставил
многочисленные математические исследования,
научные труды, имеющие большое практическое
значение, а также разработку оригинального
устройства для тренировки наводчиков,
известного под названием “прибора Крылова”.
В списке огромного и многогранного научного
наследства А.Н. Крылова более 300
названий научных трудов. Сюда входят многотомные
исследования, монографии, учебные курсы,
журнальные и газетные статьи и т.д.
В 1919 г. А.Н. Крылова назначили
начальником Военно-Морской академии, где в
трудных условиях гражданской войны и
иностранной военной интервенции он организовал
подготовку командных кадров для молодого
советского флота. Академик А.Н. Крылов
активно и плодотворно участвовал в
восстановлении флота нашей Родины. Затем, когда
развернулось строительство большого советского
Военно-Морского флота, Алексей Николаевич со
всей свойственной ему энергией и страстностью
включился в решение всех важнейших проблем этого
строительства. Он консультировал проектирование
и постройку боевых кораблей, передавал
кораблестроителям свой огромный практический
опыт. Ученый работал над многими теоретическими
проблемами кораблестроения, неустанно двигал
вперед отечественную науку. До последних дней
своей жизни А.Н. Крылов участвовал в
работе многих научно-исследовательских
институтов и различных комиссий. Он трудился не
только в областях, близких ему,– математике и
кораблестроении, но и во многих других отраслях
науки и техники, вплотную занимался
многочисленными вопросами строительства нашего
флота и работы судостроительных предприятий. К
Алексею Николаевичу обращались всегда, когда
возникали труднейшие вопросы, которые даже
опытным специалистам казались неразрешимыми.
В августе 1945 г., чтобы быть ближе к научным
морским организациям и к родному
кораблестроению, А.Н. Крылов переехал в
Ленинград. 26 октября 1945 г. после тяжелой болезни
Алексей
Николаевич Крылов скончался. А.Н. Крылов
похоронен на Волковом кладбище в
Санкт-Петербурге, неподалеку от могил его
великих современников И.П. Павлова и Д.И.
Менделеева.
|