(1845-1906)
По отзыву А.Н. Крылова, Н.Е.
Кутейников был "самым образованным
корабельным инженером в нашем флоте". Сын
титулярного советника, уроженец города
Архангельска, он в 1864 году закончил Инженерное и
артиллерийское училище, участвовал в постройке
мониторов "Ураган", "Тифон",
фрегата "Князь Пожарский". В 1866
году закончил Морскую академию, в 1871-1873 годах
воплощает в чертежи кораблестроительные замыслы
контр-адмирала А.А. Попова,
в 1874-1877 годах на Балтийском заводе наблюдал за
постройкой второго из серии предложенных А.А. Поповым
броненосного крейсера "Александр
Невский" ("Герцог Эдинбургский").
В апреле 1878 года – январе 1879 года на заводе В.
Крампа в Филадельфии (США) наблюдал за
экстренными постройкой клипера "Забияка"
и перестройкой коммерческих пароходов в
крейсера, названные "Европа", "Азия",
"Африка". В 1880-1884 годах Н.Е.
Кутейников – строитель фрегата "Дмитрий
Донской" в Новом Адмиралтействе, с 1884 года
– исполнял обязанности члена
кораблестроительного отделения Морского
технического комитета, с 1885 года на Галерном
островке наблюдал за постройкой второго
мореходного броненосца для Балтийского миря
"Император
Николай I", был инициатором замены на
корабле барбетной установки 305-мм орудий более
современной башенной. Неоднократно
командировался за границу для изучения опыта
мирового судостроения. С 1892 года – исполняющий
должность помощника главного инспектора, с 1895
года – главный инспектор кораблестроения
(начальник кораблестроительного отдела Морского
технического комитета). Принимал участие в
определяющих проектных решениях всех
строившихся до русско-японской войны кораблей и
судов, портовых сооружений, в создании открытого
в 1894 году в Петербурге Опытового
судостроительного бассейна. В январе 1904 года из
судостроительного звания инспектора
кораблестроения переименован в
генерал-лейтенанты по адмиралтейству. В сентябре
1905 года уволен в отставку "по домашним
обстоятельствам".
|