(1833-1901)
Вице-адмирал, кругосветный мореплаватель, командующий
Черноморским флотом.
Десятилетним мальчиком был определен в морскую роту Александровского кадетского
корпуса. Летом 1844 г. переведен в Морской корпус, который закончил с отличием в
1852 г. и получил чин мичмана "с оставлением в Офицерском классе для
совершенствования флотских наук". В период Восточной войны в 1854 -1856 гг. на
кораблях "Императрица Александра" и "Константин", а затем на винтовом корвете
"Новик" участвовал в охране Кронштадтского рейда от возможного нападения
англо-французской эскадры. В мае 1865 г. Николая Васильевича произвели в
лейтенанты.
В 1857 г. для усиления Тихоокеанской эскадры Н.В.Копытов на "Новике" в составе
отряда кораблей перешел на Дальний Восток. В 1860 г. он получил звание
капитан-лейтенанта. На следующий год вступил в командование корветом "Гридень".
В 1863 г. его отозвали в Санкт-Петербург и назначили командиром фрегата
"Пересеет". В том же году в связи с обострением международной обстановки Николай
Васильевич на своем корабле в составе крейсерской эскадры контр-адмирала
С.С.Лесовского скрытно перешел к восточным берегам Северной Америки. Летом 1864
г., успешно выполнив возложенную на российские корабли миссию, Н.В.Копытов
вернулся на Родину. Здесь его пожаловали "за особые заслуги" орденом Св.
Станислава 2-й степени, а также датским - Данеброга. Кампанию 1865-1866 гг. он
провел в Средиземноморье на "Пересвете". Там "за отличие" он получил чин
капитана 2 ранга, а правительство Греции наградило его орденом Спасителя.
С 1867 по 1869 г. Николай Васильевич командовал первым
российским броненосцем - броненосной батареей "Первенец". За успешное освоение
новой техники Н.В.Копытов в 1870 г. был награжден орденом Св. Анны 2-й степени,
а на следующий год удостоен звания капитана 1 ранга.
С 1871 г. Н.В.Копытов командовал новопостроенным двухбашенным
броненосным фрегатом "Адмирал Спиридов". В этот период он часто выступал в
печати, в том числе и в журнале "Морской сборник", критикуя морское ведомство,
не развивавшее отечественное броненосное кораблестроение, а заказывавшее новые
корабли на иностранных верфях. Естественно, это вызвало раздражение высшего
командования, и по личному приказу Великого князя генерал-адмирала Константина
Николаевича в ноябре 1872 г. Николая Васильевича направили агентом морского
министерства в Лондон, где он знакомится с постановкой строительства броненосных
кораблей и достижениями науки и техники в Англии, регулярно посылая
аналитические отчеты, в которых содержались конкретные предложения по
модернизации и реконструкции отечественных кораблестроительных и оружейных
заводов. Возможно, они сыграли свою роль: в 1876 г. Николая Васильевича, опять
же по указанию генерал-адмирала, отозвали на родину и назначили главным
управляющим Петербургского порта, в обязанности которого входило распределение
государственных заказов по отечественным судостроительным предприятиям. За
успешную деятельность на этом поприще в 1877 г. он был награжден орденом Св.
Владимира 3-й степени.
Восшествие на престол Александра III и уход от государственных
дел Великого князя Константина Николаевича позволили Н.В.Копытову найти
союзников и единомышленников в морском ведомстве, не согласных с прежними
либеральными и затянутыми реформами на военном флоте.
В 1882 г. его производят в контр-адмиралы. По личной просьбе
Николай Васильевич отправляется на Дальний Восток для детального ознакомления с
малоизученным морским театром. Здесь он командует отрядом кораблей Тихоокеанской
эскадры, посещает порты Китая, Кореи и Японии.
В 1884 г. Н.В.Копытов возвращается в Санкт-Петербург и выступает
в Адмиралтейств-совете с обстоятельным докладом о положении дел на Дальнем
Востоке, затрагивая не только военно-стратегические вопросы, но и региональные
проблемы мировой политики, международного права, экономики. Кстати, в докладе им
была подчеркнута необходимость сооружения Сибирской железной дороги для
материального обеспечения будущего Тихоокеанского флота. Предложения Николая
Васильевича были высоко оценены, его наградили орденом Св. Станислава 1 -и
степени. Более широко свои выводы о пребывании на Дальнем Востоке он изложил в
книгах "Петербург - Владивосток" и "Бедны ли мы?".
В том же году Н.В.Копытова назначили младшим флагманом
Балтийского флота. Он много плавал на различных броненосных кораблях, командовал
практической эскадрой, изучал стратегическое положение мест базирования флота.
"За заслуги и примерное радение" в 1887 г. он удостоился ордена Св. Анны 1-й
степени. На следующий год ему присвоили звание вице-адмирала и назначили старшим
флагманом Балтийского флота.
А в 1891 г. морской министр, учитывая организаторские
способности, большой опыт и морскую практику Н.В.Копытова, направляет его на юг
страны в качестве командующего Черноморским флотом и военного губернатора г.
Николаева. За годы своего пребывания в новой должности Николай Васильевич
перевел флот и его управление из Николаева в Севастополь, "сумел, - как отмечает
его биограф, - придать Черноморскому флоту достаточно грозное боевое значение,
что по тем временам серьезно учитывалось не только Турцией, но и Англией. По
планам, разработанным Копытовым, Черноморский флот был в готовности в случае
нужды выступить против неприятеля по разным стратегическим направлениям, включая
и Босфорское".
Командуя крейсером "Память Меркурия", Николай Васильевич в 1894
г. доставил тело покойного императора Александра III из Ялты в Севастополь.
В 1896 г. опытного военно-морского деятеля назначили членом
Адмиралтейств-совета.
Умер Николай Васильевич Копытов в 1901 г. и похоронен на
Новодевичьем кладбище в Петербурге. |