(1773-1837)
Юрий Федорович Лисянский
родился 2 августа 1773 года в старинной дворянской семье. После окончания
в 1786 году 2-м по списку Морского кадетского корпуса гардемарином служил
на 32-пушечном фрегате “Подражислав” Балтийского флота. Во время русско-шведской
войны 1788-1790 годов участвовал в нескольких сражениях со шведами. В 1789
году был произведен в мичманы. В 1793 году в числе 16 лучших российских
морских офицеров лейтенанта Лисянского направляют волонтером в Королевский
флот Великобритании. Четыре года молодой офицер бороздил моря и океаны
почти по всему Земному шару. Он участвовал в боях против республиканской
Франции, сражался с пиратами в районах
Северной Америки и Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов
Южной Африки и Индии. Отличился при пленении французского фрегата “Элизабет”,
но был контужен.
В 1800 году он вернулся в
Россию и служил на Балтийском флоте командиром фрегата. В ноябре 1802 года
лейтенант Ю.Ф. Лисянский за 16 морских кампаний и участие в двух больший
сражениях был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.
В это же время для снабжения
и защиты русских поселений на Аляске началась подготовка 1-й русской кругосветной
экспедиции. Морское министерство назначает капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского
одним из руководителей экспедиции и командирует его в Англию для закупки
двух шлюпов и части снаряжения. К лету 1803 года шлюпы “Нева” и “Надежда”
были готовы к дальнему плаванию. Руководил экспедицией и командовал шлюпом
“Надежда” И.Ф. Крузенштерн. Ю.Ф. Лисянский был назначен капитаном шлюпа
“Нева”. 26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, “не испытанный до
того россиянами”. 14 ноября 1803 года шлюпы в первые в истории Российского
флота пересекли экватор.
В дальнейшем, потеряв в тумане
шлюп “Надежда”, “Нева” 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более
года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской
Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен, участвовали
в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), провели много научных
наблюдений и гидрографических работ.
В августе 1805 года шлюп
“Нева” с грузом пушнины вышел в Китай и в конце ноября пришел в порт Макао,
где соединился с “Надеждой”. При дальнейшем плавании корабли снова потеряли
друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории
мирового мореплавания провел свой корабль без заходов в порты и стоянки
на якоре от берегов Китая в английский порт Портсмут.
22 июля 1806 года “Нева”
первой возвратилась в Кронштадт. Ю.Ф. Лисянский и экипаж корабля стали
первыми российскими кругосветными мореплавателями. Через две недели сюда
же благополучно пришла “Надежда”.
Заслуги Ю.Ф. Лисянского были
отмечены чином капитана 2 ранга, орденом Святого Владимира 3-й степени,
денежной премией и пожизненной пенсией, а офицеры и матросы шлюпа преподнесли
ему золотую шпагу с надписью: “Благодарность команды корабля “Нева””.
В 1807-1808 годах Лисянский
командовал кораблями “Зачатие Святой Анны”, “Эмгейтен” и отрядом из 9 судов.
Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году
Лисянский вышел в отставку с чином капитана I ранга. В 1812 году он издал
несколько книг, в которых систематизировал путевые записки о путешествии.
Скончался Юрий Федорович
Лисянский 22 февраля 1837 года и был похоронен в Александро-Невской лавре.
Его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной
Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага,
подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского
моря.
|