(1848-1904)
Вице-адмирал, флотоводец,
изобретатель, теоретик военно-морского дела, основоположник современной
русской океанографии, кругосветный мореплаватель и путешественник, дважды
обогнувший земной шар, исследователь
Арктики. Сын боцмана, дослужившегося до штабс-капитана портовой службы.
В 1858 г. поступил в Николаевске (на Амуре) в морское штурманское училище.
В 1863-69 гг. учеником и гардемарином плавал в Тихом океане к берегам Северной
Америки и в дальневосточных морях, перешел из Николаевска в Кронштадт;
плавал в Атлантическом океане к берегам Бразилии и к м. Доброй Надежды:
произведен в мичманы. В летнюю кампанию 1869 г. плавал в шхерах Финского
зал. на броненосной лодке “Русалка”.
Авария судна послужила для него толчком к исследованию
"пловучести"
и средств для усиления этого качества” и к изобретению нескольких ценных
практических средств. Углубляя в течение ближайших лет свое исследование,
стал основоположником теории непотопляемости корабля. В 1870-71
гг. на паровой шхуне “Тунгус” перешел из Кронштадта в Николаевск; в пути
произведен в лейтенанты; через Сибирь вернулся в Петербург, куда был срочно
вызван для конструирования новых водоотливных средств. В 1876 г. предложил
проект использования парохода, как плавучей базы для беспалубных минных
катеров; переведен в Черное море командиром парохода “Великий князь Константин”,
который был поспешно переоборудован в военный корабль, несший четыре минных
катера. В 1877 г. во время русско-турецкой войны подорвал в устье Дуная
неприятельский броненосец, а в январе 1878 г. потопил на Батумском рейде
авизо (небольшой военный разведывательный корабль). После войны произведен
в капитаны 2 ранга. В 1880-81 гг. во
время Ахал-Текинской экспедиции организовал на Каспии морские перевозки
между Астраханью и Красноводском. По возвращении в Петербург был в том
же году назначен в Стамбул (Турция) командиром военного корабля-стационера
“Тамань”. Во время стоянки в Босфоре производил океанографические исследования;
доказал, что в проливе существуют два течения: верхнее
-
из Черного моря в Мраморное и нижнее -
в обратном направлении, и дал научное объяснение этому явлению. В 1886-89
гг. в чине капитана 1 ранга, командуя корветом “Витязь”, совершил кругосветное
плавание, во время которого поставил на корабле систематические океанографические
работы, особенно подробные в северной части Тихого океана. В 1890 г. произведен
в контр-адмиралы. В 1891-94 гг. в должности
главного инспектора морской артиллерии осуществил ряд важных технических
нововведений. В 1894-96 гг. совершил
второе кругосветное путешествие: в конце 1894 г. из Петербурга прибыл на
Средиземное море; в 1895 г. перешел с эскадрой, которой он командовал,
из Средиземного моря через Суэцкий канал в дальневосточные воды; получив
в 1896 г. назначение в Кронштадт, перешел через Тихий океан в Северную
Америку, проехал через США и отсюда через Атлантический океан вернулся
на родину. В 1896-97 гг., будучи старшим
флагманом 1-й флотской дивизии, выступил с лекциями “Рассуждения по вопросам
морской тактики”, в которых излагал прогрессивные взгляды в области военно-морского
дела. В то же время начал усиленно заниматься проблемой освоения Арктики
с помощью ледоколов и пропагандировать эту идею. В 1897-98
гг., будучи уже вице-адмиралом, спроектировал мощный ледокол “Ермак”, добился
от правительства больших средств на его постройку, которую лично и контролировал.
В марте 1899 г. на “Ермаке”
перешел из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского зал., и затем
совершил поход в Ревель (Таллин), освободив из льдов
29
пароходов. В июне - августе того же
года совершил на “Ермаке” два пробных арктических рейса, причем во второй
рейс проник во льды к северу от Шпицбергена до 81°21'
с. ш. В декабре 1899 г. назначен главным командиром Кронштадтского порта
и военным губернатором Кронштадта. Летом 1901 г. после капитальной перестройки
носовой части “Ермака” плавал на нем в Баренцевом море, в очень тяжелых
ледовых условиях дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и дважды к северо-западному
берегу Новой Земли. В феврале 1904 г. в начале русско-японской войны назначен
командующим флотом на Тихом океане и через Сибирь проехал на Дальний Восток.
Погиб 31 марта (13 апреля) 1904 г. на броненосце “Петропавловск”
при выходе в море с Порт-Артурского рейда.
Сочинения. “Броненосная лодка
“Русалка” и другие статьи о непотопляемости судов (“Морской сборник”, 1870,
1873, 1874, 1875, 1876); “Крейсерство парохода “Великий князь Константин”
под начальством Макарова по Черному морю и рапорты его” (“Морской сборник”,
1877, № 1-3); “Об обмене вод Черного
и Средиземного морей” (изд. Академии наук, 1885); “Рассуждение по вопросам
морской тактики” (“Морской сборник”, 1897, № 1, 4, 7; переиздано с другими
статьями в 1943); “Об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи
ледоколов” (изд. Академии наук, СПБ. 1897); “Ермак” во льдах” (1901); “Без
парусов. Морская практика” (1903); “Океанографические работы” под редакцией
и со вступительной статьей Н. Н. Зубова и А. Д. Добровольского (1950).
|