15 марта 1761 года Михаил Макаров поступил кадетом в Морской корпус и 12 февраля 1763 года стал
гардемарином. В 1763-1769 годах юноша ежегодно плавал по Балтийскому морю, сделал переход из Архангельска в Кронштадт на фрегате
"Надежда". Его умение оценивали повышениями: 19февраля 1764 года произвели в кадетские подпрапорщики, 15 апреля 1766 года - в
мичманы. Но еще до офицерского чина, в 1765 году, Макарова взял к себе адъютантом контр-адмирал Макензи. В 1765 году Фома
Калинович привел отряд судов из Архангельска в Кронштадт, после чего был уволен от службы и 23 мая 1766 года скончался.
7 лет морской практики послужили неплохой подготовкой перед первым серьезным испытанием. 30 июля 1769 года
Макарова произвели в лейтенанты, а вскоре он на пакетботе "Почтальон" в эскадре адмирала Г. А. Спиридова отправился из Кронштадта
в Средиземное море, в 1770-1772 годах на том же судне участвовал в Морейской экспедиции, в сражении при Чесме и атаке крепости
Метелино. В 1772-1775 годах моряк командовал 5 месяцев бомбардирским кораблем "Страшный", затем на корабле "Саратов" состоял в
крейсерстве с флотом в Архипелаге и капитан-лейтенантом на "Саратове" с эскадрой возвратился в Кронштадт; чин он получил 16 марта
1774 года.
Опыт дальнего плавания открывал путь на капитанский мостик. В 1778 и 1779 годах моряк командовал фрегатом
"Счастливый" при Ревельском порте, в 1780-1781 годах командиром фрегата "Св. Александр Невский" в эскадре капитана бригадирского
ранга Палибина плавал от Кронштадта до Лиссабона и обратно. Вернулся он уже капитаном 2-го ранга; чин был присвоен 1 января 1781
года. Летом 1782 года Макаров командовал кораблем "Благополучие" в эскадре контр-адмирала А. И. Круза, ходившей от Кронштадта до
Ла-Манша. Оба плавания были связаны с защитой мирного судоходства в рамках "вооруженного нейтралитета".
21 апреля 1783 года Макарова произвели в капитаны 1-го ранга и командировали в Херсон; по возвращении в
1784-1786 годах он командовал кораблем "Дерис" при Кронштадтском порте, а в 1787 году наблюдал в Ораниенбауме за постройкой
морского госпиталя. Однако началась русско-шведская война 1788-1790 годов, и моряка вернули на мостик. Теперь он командовал
кораблем "Всеслав".
Когда шведский флот появился в Балтийском море вблизи берегов России, русский флот выступил навстречу под
флагом адмирала С. К. Грейга. 6 июля при Гогланде он нанес поражение неприятелю и заставил шведов укрыться в Свеаборге. "Всеслав"
находился в авангарде флагманским кораблем контр-адмирала Т. Г. Козлянинова. И командир, и его экипаж отличились в сражении. На
"Всеславе" было убито 35 и ранено 105 человек. Корабль имел 40 пробоин. 18 июля высочайшим указом капитан 1-го ранга Макаров был
награжден орденом Св. Георгия IV степени.
"Всеслав" требовал длительного ремонта. Макарова назначили командиром корабля "Иезекииль". С флотом он
крейсировал у Гельсингфорса, блокируя шведский флот. 14 апреля 1789 года моряка произвели в капитаны бригадирского ранга. Он вновь
принял командование кораблем "Всеслав", но теперь уже поднимал брейд-вымпел командира отряда.
До выхода объединившихся в Ревеле эскадр адмиралу В. Я. Чичагову требовалось уточнить положение противника.
Узнав 7 и 8 июня из донесений капитана Хомутова о сборе шведской эскадры у Гангута, адмирал послал отряд капитана бригадирского
ранга Макарова с целью опроса шкиперов, захвата неприятельских судов, атаки при возможности шведских кораблей и связи с отрядом,
крейсировавшим у Свеаборга. 15 июня Чичагов узнал из донесения Макарова, что шведские батареи у Гангута остались в прежнем
положении, а эскадра не появлялась. Макаров с эскадрою из 3 кораблей и 2 фрегатов крейсировал между Гангутом и Дагерордом, затем
присоединился к флоту и участвовал в Эландском сражении.
В 1790 году Макарова командировали в Архангельск. Он командовал отрядом судов, предназначенных для обороны
порта, и 6 июля стал капитаном генерал-майорского ранга.
Вернувшись после войны на Балтику, капитан в 1791 году, командуя кораблем "Евсевий", находился с флотом на
Кронштадтском рейде, в следующем году - при Кронштадтском порте. 9 февраля 1793 года он был произведен в контр-адмиралы и
крейсировал на "Евсевии" с флотом по Балтийскому морю, в 1794 году командовал эскадрой у Дагерорда.
Екатерина II избегала ввязываться в войны антифранцузской коалиции; ее больше
интересовал раздел Польши. Тем не менее императрицу беспокоила Франция, расширявшая захваты в Европе. Для того чтобы прекратить
французскую экспансию, она в 1795 году на помощь союзной
Англии выслала эскадру вице-адмирала П. И. Ханыкова. В этой эскадре младшим флагманом на корабле "Елена"
состоял контр-адмирал Макаров. Эскадра перешла из Кронштадта к берегам Англии и с британской эскадрой крейсировала у острова
Текселя. В следующем году эскадра Ханыкова вернулась на Балтику. Макаров остался с лучшими кораблями у берегов Англии. В 1796-1797
годах он с флагом на корабле "Св. Петр" продолжал крейсерства.
Именно в этот период контр-адмиралу довелось оказать неоценимую услугу британской короне, когда в 1797 году в
Спитхеде, а затем в Норе взбунтовались матросы. В распоряжении адмирала Дункана осталось лишь несколько кораблей. Моряки
остальных, возмущенные несправедливостями и тяготами службы, арестовали офицеров. Английское командование не располагало силами
для подавления возмущения. Именно тогда и вмешалась русская эскадра, под пушками которой восставшим, не имевшим ясной цели и
твердого командования, пришлось капитулировать.
За поддержку английского адмирала Дункана во время возмущения экипажей на его эскадре Макарова в России
наградили орденом Св. Анны I степени. Английский король удостоил его за содействие у Текселя украшенной
бриллиантами золотой шпаги с надписью "Тексель июнь 12 1797 г." Сам Дункан написал благодарственное письмо флагману и его
подчиненным. 11 августа 1797 года Г. Г. Кушелев, генерал-адъютант Павла 1, писал в записке Адмиралтейств-коллегии:
"Е. И. В. повелел: похвальное письмо, полученное контр-адмиралом Макаровым от английского адмирала Дункена
относительно до службы и должности как его Макарова, так и бывших под его начальством в Англии офицеров, внести в аттестаты их".
В 1797 году Павел I отозвал эскадру Макарова. Он намеревался уменьшить военные
расходы. Кроме того, эскадра должна была принять участие в маневрах флота, которые лично генерал-адмирал проводил в Финском
заливе. В указе от 8 апреля император предписывал вернуться к 10-15 июля. Весной 1797 года эскадра Макарова после стоянки в
английских портах ходила в крейсерства, а 31 мая выступила и прибыла в Кронштадт 13 июля. 30 сентября моряка произвели в
вице-адмиралы.
В 1798 году обеспокоенный активностью Директории на Балканах, в Италии и захватом острова Мальта, ибо рыцари
Мальтийского ордена поставили себя под покровительство российской короны, Павел I вновь послал корабли
на помощь британскому флоту. 22 апреля Макарову был направлен указ:
"По союзу нашему с Его Величеством королем великобританским, и по случаю требуемой от нас помощи, повелеваем
вам с 5 кораблями, пристойным числом фрегатов и других военных не больших судов отправиться для соединения с английским флотом к
берегам Англии, равно и архангелогородской эскадре, состоящей под начальством нашего вице-адмирала Тета, предписали Мы соединиться
с вами и быть под вашим начальством, повелевая ему для сего идти прямо на рейд Нор, который предполагается общим рандеву.
Дальнейшие же о сем наставления, каким образом поступать во взаимных содействиях с английским флотом, вскоре за сим к вам
доставлены будут".
По инструкции от 25 апреля адмиралу предстояло как можно быстрее дойти до цели, не занимаясь каперством, но при
необходимости защищая от французских и голландских каперов союзные суда. В случае нападения неприятельской эскадры следовало вести
бой, а при явном превосходстве противника - избегать сражения до соединения с английским флотом.
Эскадра в составе 5 кораблей, фрегата и катера выступила 22 мая, зашла в Ревель, где на борт флагманского
корабля "Елизавета" прибыл Макаров. 29 мая эскадра снялась, 9 июня была в Копенгагене, 19 июня ушла с Эльсинорского рейда,
конвоируя купеческие суда в английские порты и 3 июля у Текселя сошлась с английской эскадрой вице-адмирала Онслоу. 3 августа
прибыл адмирал Дункан, принявший командование соединенной эскадрой. Корабли по очереди уходили на ремонт. 18 августа на
"Елизавете" Макаров прибыл в Нор, где уже стояла эскадра Е. Е. Тета из 5 кораблей и 2 фрегатов. Позднее присоединилась эскадра с
Балтики П. К. Карцова из 5 кораблей и фрегата.
Вместе с британской эскадрой русские корабли крейсировали в Северном море и блокировали остров Тексель, где
стоял голландский флот. Англичане беспокоились, как бы флот этот не взяли французы, которые овладели Голландией и превратили ее в
Батавскую республику.
С января по апрель 1799 года 14 линейных кораблей, 4 фрегата, 1 катер вице-адмиралов Макарова, Тета и
контр-адмирала Карцова стояли на Блекстонском и Норском рейдах. 29 апреля эскадра Карцова из 3 кораблей и фрегата была отправлена
на Средиземное море и 22 августа присоединилась на Палермском рейде к эскадре Ф. Ф. Ушакова. Остальные корабли крейсировали у
британских берегов, прикрывая судоходство, а в июле - августе принимали участие в захвате Текселя.
18 июля эскадра вице-адмирала Макарова (2 корабля, 2 фрегата, катер) пошла в Ярмут, 21 июля присоединила в виду
Ярмута корабли Тета, на следующий день на подходах к Текселю видела английскую эскадру адмирала Дункана (8 кораблей, фрегат и
катер), а в поддень стали видны остров Тексель и голландский флот (15 кораблей и фрегатов) за ним.
До начала августа союзный флот крейсировал у Текселя. 3 августа по распоряжению адмирала Дункана катер "Диспач"
ходил для осмотра острова, а от голландского берега прибыло судно под белым флагом в сопровождении британского катера; оно подошло
к флагманскому кораблю Дункана и на следующий день возвратилось к берегу. Очевидно, голландцы интересовались причиной появления
англичан. Вскоре прибыла эскадра вице-адмирала Митчелла из 180 судов с десантом, дивизией Абер-кромби из 12 600 человек. Но
ожидание, прерываемое обычными передвижениями судов, продолжалось.
10 августа Дункан отправил адмиралу голландского флота Сторей и коменданту крепости Гельдерн предложение о
сдаче и приготовился к атаке, но парламентер привез отказ, а шторм утром 11 августа заставил союзников отойти к Текселю. 15
августа, когда волнение утихло, союзный флот обложил Гельдерн в несколько линий. Первую составили бомбардирские и мелкие суда,
вторую - фрегаты и шлюпы, третью - транспорты и гребные суда; линейные корабли Митчелла и Макарова на левом фланге наблюдали за
батавским флотом, а Дункан и Тет охраняли высадку с правого фланга.
16августа в 12.30 вице-адмирал Макаров получил письмо Дункана, в котором тот предлагал по сигналу послать
гребные суда к транспортам для перевозки войск; на британских, затем на русских кораблях вместе с кормовыми были подняты флаги
принца Оранского. Тем самым союзники демонстрировали, что идут для того, чтобы возвратить власть законному правителю. Гребные суда
перевозили войска на сушу под прикрытием огня британских кораблей, стрелявших до 20.00. Англичане десантировали около Утысяч
человек, с кораблей Тета высадились 850; к вечеру после кровопролитного боя батавские войска оставили Гельдерн; их потери
составили 1500 человек против 350 у союзников. 17 августа англичане высадили остальные 5 тысяч войск. Голландцы отошли внутрь
страны. К 15.00 с запада подошли до 42 судов, в том числе 4 корабля, 2 фрегата, 2 шлюпа британского флота, и встали вблизи корабля
Митчелла.
Успех десанта повлиял на состояние голландского флота. В 5.00 стоявшие в северном проходе у Текселя голландские
корабли ушли за возвышенность мыса Какдоун. 19 августа корабли "Ретвизан", "Европа", "Мстислав" были присоединены к отряду
Митчелла и 20 августа участвовали в сдаче голландского флота англичанам, при чем присутствовал и принц Оранский.
19 августа 11 союзных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета вошли на Тексельский рейд и стали против батавского
флота; распространенные на берегу прокламации с призывом восстановить власть штатгальтера и флаги принца Оранского на мачтах
союзных кораблей сделали свое дело: матросы отказались стрелять, выбросили снаряды в море. Голландскому адмиралу пришлось
капитулировать. Союзники отправили свои команды на суда. "Ретвизан" и "Мстислав" взяли 2 корабля, в том числе флагманский
"Вашингтон"; он был доставлен в Англию "Ретвизаном", а флаг и вымпел с другого корабля отправлены в Россию и хранились в
Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Макарову Дункан прислал письмо с выражением признательности.
31 августа голландский флот под конвоем англичан направился в Англию, за ними пошли и 3 русских корабля; из
остальных кораблей 20 августа Дункан приказал составить крейсирующую эскадру вице-адмирала Тета (4 корабля, фрегат и катер), а
Макаров на "Елизавете" отправился с флагманским кораблем Дункана в Ярмут. Корабль жестоко пострадал в шторм, но достиг порта 23
августа. Через 2 дня присоединилась эскадра Тета, а еще через 2 дня появилась эскадра контр-адмирала П. В. Чичагова, которая 5-8
сентября высадила подкрепления союзным войскам в Голландии. Она же через месяц приняла потерпевшие поражение союзные полки.
За то, что в 1799 году Макаров, командуя соединенной эскадрой у Текселя, высадил десант на голландский берег и
помог англичанам овладеть голландским флотом, император наградил его орденами Св. Иоанна Иерусалимского и Св. Александра Невского,
пенсией в 2000 рублей. От англичан вице-адмирал получил вторую золотую шпагу, украшенную бриллиантами.
7 мая 1800 года эскадры Макарова, Тета и Брейера (временно сменившего Чичагова) соединились на рейде Нора, 25
мая перешли в Портсмут, начали погрузку русских войск, 16июня направились к родным портам и 9 июля достигли Ревеля.
10 августа 1800 года было принято решение подготовить 25 кораблей с достаточным числом фрегатов и авизо под
командованием адмирала Ханыкова. 13 августа об этом совещалась Адмиралтейств-коллегия. Однако уже 11 сентября коллегия слушала
повеление о разоружении флота. Русско-английские отношения испортились, и Павел I не собирался посылать
подмогу британскому флоту. Более того, ситуация изменилась настолько, что британский флот оказался противником. Объявленный в 1800
году по инициативе Павла I "вооруженный нейтралитет" приобрел антианглийскую направленность. Посланной
на Балтику английской эскадре следовало заставить союзников отказаться от своих намерений. Весной 1801 года Г. Нельсон совершил
знаменитое нападение на датский флот в порту Копенгагена, заставил укрыться в гавани флот шведский и готовился направиться к
Ревелю.
По иронии судьбы Макаров, дважды награжденный королем за помощь британскому флоту, в 1801 году готовился к
нападению именно этою флота.
14 марта 1801 года Павел I произвел Макарова в адмиралы балтийского корабельного
флота. Флагман командовал ревельской эскадрой. 1 - 7 апреля эскадра вышла на рейд, 12 апреля выстроилась по диспозиции. 14 апреля
адмирал поднял флаг. 21 апреля эскадра выступила и через 4 дня пришла в Кронштадт. К этому времени корабли кронштадтской эскадры
развернулись на северном и южном фарватерах. Соединенные русские силы готовились встретить атаку англичан под командованием
Нельсона.
Русско-английское столкновение не состоялось. Убийство Павла I и отказ Александра
I от антианглийских шагов предотвратили войну. 6 июля молодой император посетил эскадру, после чего она вернулась в Ревель
и втянулась в гавань.
В 1802 году Александр I назначил Макарова членом Адмиралтейств-коллегии. Флагман
получил за 35-летнюю службу в офицерских чинах орден Св. Владимира IV степени. В 1804 году он числился
адмиралом синего флага, в 1807 году начальствовал всеми морскими командами в Санкт-Петербурге.
Скончался флотоводец 19 сентября 1813 года. Имя его редко встречается в литературе, и эти строки - попытка
напомнить об одном из флотоводцев, честно исполнявших свой долг перед Отечеством.
|