Военно-морской флот России

Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы Персоналии
Галерея картин Книги Аудио Видео Разное

Александр Федорович Можайский

(1825-90)

Капитан 1 ранга, кругосветный путешественник, изобретатель первого в мире самолета. По образованию военный моряк. В 1844-46 гг. мичманом плавал в Белом море, два раза переходил из Архангельска в Кронштадт. В 1853-54 гг. лейтенантом на фрегате “Диана” (под командой С. С. Лесовского) перешел из Кронштадта вокруг м. Горн к Японии. После крушения фрегата (во время землетрясения в бухте Симода у о. Хонсю) личный состав “Дианы” по его чертежам и под его руководством построил шхуну “Хеда”, на которой часть команды вернулась на родину. Сам Можайский в 1855 г. перешел на американском торговом судне в Петропавловск, а оттуда в Амурский лиман. Через Сибирь вернулся в 1856 г. в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие. В 1857 г. плавал на Балтийском море до Киля. В 1858 г. участвовал в Хивинской экспедиции, плавал по Аму-Дарье и совершил поход до Бухары. В 1859-60 гг. в чине капитан-лейтенанта плавал в Балтийском море старшим офицером на винтовом корабле “Орел”. В 1860-61 гг. руководил оснащением и установкой паровой машины на винтовом клипере “Всадник”, строившемся в Пори (Финляндия). В 1863 г. был мировым посредником в Вологодской губернии. В 1866 г. произведен в капитаны 2 ранга, а в 1869 г. - в капитаны 1 ранга. В 1873 г. был выбран почетным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии; в этот же период предпринял попытки осуществить подъем с помощью воздушного змея. К 1876 г. совершил два удачных подъема на воздушном змее; сконструировал летающие модели; приступил к работам по конструированию первого в мире самолета. В 1878 г. закончил проект самолета. В 1879 г. снова вернулся на действительную службу и в 1881 г. получил привилегию (патент) на свое изобретение. Летом 1882 г. его самолет, управляемый механиком, совершил первый в мире полет (над военным полем в Красном Селе, под Петербургом). В 1882 г. он ушел в отставку с чином генерал-майора; в 1886 г. был переименован в контр-адмиралы в отставке. Последние годы своей жизни работал над усовершенствованием паровых двигателей для самолета.