(1902-43)
Выдающийся советский ледовый
капитан. Сын смотрителя маяка в Белом море, с 14-ти лет плавал матросом
на парусных судах, ходивших в Норвегию. Окончив школу подводного плавания
и морской техникум, с 1929 г. работал
в Арктическом флоте, плавал на ледокольных пароходах, сначала помощником
капитана, а с 1933 г. капитаном на
трассе Северного морского пути и в высоких широтах. Кроме того, в
1930-37 гг. ежегодно участвовал в зверобойных
кампаниях на гренландского тюленя в Горле Белого моря. В 1937
г., командуя ледокольным пароходом “Садко” во время так называемой Третьей
Высокоширотной экспедиции Главсевморпути, вышел в глубоководный Центральный
Полярный бассейн к северу от моря Лаптевых, пересек море Лаптевых с запада
на восток по 76-ой параллели, обогнул с севера Новосибирские о-ва и прошел
к о-вам Де-Лонга, которые экспедиция подробно исследовала, причем на о-вах
Генриетты и Жаннеты был поднят советский флаг. Вернувшись в море Лаптевых,
пошел на выручку каравана судов, застрявшего в тяжелых льдах в западной
части моря Лаптевых. “Садко” 23 октября
1937 г. был там затерт дрейфующими льдами
вместе с ледокольными пароходами “Г. Седов” и
“Малыгин”
(на 75°2' с. ш. и 132°15'
в. д.) и вышел в Центральный Полярный бассейн. В конце августа 1938
г. выведен из льдов (вместе с “Малыгиным”) ледоколом “Ермак” (под командой
М. Я. Сорокина) у 83°05' с. ш. В
1939-40 гг. был капитаном ледокольного парохода,
обеспечивавшего снабжение трудно доступных полярных станций и экспедиционных
баз в Советской Западной Арктике. В 1941-43
гг., командуя линейным ледоколом, участвовал в боевых действиях при проводке
через льды судов с военными грузами.
|