(1820-88)
Адмирал, военно-морской министр И.А.Шестаков родился в
дворянской семье. В десятилетнем возрасте определен кадетом в Морской корпус.
Через два года произведен в гардемарины, но в 1836 г. за неподчинение классному
офицеру вынужден был покинуть учебное заведение и поступить юнкером на
Черноморский флот. В 1837 г. за отличие "при занятии мыса Константинопольского"
удостоился Знака отличия военного ордена и звания мичмана. На следующий год,
плавая на корвете "Ифигения", участвовал вместе с десантом в жестоком бою с
горцами при местечке Шапсухо, за что получил орден Св.Анны 4-й степени. До 1840
г. он принимал участие в десантах на побережье Кавказа, в крейсерстве на бриге "Фемистокл"
у абхазских берегов. В 1841 г. "за примерную отвагу" его наградили орденом
Св.Станислава 3-й степени "с мечами" и откомандировали в плавание в
Константинополь, а оттуда - в Архипелаг. И.А.Шестаков как
храбрый офицер и исправный моряк был хорошо известен в Севастополе. Весной 1843
г. командующий флотом адмирал М.П.Лазарев, после присвоения Шеста-кову звания
лейтенанта, предложил ему стать его адъютантом. Однако при этом Шестаков почти
постоянно находился на действующей эскадре. За успешное выполнение поручений
командования и непосредственное участие в боевых действиях в 1845 г. его
наградили орденом Св.Анны 3-й степени. В 1845-1846 гг. Ивану
Алексеевичу в числе первых на Черноморском флоте довелось осваивать только что
появившиеся отечественные пароходофрегаты, а в начале 1847 г. началась его
командирская деятельность. Возглавляя экипаж тендера "Скорый", он в течение трех
лет плавал в Черном море "для собрания замечаний, касающихся лоции этого моря".
"За отличие" в 1850 г. ему присвоили чин капитан-лейтенанта и направили в Англию
командиром строившейся там винтовой шхуны "Аргонавт". Кстати, уже тогда Шестаков
одним из первых сообщил в морское ведомство о возможных военных осложнениях
между Англией и Россией в связи с назревавшим конфликтом на Ближнем Востоке.
В 1851 г. Иван Алексеевич вернулся на родину, переведя шхуну из Великобритании в
Николаев. В том же году он издал "Лоцию Черного моря", не потерявшую своей
ценности до нашего времени. За эту фундаментальную работу ему было объявлено
"монаршее благоволение". В следующем году Шестакова вновь откомандировывают в
туманный Альбион для заказа и постройки для Черноморского флота двух винтовых
корветов. Но отношения между Англией и Россией вступили в напряженную фазу,
корабли были перекуплены британским правительством, и Иван Алексеевич вернулся в
Петербург. Здесь весной 1854 г. его назначили членом
"пароходного комитета", ведавшего строительством паровых кораблей в России.
Используя опыт, приобретенный в Англии, Шестаков составил подробный, хотя и
малоприятный, доклад морскому министру о состоянии отечественного
кораблестроения и предложил аргументированную программу строительства парового
флота. Тем не менее, генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич высоко
оценил труд Ивана Алексеевича. Ему присвоили чин капитана 2 ранга и наградили
орденом Св.Анны 2-й степени. Ему было поручено наблюдение за постройкой на
столичной верфи экспериментальной винтовой лодки, а затем и 19 других.
Одновременно Шестаков участвовал в составлении чертежей и постройке еще 89
винтовых кораблей. За это он в 1855 г. удостоился ордена Св.Владимира 4-й
степени. Весной того же года по личному указанию генерал-адмирала Ивана
Алексеевича назначили адъютантом Великого князя. На пароходе-фрегате ."Рюрик" он
вместе с "высочайшим" командованием находился на патрульной службе на случай
отражения набега англо-французского флота. В августе 1856 г.
он получает звание капитана 1 ранга и командируется в Северную Америку для
наблюдения за постройкой в Нью-Йорке 70-пушечного винтового фрегата
"Генерал-адмирал", на котором в 1859 г., совершив беспримерный 12-дневный
переход, вернулся в Кронштадт. За успешное выполнение "высочайшего поручения" он
удостоился ордена Св.Владимира 3-й степени и назначения флигель-адъютантом царя.
Командуя "Генерал-адмиралом", который считался последним словом техники того
времени, и возглавляя отряд фрегатов, Шестаков до 1862 г. плавал в Средиземном
море. "За отличие" в апреле 1861 г. его произвели в контр-адмиралы с назначением
в свиту Его Величества. После возвращения в Кронштадт Ивана Алексеевича
удостоили ордена Св.Станислава 1-й степени "с мечами". Тогда же он стал членом
Морского ученого и кораблестроительного технического комитетов.
В 1863 г. Шестаков был ответственным за снаряжение крейсерской эскадры
контр-адмирала С.С.Лесовского, отправлявшейся к берегам Северной Америки. В эту
пору в печати стали появляться статьи Шестакова, резко критикующие российскую
кораблестроительную политику и недостатки в реализации кораблестроительной
программы. Кое-кому из высшего начальства это не понравилось, и под благовидным
предлогом, после объявления трех "монарших благоволений" Ивана Алексеевича в
1867 г. отчислили от всех должностей и отправили градоначальником в Таганрог, а
через два года - губернатором в Вильно. Однако по настойчивому требованию
генерал-адмирала его в 1872 г. вновь возвращают на флот и назначают
военно-морским атташе в Австрию и Италию. За свою деятельность
за границей Шестаков стал "полным" кавалером орденов Св.Анны, Св.Владимира и
Белого Орла. В 1880 г. ему присвоили чин вице-адмирала. Но самым неожиданным за
службу Шестакова стало его назначение в 1882 г. военно-морским министром. На
этом посту Иван Алексеевич способствовал возрождению Черноморского флота и
усилению Балтийского. В январе 1888 г. его произвели в чин адмирала. Умер Иван
Алексеевич скоропостижно в командировке в Севастополе 21 ноября 1888 г. По
личному указанию Александра III он был погребен там же в храме Св.Владимира. |