(ум. 1761)
Выходец из Дании, капитан 1 ранга русского флота, участник Первой и
Второй Камчатских экспедиций. В 1720 г. принят “русский флот лейтенантом. В
1725-30 гг. состоял в Первой Камчатской экспедиции Беринга-Чирнкова. В 1727
г. в чине капитан-лейтенанта, командуя шитиком “Фортуна”, дважды совершил
переход из Охотска в Большерецк (на западном берегу Камчатки), перебрасывая
туда экспедицию. В 1728 г. плавал под командой Беринга на боте “Св.
Гавриил].” из Нижне-Камчатска (на восточном берегу полуострова) через
Берингов пролив в Чукотское море и в 1729 году на этом же судне вернулся в
Охотск; через Сибирь в 1730 г. проехал в Петербург; произведен в капитаны 3
ранга. В 1731- 44 гг. состоял во Второй Камчатской экспедиции. В 1732 г.
назначен начальником отряда судов с заданием описать Курильские о-ва и
обследовать Японию. В 1733-37 гг. в чине капитана полковничьего ранга
перебросил через Сибирь людей, припасы и материалы в Охотск и построил там
морские суда. В 1738 г., командуя отрядом из трех судов (вместе с Вальтоном
и Шельтингом), на бригантине “Архангел Михаил” перешел из Охотска в
Большерецк (на западном берегу Камчатки), а оттуда перешел на юг вдоль
Курильских о-вов до Урупа включительно. Отряд открыл ряд островов, нанес
Курильские о-ва на карту, не очень правильную. Зимовал в Большерецке. В 1739
г., командуя отрядом из четырех судов, одно из которых разлучилось с ним в
пути, дошел до восточного берега главного японского острова Хонсю, где
неудачно пытался завязать сношения с японцами. На обратном пути подходил к
восточному берегу Хоккайдо; затем через Большерецк перешел в Охотск. В 1742
г. снова ходил из Большерецка к Хонсю на двух судах (вместе с Шельтингом),
но у 39° с. ш. (широта южного Хоккайдо) из-за туманов повернул обратно и
перешел в Охотск. В 1743 г., как старший в чине, формально заменил умершего
Беринга в должности начальника всей Второй Камчатской экспедиции. В 1745 г.
за самовольное возвращение в Петербург был предан суду и приговорен к
смертной казни. Приговор не был приведен в исполнение: в 1747 г. Шпанберг
был помилован, но разжалован в поручики. В 1749 г. снова предан суду за
крушение корабля, которым он командовал, и гибель при этом 28 человек
экипажа, но оправдан. В 1751 г. произведен в капитаны 1 ранга. |