Родился Иван Юмашев 27 сентября (9 октября) 1895 года в Тифлисе (Тбилиси). Сын железнодорожника, он за неуплату был отчислен из
пятого класса реального училища и с 15 лет начал трудиться (сапожником, затем рабочим завода цементных изделий, рассыльным в
управлении Закавказских железных дорог). После смерти отца Иван переехал с матерью на ее родину, в село Капустин Яр Астраханской
губернии, где батрачил у кулаков, работал писарем в волостном правлении. Летом 1912 года он прочитал в газете объявление: "Кронштадтская
школа юнг производит набор...". В сентябре 1912 года Юмашев поступил в школу юнг, начав восхождение к высотам морского мастерства.
Он служил на кораблях кочегаром, машинистом, электриком, после обучения в учебно-артиллерийском отряде плавал на крейсере
"Богатырь" старшиной первой башни. К февральской революции Юмашев - старшина 12-дюймовой башни одной из береговых батарей
Балтийского флота, председатель революционного батарейного комитета. Но в сентябре Юмашев тяжело заболел и уехал в отпуск к
матери. Жители Капустина Яра избрали его председателем сельсовета и комитета бедноты. В августе 1918 года моряк вступил в члены
ВКП (б), позднее возглавлял отряд, боровшийся с бандитизмом. В феврале 1919 года он поступил в Нижне-Астраханский отряд
Волжско-Каспийской флотилии, был комендором, старшим комендором и командиром батареи, принимал участие в боях на Волге и Каспии.
В августе 1920 года по путевке партии военмора откомандировали на Балтийский флот командиром батареи линкора "Петропавловск". В
1921 году участники Кронштадтского мятежа арестовали его как большевика и члена судового комитета. Однако когда начался штурм
Кронштадта, арестованные разоружили стражу и помогли наступавшим. После подавления мятежа Юмашев возвратился на линкор и с марта
был назначен помощником командира. Пока подбирали командира линкора, Юмашев командовал кораблем, затем до 1924 года плавал на
линкоре, переименованном в "Марат". Знаний, разумеется, не хватало. В январе 1924 года Юмашев поступил в штурманские классы курсов
усовершенствования командного состава и через год окончил их. Слушателем он участвовал в переходе Архангельск - Владивосток на
посыльном судне "Воровский". Это было его первое знакомство с Тихим океаном.
После окончания специальных курсов усовершенствования комсостава флота в 1925 году Юмашев служил помощником и старшим
помощником командира эсминца, крейсера, линкора, в 1927 году принял эсминец "Дзержинский" Черноморского флота, затем командовал
крейсером "Профинтерн", дивизионом эсминцев, бригадой крейсеров. В 1932 году моряк окончил тактические курсы командиров кораблей
при Военно-морской академии. Знания и командирские качества Юмашева отметил в 1934 году командующий Черноморским флотом,
аттестовав его как "одного из лучших командиров по управлению кораблем".
В 1937 году Юмашев - начальник штаба Черноморского флота. С января 1938 по июль 1939 года он командовал этим флотом, а весной
1939 года его назначили командующим Тихоокеанским флотом. Кандидатуру Юмашева предложил Н. Г. Кузнецов, когда его с поста
командующего ТОФ перевели в Москву заместителем наркома ВМФ. Кузнецов мотивировал это тем, что хорошо знал Юмашева. А. А. Жданову
он говорил:
"На Тихом океане командующему предоставлена большая самостоятельность. Там нужен человек с опытом. У Юмашева такой опыт есть, а
все остальные командующие - еще новички".
Уже в апреле флагмана 2-го ранга Юмашева представили активу Тихоокеанского флота. В предвоенные годы энергичный командующий
добивался повышения боеготовности флота. В первую очередь он изучил огромный, слабоосвоенный театр, затем занялся его
совершенствованием. И ранее тихоокеанцы были застрельщиками нового опыта. Теперь же в строй входили новые корабли. Требовались
новые ремонтные заводы, порты, аэродромы, батареи и многое другое, без чего флот- не флот. Член Военного Совета С. Захаров,
назначенный на Тихоокеанский флот вместе с Юмашевым, позднее отмечал, что командующий "всегда спокойный, неторопливый", был любим
за простоту и сердечность, находил возможность выходить в море, беседовал с моряками и был внимателен к их нуждам.
После начала Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот формально не воевал, но фактически постоянно оставался в боевой
готовности. Япония могла в любой момент напасть. Об этом свидетельствовали повторявшиеся провокации.
На 2000 миль побережья к началу войны флот располагал 2 лидерами, 12 эсминцами, 6 сторожевыми кораблями, 30 тральщиками, 46
катерами-тральщиками, 92 сторожевыми катерами, 91 подводной лодкой, примерно 150 торпедными катерами и 500 самолетами против
японского флота, имевшего линейные корабли, авианосцы и многочисленную авиацию. Так как флот Советского Союза на Тихом океане многократно уступал по численности японскому, оставалось рассчитывать лишь на оборону
побережья. Морякам следовало совместно с сухопутными войсками осуществлять противодесантную оборону, действовать на неприятельских
коммуникациях авиацией и подводными лодками, защищать морские пути сообщения.
Наркому ВМФ Н. Г. Кузнецову после начала Великой Отечественной войны потребовалось немало усилий, чтобы доказать необходимость
создания на Тихом океане минных заграждений. 12 июля 1941 года начались первые постановки мин в заливе Петра Великого, около
Владивостока, а затем и возле других дальневосточных военно-морских баз. Корабли и суда оповестили об опасных для плавания
районах. Чтобы на минные поля не зашли иностранные суда, в районе Владивостока организовали специальные корабельные дозоры. Были
выделены суда для уничтожения сорванных с якорей мин. Минные заграждения в сочетании с артиллерией составили прикрытие важных
пунктов от десантов. Владивосток укрепляли и с суши. Тысячи жителей участвовали в постройке оборонительных сооружений, в городах
соблюдали светомаскировку, готовясь к возможному нападению. Рассредоточивали корабли, самолеты, склады. Юмашев говорил: "Чтобы
обеспечить устойчивую оборону, нужно возможно максимально зарываться в землю". Между командующими флота и Дальневосточного фронта
были установлены отношения дружбы и взаимодействия.
Учитывая значение военно-морских баз, тихоокеанцы уже 6 сентября 1941 года приняли эффективные меры по их защите, пользуясь
первым опытом обороны Таллина и Одессы. Учения флота проходили в условиях, приближенных к боевым, за кромкой минных заграждений. В
штабах изучали опыт действующих флотов и применяли его при боевой и политической подготовке.
После начала войны Японии против США и их союзников опасность со стороны японского флота и Квантунской армии стала меньше. В
этих условиях тихоокеанцы помогали действующим флотам и фронтам. Тихоокеанский флот служил резервом гигантскому фронту,
протянувшемуся на западе. Еще в октябре 1941 года командующие фронтом и флотом были вызваны в Москву, где на вопрос И. В. Сталина,
какую поддержку могут оказать фронту, обещали помощь всемерную. На фронт шли морские бригады. Свыше 140 тысяч моряков-тихоокеанцев
воевало на советско-германском фронте. На Северный флот были отправлены лидер, 2 эсминца и 6 подводных лодок, на Черное море - 10
малых лодок с экипажами и 6 катеров-охотников; на те же флоты перебрасывали торпедные катера и самолеты. При этом Юмашев знал, что
нападение Японии не исключено и рассчитывать придется только на свои силы.
Переход "Л-15", "Л-16", "С-51", "С-54", "С-55", "С-56" из Петропавловска-Камчатского через Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панаму,
Галифакс (Канада) и Рейкьявик в Полярный с 25 сентября 1942 по июнь
1943 года явился наиболее длительным плаванием советских подводных лодок, каждая из которых прошла более 17 000 миль и пробыла
в море 2200 часов. За исключением торпедированной в пути "Л-16", моряки тихоокеанских подводных лодок достигли цели,
продемонстрировали умение и мужество в трудных условиях Заполярья, а Г. И. Щедрин и И. Ф. Кучеренко получили звания Героя
Советского Союза. В 1942 году лидер "Баку" и эсминцы "Разумный" и "Разъяренный" по Северному морскому пути перешли на Баренцево
море и усилили Северный флот.
Через Владивосток шло значительное количество грузов из США для нужд фронта. Прибывали и новые корабли, в том числе десантные,
которые осваивали тихоокеанцы и затем использовали для защиты судов от мин и временами - для охранения конвоев. Осваивали и новые
боевые корабли, поступавшие от промышленности. Командование держало флот в постоянной боевой готовности, хотя военных действий до
августа 1945 года не было.
Вице-адмирала беспокоила оборона побережья, и он просил помощи средствами, однако их не было, пока шла война на западе. Однако
нарком ВМФ старался, чтобы опыт действующих флотов становился достоянием тихоокеанцев.
В 1943 году И. С. Юмашева произвели в адмиралы. Это явилось свидетельством понимания его роли в подготовке Тихоокеанского флота
к надвигающейся войне.
Тихоокеанский флот стал гигантским учебным отрядом, на котором готовили кадры для воюющих флотов. В частности, офицеров обучало
Тихоокеанское Высшее военно-морское училище; мирная обстановка позволяла на учебных кораблях предоставлять морскую практику
будущим командирам флота.
Опытные, знающие моряки потребовались на Тихом океане летом 1945 года, когда разрабатывался план войны против Японии.
Основанием для вступления в войну явились многочисленные провокации японцев и их союзников на границах СССР и в море. В 1941-1944
годах японцы задержали 178 советских судов, свыше десятка были потоплены японскими или неопознанными судами. Япония являлась
союзником Германии и Италии - противников антигитлеровской коалиции. Квантунская армия, в 1941 году по численности приближавшаяся
к миллиону человек, в соответствии с существующими планами готовилась вторгнуться в пределы СССР. Начиная войну с Японией
Советский Союз выполнял обязательства, которые брал на себя перед союзниками в соответствии с договоренностями на Крымской
конференции в Ялте (февраль 1945 года) и Потсдамской конференции (июль 1945 года).
С 1945 года во время боевой подготовки флот стал больше переходить от решения оборонительных к решению наступательных задач. В
частности, готовилась к десантам усиленная численно морская пехота. Моряков морально настраивали на необходимость разгрома Японии
для завершения войны.
В соответствии с замыслом военных действий три фронта (1-й, 2-й Дальневосточные и Забайкальский) должны были нанести удар по
силам Квантунской армии, расчленить и разгромить ее при поддержке Амурской флотилии. Тихоокеанскому флоту была поставлена задача,
взаимодействуя с войсками, овладеть портами Северной Кореи, чтобы воспрепятствовать японскому флоту доставлять в эти порты
подкрепления. Свою роль должны были сыграть морская авиация и подводные лодки. Северной Тихоокеанской флотилии следовало оборонять
побережье Татарского пролива и Охотского моря, а Петропавловскому военному гарнизону - берега Камчатки. При благоприятном развитии
действий предполагалось овладеть Южным Сахалином и Курильскими островами.
На Дальний Восток, кроме подкреплений, отправился нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, которого Сталин послал для координации действий
флота и армии.
Адмирал Юмашев напряженно работал над планом операций. Руководство высадками десантов он взял на себя. Их следовало
осуществлять ранее, чем к портам подходили сухопутные войска. Для этого использовали быстроходные катера при поддержке авиации.
5 августа 1945 года была установлена разграничительная линия между советской и американской зонами боевых действий. В ночь на 8
августа Военный совет Тихоокеанского флота получил директиву Ставки: перейти на оперативную готовность № 1; приступить к
постановке оборонительных минных заграждений; прекратить одиночное плавание транспортных судов, направив их в пункты
сосредоточения; организовать движение конвоев; развернуть подводные лодки. 8 августа Советское правительство объявило войну
Японии, а боевые действия начались в ночь на 9 августа.
В составе Тихоокеанского флота были 2 крейсера, лидер эсминцев, 12 эсминцев и миноносцев, 78 подводных лодок, 204 торпедных
катера, десантные суда, тральщики и другие корабли, более 1500 самолетов. Японцы располагали 500 кораблями и судами. У них
недоставало горючего. Тем не менее неприятель мог еще наносить опасные удары.
Тихоокеанский флот перевели на оперативную готовность № 1 к рассвету 8 августа. Торговые суда укрылись в указанных пунктах,
была введена система конвоев. С 9 по 12 августа скрытно были выставлены минные заграждения на подступах к Владивостоку, бухтам
Владимир и Ольга, Петропавловску, в Татарском проливе и Сахалинском заливе: всего 1788 мин и 170 минных защитников. По
мобилизационным планам были развернуты 12 подводных лодок, перебазировалась авиация.
После начала успешного наступления советских войск против Квантунской армии Юмашев по согласованию с Маршалом Советского Союза
А. М. Василевским организовал захват северокорейских портов Юки, Расин и Сейсин, чтобы помешать японцам перебрасывать подкрепления
и эвакуировать свои войска под давлением частей 1-го Дальневосточного фронта, наступавших вдоль берегов Северной Кореи.
Первыми массированные атаки на порты Юки, Расин и Сейсин 9 и 10 августа производили пикирующие бомбардировщики и штурмовики, а
также торпедные катера, истребившие в портах десятки судов. 11 августа сложилась обстановка, удобная для высадки в двух первых
портах. В ночь на 12 августа разведывательный отряд флота был высажен в Юки и обнаружил, что японский гарнизон оставил город.
Вскоре десантный отряд высадился в Расине, также оставленном противником. Оба десанта осуществлялись с быстроходных катеров,
которые поддерживали артиллерией сторожевые корабли, тральщики и катера. В Юки было решено перевести 13 торпедных катеров,
организовать оборону и траление. 14 августа в Расине пришлось выбивать японцев с островов у входа в залив.
Трудности для советских моряков составили донные неконтактные мины, поставленные перед Гензаном, Сейсином и Расином авиацией
США с 12 июля до 11 августа. Несмотря на то что фарватеры пробомбили глубинными бомбами торпедные катера, на них подрывались суда,
и пришлось отказаться от Расина как маневренной базы.
Так как обстановка в ходе решительного наступления изменялась быстро, приходилось принимать импровизированные решения. Успешное
продвижение войск через Юки и Расин создало предпосылки десантов в Сейсин, Одецин и Гензан.
Когда стало известно о взятии Юки и отходе японских войск к северу, Юмашев решил ускорить подготовку высадки в Сейсин, начатую
11 августа, в надежде, что противник ослабит и его оборону. Первоначально следовало высадить прямо в порт разведотряд флота, чтобы
выяснить систему обороны Сейсина и удерживать порт до прибытия главных сил - отдельного батальона и отдельной 13-й бригады морской
пехоты. Они должны были занять город и удерживать его до подхода войск 25-й армии. Отряд кораблей составили минный заградитель "Аргунь",
миноносец, 6 фрегатов, 7 тральщиков, 6 сторожевых, 18 торпедных катеров, 12 десантных судов, 7 транспортов при поддержке 261
самолета. Сейсин, важный порт в Корее и сильную военно-морскую базу, японцы стремились сохранить до последней возможности, что
привело к серьезным боям.
Несмотря на туман, 12 августа 4торпедных. катера с радиолокаторами установили, что кораблей в Сейсине не было. Утром 13 августа
под обстрелом неприятельских батарей торпедные катера без потерь высадили разведывательный отряд и роту автоматчиков. Так как
японцы изобразили слабость сил, желая отвести десантников от берега и уничтожить, днем
13 августа с кораблей в порт был высажен 355-й отдельный батальон морской пехоты с пулеметной ротой. Этим передовым отрядам при
поддержке артиллерии кораблей и пришлось принять бой с многочисленным гарнизоном, достигавшим 4000 человек; в ночь на 15 августа
они выдержали 14 неприятельских атак. Тем временем на 3 группах судов к Сейсину подошли главные силы - 13-я отдельная бригада морской пехоты.
Ее войска прибыли в ночь на 15 августа и за час высадились на причалы порта. При поддержке корабельной артиллерии, а после
улучшения погоды - и авиации, десантники все же 15августа не смогли прорвать позиции противника. Лишь после прибытия полевой
артиллерии они перешли в наступление, а к вечеру 16мая в город вошли части фронта, продолжившие преследование отходивших японцев.
Юмашев наблюдал за событиями. Когда стало известно о появлении в море юго-восточнее Сейсина японского соединения из линкора и 4
эсминцев, командующий не прерывал десантную операцию, однако принял необходимые меры. Подводные лодки получили предупреждение,
авиации следовало усилить разведку. В готовность привели торпедные катера, торпедоносную и бомбардировочную авиацию, выслали в
море дополнительно подводные лодки. Адмирал провел бессонную ночь. К счастью, темнота и туман не позволили японской эскадре найти
суда с десантом, удар неприятельской авиации не увенчался успехом. Морская пехота взяла Сейсин.
Назначенный командующим Южным морским районом генерал-лейтенант С. И. Кабанов организовал оборону захваченных портов, чтобы в
них могли базироваться советские корабли. Генералу, основавшему свой штаб в Сейсине, довелось организовать высадку десантов в
Одецине и Гензане. 19 августа десантники взяли без боя Одецин, оставленный неприятельскими войсками. Так как в соответствии с
приказом о безоговорочной капитуляции японские войска начали 19 августа сдаваться, было решено высадить в сильно укрепленную
военно-морскую базу Гензан с гарнизоном до 6000 человек небольшой десант из подразделений 13-й отдельной бригады морской пехоты с
усилением. Высадку проводили на боевых кораблях без специальной подготовки. Десант вышел из Сейсина и днем 21 августа высадился в
порту. Японское командование в Гензане не торопилось сдаваться перед малочисленными советскими моряками. Сдача гарнизона началась
только утром 22 августа. К вечеру, после высадки воздушного десанта на аэродром, капитуляция завершилась. Были взяты значительные
трофеи.
На заключительном этапе Манчжурской наступательной операции были отправлены воздушные десанты в Дальний и Порт-Артур, в которых
участвовали и моряки. 22 августа над Порт-Артуром был поднят советский Военно-морской флаг.
В середине августа Северная Тихоокеанская флотилия начинала боевые действия за освобождение Южного Сахалина и Курильских
островов. 10 августа адмирал поставил Северной Тихоокеанской флотилии задачу овладеть портами Южного Сахалина. Высаженные десанты
способствовали освобождению острова.
По плану после подготовки 56-му стрелковому корпусу с 16 по 18 августа следовало перейти в наступление и преодолеть первую
линию обороны японцев на Сахалине, тогда как Северной Тихоокеанской флотилии нужно было высадить десант в Эсутору (Углегорск). В
ходе прорыва второй линии обороны с 19-25 августа предстоял десант в порт Маока (Холмск). За 15 суток наступающим необходимо было
пройти 450 километров.
С 11 по 16 августа наступление на суше началось и завершилось пленением японского гарнизона Котонского укрепленного района.
Этому способствовали действия моряков.
Из-за туманов и низкой облачности штаб флотилии не смог разведать оборону противника в Эсутору, и было решено высадить десант в
небольшой порт Торо (Шахтерск). Он состоял из 365-го отдельного батальона морской пехоты и батальона 113-й стрелковой бригады,
сведенные в разведывательный отряд, второй и третий эшелоны, которые следовало доставить на 4 десантных отрядах и отряде
поддержки. План предусматривал последовательную высадку в зависимости от сведений об обстановке. Передовые подразделения
высаживались с боевых кораблей при поддержке их артиллерии прямо на причалы порта. Общее руководство десантом проводил командующий
флотилией вице-адмирал В. А. Андреев, хорошо знавший Тихоокеанский театр и владевший опытом десантов на Черном море.
На Сахалине советские войска 25 августа заняли центральный город Тойохара, а морской десант овладел военно-морской базой
Отомари (Корсаков).
В ночь на 15августа Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза А. М. Василевский приказал
командующему Тихоокеанским флотом и командующему 2-м Дальневосточным фронтом овладеть Шумшу, Парамуширом и другими Курильскими
островами. Подготовленная всего за сутки операция явилась примером совместных действий армии, авиации и флота.
Военный совет Тихоокеанского флота, оставив за собой общее руководство, поручил проведение операции командующему войсками
Камчатского оборонительного района генерал-майору А. Р. Гнечко и командиру Петропавловской военно-морской базы капитану 1-го ранга
Д. Н. Пономареву. Следовало внезапной высадкой в северо-восточной части Шумшу нанести удар в направлении японской базы Катаока,
овладеть островом и с него, как с плацдарма, позднее взять острова Парамушир и Онекотан.
Курильская десантная операция завершилась взятием островов Большой и Малой Курильской гряды 1 сентября. А 2 сентября на
линейном корабле "Миссури" был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии.
Существенный вклад в проведение всех этих операций внес И. С. Юмашев. За заслуги он 14 сентября 1945 года был удостоен звания
Героя Советского Союза.
Последнее интервью журналу "Морской сборник" о действиях Тихоокеанского флота и флотилий против Японии отставной адмирал дал
незадолго до смерти. Он отмечал, что десанты играли значительную роль в наступательных операциях и проводились успешно благодаря
взаимодействию моряков с армией и авиацией, использованию впервые в Советском флоте специальных десантных судов, умению и высокому
боевому духу тихоокеанцев.
В послевоенные годы потребовалось немало усилий, чтобы вытралить мины, продолжать пополнение флота и оборудование театра, а
также обучение моряков. Деятельность адмирала оценили высоко. 17января 1947 года постановлением Совета Министров СССР Юмашева
назначили Главнокомандующим Военно-Морскими Силами, а 26 февраля 1950 года указом Президиума Верховного Совета СССР -
военно-морским министром. Пост этот он занимал до 20 июля 1951 года.
С 10 августа 1951 года до отставки, которая последовала 4 января 1957 года, И. С. Юмашев - начальник Военно-морской академии.
Скончался он после непродолжительной болезни 2 сентября 1972 года.
За службу И. С. Юмашев был удостоен звания Героя Советского Союза, 6 орденов Ленина, 3 орденов Красного Знамени, ордена Красной
Звезды и многих медалей.
Похоронен Иван Степанович на Коммунистической площадке Серафимовского кладбища в Ленинграде. Но в памяти народной его имя
связано с Краснознаменным Тихоокеанским флотом. Его именем назван большой противолодочный корабль "Адмирал Юмашев".
|