Русские издавна славились как искусные мореплаватели
и уже в VI в. византийские историки с похвалой отзывались о судах и о мореходном
искусстве предков русских-древних славян.
В 765 г. византийский император Константин V, собрав около
2 000 судов для похода на болгар, сам "сел на русские суда”, что отчасти
свидетельствует о хороших мореходных качествах, о больших размерах этих
судов и о доверии императора к искусству русских мореходов.
К концу VIII-началу IX в. из непрочных племенных славянских
союзов создается обширное Русское государство с центром в Киеве. С этого
времени византийские и арабские писатели все чаще и чаще упоминают о морских
набегах русских на южное побережье Черного моря и на Византию. Арабский
писатель Масуди (X в.) свидетельствует, что на Черном море никто, кроме
руссов, не плавал. Название этого моря Русским продержалось до XV-XVI веков.
О значительности морских походов молодого Русского государства
можно судить по следующим примерам. В 860 г. русские на 200 судах предприняли
поход на Византию. В 913 г. 50 тысяч руссов на 500 судах, выйдя из Днепра,
обогнули Крым, через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) прошли в Дон,
перетащили свои суда на Волгу и спустились по ней в Каспийское море.
Известно, что в летописях отмечались главным образом события,.
наиболее поражавшие современников -войны, нашествия, смены правителей,
поветрия - и сравнительно мало внимания уделялось мирным сношениям между
народами. Между тем самое состояние войны очень часто свидетельствует о
предшествовавших мирных сношениях между народами. В частности, на Черном
море такие сношения определялись морской торговлей между восточными и южными
славянами и Византией.
Основным путем для торговли
русских с другими государствами был, водный путь из Балтийского моря в
Черное - “из варяг в греки”, проходивший через Новгород и Киев. Особенности
этого пути - плавание по рекам, включавшее преодоление порогов, перетаскивание
судов волоками по междуречьям и плавание вдоль морских берегов - определяли
и типы судов древних славян.
Суда эти были мелкосидящими,
легкими, допускавшими плавание по рекам и вдоль морских берегов при сравнительно
хорошей погоде. Суда эти, были гребными - паруса использовались только при
слабых попутных ветрах. Нос и корма были одинаковой заостренной формы,
что обусловливало их большую маневренность, столь необходимую при боевых
столкновениях. Наибольшие из таких морских “лодей” вмещали от 40 до 100
человек с грузом оружия и продовольствия.;
“Сводя все указания, - писал
известный историк русского флота Веселаго, - должно остановиться на заключении,
что суда, на которых совершались морские плавания первых русских князей
(а позднее запорожцев и донских казаков), имели однодеревные днища,
с приставными к ним набивными досками. Суда эти обыкновенно ходили на веслах,
а при попутном ветре пользовались парусом. Сохранившееся многие столетия
употребление подобных судов объясняется простотою их постройки, крепостью,
поместительностью и другими качествами, удовлетворительными для морских
плаваний, а наконец также и легкостью переноски по сухому пути, причем
судно могло разбираться на части”.
Почти одновременно с походами
по Черному морю речные и морские суда славян появились и на Каспийском
море. Постепенно славяне освоили еще один великий торговый водный путь,
почти параллельный пути “из варяг в греки”. Этот водный путь шел из Каспийского
моря вверх по Волге и с одной стороны через Окско-Волжское междуречье доходил
до Балтийского моря, с другой стороны, пролегая по Каме и далее по Северной
Двине, доходил до Белого моря.
Кроме речных путей, вытянутых
приблизительно в меридиональном направлении, существовало еще несколько
торговых путей, вытянутых приблизительно по параллелям. Таков был, например,
путь из устья Днепра вокруг Крыма в Азовское море. Этот путь шел дальше
вверх по Дону, по волоку на Волгу и затем в Каспийское море. Восточные
купцы поднимались из Каспийского моря вверх по Волге; русские купцы в свою
очередь по Дону и Волге проникали в Каспийское море и достигали южных его
берегов. Как и на Черном море, мирные торговые сношения часто прерывались
набегами и войнами, преследовавшими главным образом закрепление тех или
иных торговых выгод.
Все это время (X-XII вв.)
характерно стремлением молодого Киевского государства закрепиться на побережьях
Черного, Азовского и Каспийского морей. В Приазовье, на западной оконечности
Таманского полуострова, в Х-XI вв. даже создалось владение черниговских
князей-Тмутаракань. В XII в. Керчь называлась Руссией и входила в состав
Тмутараканьского княжества.
На камне, хранящемся в Эрмитаже,
высечена надпись, свидетельствующая о том, что в 1068 г. князь Глеб измерил
по льду расстояние (14 000 сажен) “от Тмутараканя до Корчева” - нынешней
Керчи.
На северном конце торгового
пути “из варяг в греки”, на реке Волхов у озера Ильмень стоял один из самых
древних русских городов Новгород. Благодаря своему выгодному положению
на стыке водных путей Новгород постепенно стал важным центром торговли
со Скандинавией, Данией и северными германскими городами. Мало того: новгородские
купцы со своими товарами выходили из Балтийского моря в Северное, через
Гибралтар проникали в Средиземное море и доходили до Италии и Византии.
До XI в. главная часть заморской торговли Руси проходила через Киев. С
XI в. роль Новгорода повысилась, и в дальнейшем заморская торговля перешла
почти исключительно в руки новгородских купцов.
В XI - XII вв. на Балтийском
море центром заморской торговли новгородцев стал город Висбю на острове
Готланд, в котором находились гостиные дворы северогерманских купцов. Такие
же гостиные дворы готских (шведских) купцов были в Старой Ладоге и в самом
Новгороде. В свою очередь у новгородцев в Висбю был свой гостиный двор,
жилые дома и даже церковь.
К XI в. древнее русское мореходство
достигло своего расцвета, что .признавали и иностранцы. Так, английский
историк Фредерик Джен в своей работе, опубликованной в 1899 г., писал:
“Существует распространенное
мнение, что русский флот создан сравнительно недавно Петром Великим, однако
в действительности он по праву может считаться более древним, чем британский
флот. За сто лет до того, как Альфред (Альфред “Великий”, 849-900 гг.) построил первые английские военные корабли, русские участвовали в ожесточенных
морских сражениях и тысячу лет тому назад именно русские были наиболее
передовыми моряками своего времени”.
В XI-XIII вв. Русь испытала
великие беды. После смерти Ярослава Мудрого (1054) на Руси установилась
удельная система. Могущественное Киевское государство, с которым принуждены
были считаться соседние державы, в том числе и Византия, распалось на мелкие
слабосильные удельные княжества, ведшие междоусобные войны. Эти войны разорили
и ослабили Русь и способствовали вторжению иноземцев. В 1202г. на южных
берегах Балтийского моря появились немецкие “псы-рыцари”. В 1240 г. татары
захватили Киев - началось татарское иго, продолжавшееся до 1480 года. На
это время Русь потеряла свое влияние на Черном, Азовском и Каспийском морях.
На Балтийском море к концу
татарского ига, которым воспользовались шведы и немецкие рыцари для нападения
на новгородские земли, во власти Новгорода остался лишь небольшой участок
берега у самой вершины Финского залива (у устьев Невы и Наровы). Но этот
участок был очень важен, так как он служил для Руси “морским окном” в Европу.
Глубоководная Нева соединяет его с Ладожским озером и множеством впадающих
в это озеро рек, связывающих Финский залив с коренными новгородскими “волостями”,
а также с приволжскими и прикамскими землями. Кроме того, Новгород продолжал
распространять свое влияние на Белом, Баренцевом и Карском морях. |