(1816, 1817)
Как уже отмечалось, главной
задачей экспедиции на бриге “Рюрик” под командованием лейтенанта Отто Евстафьевича
Коцебу, снаряженной на средства графа Николая Петровича Румянцева, было
отыскание морского пути из Берингова моря в Атлантический океан, придерживаясь
берегов Северной Америки. “Рюрик” вышел из Кронштадта
18 июля 1815 г. и пришел в Петропавловск 7 июня 1816 года. В Петропавловске “Рюрик”
был обшит медью, оставшейся после разоружения шлюпа “Диана” Головнина.
Здесь съехали на берег для возвращения в Петербург ученый Вормшельд и больной
лейтенант Иван Захарьин. На “Рюрике” после этого остался, кроме Коцебу,
только один офицер-лейтенант Глеб Семенович
Шишмарев. Трудно было Коцебу и Шишмареву в таком ответственном плавании.
Правда, у Коцебу был еще один прекрасный помощник: прославившийся впоследствии
своими исследованиями штурман Василий Степанович Хромченко. Выйдя из Петропавловска 3
июля и определив координаты северной оконечности острова Беринга, Коцебу
прошел к острову Св. Лаврентия я высаживался на его южной стороне. 18 июля
Коцебу был в Беринговом проливе и одновременно видел берега Азии и Америки.
Здесь, как отмечает Ивашинцев, Коцебу ошибся, посчитав остров Ратманова
третьим в группе Диомида, и потому принял его за новое открытие. В действительности,
острова Диомида (Гвоздева) состоят только из двух островов: Ратманова и
Крузенштерна и скалы Фэруэй. Следуя далее на северо-восток,
Коцебу описал небольшую бухту Шишмарева с небольшим островом Сарычева
перед ней и 20 июля усмотрел большой залив, восточные берега которого скрывались
из виду. Считая, что этот залив может быть проходом в Северный Ледовитый
океан, Коцебу вошел в него, но скоро убедился, что этот предполагаемый
проход замыкается на севере высоким берегом. Положив на карту этот залив,
получивший название залива Коцебу, а также остров Шамиссо и залив Эшшольца,
названные так в честь ученых экспедиции, Коцебу повернул на запад, подошел
к мысу Дежнева и, спускаясь на юг, зашел в залив Лаврентия. 17 августа
после определения в заливе Лаврентия нескольких астрономических пунктов
и описи берегов. и двух небольших островов
Хромченко и Петрова, названных так в честь. штурманов “Рюрика”, Коцебу
направился на юг и 26 августа стал на якорь-в бухте Иллюлюк острова Уналашка.
Во время стоянки у этого острова Коцебу описал пролив между островами Акун
и Унимак. 3 сентября 1816 г. “Рюрик”
покинул Уналашку и пошел на юг для новых исследований в тропической части
Тихого океана. Летом 1817 г. Коцебу намеревался
продолжить свои исследования в северной части Берингова моря и 12 апреля
пришел в Уналашку, где им в 1816 г. были заказаны байдары, предназначавшиеся
для производства прибрежной описи. Однако еще 1 апреля на пути
в Уналашку во время шторма на “Рюрике” был сломан бушприт; несколько матросов
переранило, самого Коцебу ударило об острый угол так сильно, что часть
пути до острова Уналашка он почти не вставал с постели. Исправив повреждения и взяв
на борт 15 алеутов с байдарами, Коцебу 17 июня вышел на север. Зайдя на
пути на острова Св. Павла и Св. Георгия, 28 июня “Рюрик” стал на якорь
у восточного берега острова Св. Лаврентия. Берингово море к северу еще
было покрыто льдами. Здоровье Коцебу в сыром и
холодном климате резко ухудшилось: разбитая во время шторма грудь давала
себя чувствовать. Коцебу вынужден был повернуть к Уналашке. В Уналашке Коцебу простоял
с 10 по 16 августа, после чего вышел в обратное плавание в Кронштадт. Первое плавание Коцебу в
северной части Тихого океана (1816) увенчалось большими географическими
открытиями. Самым важным из них надо считать открытие и опись залива Коцебу.
В этом заливе (впервые в Северной Америке) был открыт ископаемый лед и
в нем найден бивень мамонта. Надо отметить также замечательное предположение
Коцебу, основанное на виде и положении пролива Беринга о том, “что Азия
некогда была соединена с Америкой: острова Гвоздева
суть остатки бывшего прежде соединения мыса Восточного (Дежнева) с мысом Принца Валийского (Уэльского)”.
Это предположение предвосхитило современные воззрения. Плавание 1817 г. из-за болезни
Коцебу было менее успешным. Все же во время стоянки “Рюрика” у Уналашки
штурман Хромченко на байдаре описал острова Акун и Акутан, а по пути на
север были определены координаты острова Бобрового и других. |