(1820, 1821)
Главная задача экспедиции
капитан-лейтенантов Михаила Николаевича Васильева и Глеба Семеновича Шишмарева
на шлюпах “Открытие” и “Благонамеренный” определялась инструкцией, полученной
начальником экспедиции Васильевым от морского министра адмирала маркиза
де-Траверсе, следующим образом: “Пройдя Берингов пролив,
он (Васильев)
будет производить свои изыскания с величайшим усердием, постоянством и
решимостью. Направляя путь к северу, ежели льды позволят, он употребит
всемерные старания к разрешению великого вопроса касательно направления
берегов и прохода в сей части нашего полушария...” “...Встретив препятствия
к проходу на север, северо-восток или северо-запад на шлюпах, он может
употребить для этого бот, который берется с ним разобранный, байдары или
другие маленькие суда природных жителей и не упустить также предпринимать
экспедиции берегом, буде найдет к тому средство”. “От него зависит зимовать
по ту сторону Берингова пролива или пройти оной назад до наступления зимы...” “... В случае, когда капитан-лейтенант
Васильев признает невозможным зимовать по ту сторону Берингова пролива,
возвратись оным назад, он будет стараться осмотреть со всевозможной подробностью
американский берег, спускаясь к югу, потом пойдет для отдыху, куда заблагорассудится,
или в Камчатку, или в селения, близ американских берегов находящиеся. Все остальное до возврата
весны время он употребит для обозрения малоизвестных пространств между
грядою Алеутских островов и экватором, стараясь отыскать остров, некогда
открытый испанцами и который полагают находящимся около 37 градуса северной
широты. Если время и обстоятельства позволят, он может осмотреть пролив
Фукас (Хуана-де-Фука)и будет стараться получить верные сведения о российском поселении, составившемся
в окрестностях оного из людей экипажа Чирикова, оставшихся на сем берегу”
Далее инструкцией Васильеву
предлагалось следующим летом повторить плавание к северу от Берингова пролива,
и если состояние льдов позволит и Васильев найдет это желательным, то продолжить
попытки пройти на север и в третью навигацию. Шлюпы вышли из Кронштадта
4 июля 1819 г. и пришли - шлюп “Открытие”
в Петропавловск 4 июня и шлюп “Благонамеренный” в Уналашку -
3 июня 1820 года. 17 июня “Благонамеренный”,
захватив с собой шесть алеутов с четырьмя байдарами, прошел к острову Св.
Лаврентия, на который съезжали Шишмарев и Лазарев. После этого шлюп плавал
в Беринговом проливе. 7 июля с “Благонамеренного” были видны одновременно
мыс Дежнева, оба острова Гвоздева и мыс принца Уэльского. Таким образом,
была исправлена ошибка Коцебу, посчитавшего, что островов Гвоздева три,
а не два. После этого “Благонамеренный”
прошел к заливу Коцебу и 12 июля стал здесь на якорь. Во время стоянки Шишмарев
и Лазарев побывали на берегу и осмотрели ископаемый лед, открытый здесь
“Рюриком” в 1816 году. 16 июля в залив Коцебу пришел
и шлюп “Открытие”. 18 июля Васильев, выйдя с обоими шлюпами в море и описывая
по пути берега к востоку, достиг на “Открытии” 71°06' с. ш., т. е. на 22
мили севернее Кука, плававшего в этом районе в 1779 году. “Благонамеренный”
дошел до 69°01 с. ш. и описал мыс Лисбёрн и берег несколько
восточнее его. 31 июля шлюпы пошли к острову
Св. Лаврентия. Поручив окончание описи этого острова Шишмареву, Васильев
направился к американскому берегу, но из-за малых глубин не смог к нему
подойти. 19 августа, осмотрев по пути острова Св. Павла и Св. Георгия,
Васильев пришел в Капитанскую гавань острова Уналашка. Туда же пришел Шишмарев.
28 августа шлюпы покинули
Капитанскую гавань и 21 сентября стали на якорь в Ново-Архангельске. Здесь
из трюмов “Благонамеренного” были выгружены части баркаса и грузы общим
весом около 2 000 пудов, взаменчего
на шлюп был принят балласт из камней. Сборка баркаса была поручена .лейтенанту
Ивану Николаевичу Игнатьеву, в распоряжение которого были оставлены специально
привезенные из Кронштадта плотники. 24 октября оба шлюпа отправились
в Сан-Франциско, куда и прибыли: “Благонамеренный” 10 ноября и “Открытие”,
шедший от Ново-Архангельска несколько мористее, 11 ноября. Во время трехмесячной
стоянки в Сан-Франциско шлюпы были приведены в порядок, штурман “Открытия”
Михаил Рыдалев произвел первую точную опись, а Шишмарев определил географические
координаты многих пунктов залива. Во все время стоянки производились наблюдения
над колебаниями уровня моря. 10 февраля 1821 г. шлюпы
вышли из Сан-Франциско и 20 марта стали на якорь в Гонолулу, где простояли
до 5 апреля. 13 мая “Благонамеренный” вернулся в Ново-Архангельск, куда
несколько позднее пришел и шлюп “Открытие”. 29 мая оба шлюпа и вновь
построенный бот на буксире у “Открытия” отправились из Ново-Архангельска
и 20 июня были на Уналашке. 25 июня все три судна вьцили
в море, причем каждому судну была назначена своя задача. “Открытие” и бот
должны были описывать американские берега до Берингова пролива, “Благонамеренному”
предписывалось проверить, существуют ли острова, показанные на карте Синдта
к северу от острова Св. Матвея, докончить опись острова Св. Лаврентия и
6 июля быть у мыса Дежнева. Описав западный берег острова
Св. Лаврентия, “Благонамеренный” зашел в губу Лаврентия, где от чукчей
собрал сведения о районах предстоящего плавания. Только 15 июля “Благонамеренный”
вошел в Берингов пролив. 19 июля с “Благонамеренного”
увидели мыс Сердце-Камень. В последующие дни “Благонамеренный” лавировал
между Беринговым проливом и мысом Сердце-Камень. Пройти далее на восток
не позволяли льды. Однажды льды накренили шлюп на 45° и держали его в таком
положении около суток. Самой северной точки (70°13' с. ш.) шлюп достиг
1 августа. Из-за позднего времени года решено было итти на юг. 10 августа
“Открытие” и “Благонамеренный” встретились у островов Гвоздева. За время раздельного плавания
Васильев побывал у островов Св. Павла и Св. Георгия и 6 июля пришел к мысу
Ньюэнхем. Отсюда он отправил лейтенанта Александра Павловича Авинова на
боте для описи залива Нортон-Саунд, а сам пошел на север вдоль американского
берега. 11 июля Васильев открыл большой
остров Нунивак, названный по имени корабля Открытие. Одновременно с Васильевым
в районе острова Нунивак плавали на бриге Российско-американской компании
“Головнин” мичман Василий Степанович Хромченко, открывший этот остров независимо
от Васильева, но на два дня позже, и на катере “Баранов” мореход Адольф
Карлович Этолин. Во время дальнейшего плавания
на север были положены на карту мысы Мульграва, Крузенштерна и Ледяной. После встречи с Шишмаревым
Васильев отправился в Петропавловск, куда и прибыл 9 сентября. Здесь уже
с 19 августа стоял бот Авинова, описавший часть Бристольского залива и
не смогший пройти далее вдоль берегов из-за мелководья. Шишмарев, зайдя по пути в
Мэчигмэнскую губу и закончив 22 августа опись острова Св. Лаврентия, проследовал
мимо острова Св. Матвея и 20 сентября тоже вернулся в Петропавловск. Бот Авинова был оставлен
на Камчатке, а оба шлюпа 15 октября 1821 г. отправились из Петропавловска
в обратный путь, в Кронштадт. Плавание шлюпов “Открытие”
и “Благонамеренный” не ознаменовалось такими блестящими открытиями, как
плавание шлюпов “Восток” и “Мирный” в Антарктике. Прежде всего эти шлюпы
не выполнили главной, поставленной им (но совершенно невыполнимой для парусных
судов) задачи пройти из Тихого океана
в Атлантический. Все же Шишмарев прошел на запад от Берингова пролива до
мыса Сердце-Камень, а Васильев на восток от Берингова пролива до мыса Ледяного,
т. е. дальше, чем кто-либо из предшествовавших мореплавателей в этом районе.
В самом Беринговом море шлюпами были положены на карту берега на значительном
протяжении, уточнено положение многих островов и мысов, а некоторые, значившиеся
до того на картах острова, с них сняты. В Беринговом море был открыт остров
Нунивак. Гидрографические работы производились
не только у русских берегов. Впервые точно был положен на карту залив Сан-Франциско
и часть берега острова Оаху (Гавайские острова). Во время своего плавания
шлюпы всегда прокладывали курсы с расчетом пройти через показанные на старых
картах острова и многие из них уничтожили. Во время плавания, так же
как на “Востоке” и на “Мирном”, производились тщательные астрономические
наблюдения, измерения температуры моря на поверхности и на глубинах, магнитные
и метеорологические наблюдения, наблюдения над течениями и приливами. К сожалению, Васильев и Шишмарев
не написали книг, подобных книге Беллинсгаузена, и потому сведения об этой
экспедиции до последнего времени черпались лишь из коротких статей в периодической
печати и из официальных документов, хранящихся в Морском архиве. Следуя хорошим традициям
русских мореплавателей, А. Лазарев в своей книге приводит много описаний
посещенных мест и много всякого рода этнографических сведений. Книга эта
показывает, что ее автор был весьма образованным человеком и прекрасным
наблюдателем. Из книги также видно, что
чувство товарищества, столь ярко проявлявшееся на шлюпах “Восток” и “Мирный”,
господствовало и на шлюпах “Открытие” и “Благонамеренный”. Офицеры и команды
обоих шлюпов представляли собой как бы одну семью. |