(1821, 1822)
Первое время после образования
Российско-американской компании все внимание А. А. Баранова было обращено
на освоение Алеутских островов, полуострова Аляска и залива Аляска. Американский
берег к северу от Аляски почти не был обследован. Плавания и открытия лейтенанта
О. Е. Коцебу на бриге “Рюрик” в Беринговом море (1816-1817)
были исключением. Только в 1818 г. Баранову
удалось отправить с острова Кадьяк специальную экспедицию на байдарах под
руководством Андрея Устюгова, Федора Колмакова и Петра Корсаковского. Кроме
русских, в экспедиции участвовало 29 алеутов. Устюгов и его товарищи в
течение 1818, 1819 и 1820 гг. описали весь берег на север от полуострова
Аляска до мыса Ньюэнхем и открыли хорошую бухту, названную портом Добрых
Вестей. От местных жителей Устюгов узнал, что к северу, не более чем в
30 милях от реки Кускоквим находится большой остров (по-видимому Нунивак).
Местные жители сообщили также, что у всего западного побережья Америки,
вплоть до мыса Лисбёрн, а может быть и севернее, расположены большие острова,
отделенные от материка широкими проливами. В 1821 г. новый правитель
Русской Америки, капитан-лейтенант Матвей Иванович Муравьев, решил для
продолжения описей Устюгова и его спутников послать морскую экспедицию
на двух судах. Командование бригом “Головнин” и начальство экспедицией
было поручено мичману Василию Степановичу Хромченко, а командование катером
“Баранов” - “вольному мореходу” Адольфу
Карловичу Этолину. До этого Хромченко в качестве штурманского помощника
совершил кругосветное плавание на бриге “Рюрик” и плавал в течение двух
навигаций в Беринговом море (1816-1817).
В 1820 г. он перешел на службу в Российско-американскую компанию. Этолин
прибыл из Кронштадта на шлюпе “Камчатка” (1818) и тоже поступил на службу
Российско-американской компании. Экспедиции предлагалось описать
берег Северной Америки от мыса Ньюэнхем до залива Нортон-Саунд и собрать
сведения о местном населении. Кроме того, экспедиция должна была описать
залив Добрых Вестей, открытый Устюговым. Выйдя из Ново-Архангельска
27 мая 1821 г., Хромченко через десять дней стал на якорь в Павловской
гавани (остров Кадьяк). Оттуда он вышел в море только 12 июня. Пройдя затем
в пролив Гагемейстера и в порт Добрых Вестей, Хромченко после описи этого
порта 12 июля отправился дальше на север. Погода была туманная, и Хромченко
взял курс прямо в залив Нортон-Саунд. В Нортон-Саунде, помимо описи
его берегов, к западу от мыса Дерби, был открыт большой залив, который
жители называли Тачик. Так как этот залив не был показан на карте, то Хромченко
счел себя в праве дать ему новое название в честь своего начальника Муравьева.
Надо отдать справедливость - Муравьев,
совершивший под начальством В. М. Головнина плавание на “Камчатке” из Кронштадта
в Русскую Америку (1817-1819), уговорил
Хромченко назвать залив Тачик заливом Головнина. Это название и значится
на современных картах. 10 августа Хромченко покинул
залив Головнина и по пути на юг осмотрел остров Нунивак. Побывав затем
на острове Св. Георгия, он 7 сентября благополучно вернулся в Ново-Архангельск. Плавание Этолина было менее
удачным. Из-за неблагоприятной погоды Этолин подошел к острову Гагемейстера
только 30 мая и долго задержался в этом районе для выполнения разных поручений
Компании. На пути к порту Добрых Вестей
Этолин встретился с Хромченко. 12 июля после окончания описи оба судна
вышли в море, но вскоре из-за тумана потеряли друг друга. Этолин направился
к реке Кускоквим и, описав ее, 23 июля снова продолжал свой путь на север. Вскоре из-за малых глубин
ему пришлось стать на якорь. От приехавшего на катере местного жителя он
узнал, что виднеющийся вблизи берег-
это остров Нунивак. Ветры не благоприятствовали
Этолину, новее же ему удалось положить на карту значительную часть берега
материка и острова Нунивак. В частности, название Ванкувер, присвоенное
очень приметному мысу на материке, принадлежит Этолину. 6 августа Этолин подошел
к острову Стюарт. Не найдя здесь Хромченко, Этолин начал с описью спускаться
на юг. 26 сентября он был в гавани острова Уналашка, а 13 октября 1821
г. вернулся в Ново-Архангельск.
В 1821 г. у восточных берегов
Берингова моря плавали четыре судна. производившие гидрографические работы:
шлюп “Открытие” под командой капитан-лейтенанта Васильева, бот лейтенанта
Авинова, бриг “Головнин" под командой мичмана Хромченко и катер “Баранов”
под командой Этолина. Из этих судов три - “Открытие”,
“Головнин” и “Баранов”, - независимо
друг от друга, увидели остров Нунивак, и каждый посчитал его своим открытием.
Специальная комиссия разбирала этот вопрос и признала право первооткрытия
за Васильевым. В 1822 г. состоялась новая
экспедиция Хромченко на том же судне “Головнин”. В качестве помощника Хромченко
принимал участие и Этолин. Запасами экспедиция была снабжена на пять месяцев.
Для описи отмелых берегов на бриг были взяты пять байдарок с гребцами. 26 апреля 1822 г. “Головнин”
вышел из Ново-Архангельска к островам Прибылова, чтобы выяснить, существуют
ли невдалеке еще какие-либо острова, о которых между промышленниками ходили
слухи. Убедившись в неверности этих слухов, Хромченко пошел к острову Гагемейстера,
на котором зимовали русские промышленники, и подробно его описал. Описав
затем реку Нушагак, Хромченко 9 июня еще раз отправился на поиски несуществующих
островов, якобы виденных с Прибыловых островов. Оттуда он повернул к Нуниваку
и через пролив Этолина подошел к острову Стюарт и описал и его, и пролив
между ним и материком. Во все время плавания Хромченко,
кроме описи берегов, изучал промысловые возможности посещенных им районов,
а также быт и нравы местных жителей. В феврале 1824 г. Адмиралтейский
департамент рассмотрел представленный Российско-американской компанией
журнал плавания брига “Головнин” в 1822 году. В результате Департамент,
учитывая полноту исследований Хромченко и Этолина, отменил предполагавшуюся
экспедицию лейтенанта Лескова, а Хромченко и Этолина представил к правительственной
награде. Любопытно, что в 1824 г.
государственный канцлер граф Н. П. Румянцев писал главному правителю Русской
Америки, что “при отправлении в 1815 году “Рюрика” для отыскания северо-восточного
прохода было предписано Коцебу отправиться сухим путем из Берингова пролива...
Коцебу по встретившемуся с ним несчастному случаю не мог выполнить этого
предписания. Предприятие капитана Васильева (на “Открытии”в 1819-1822
гг.) осталось неудачным...
Не видя теперь никаких новых распоряжений со стороны правительства к разрешению
сей любопытной проблемы, желаю я возобновить покушения, начатые на “Рюрике...”
Далее Румянцев писал о предполагавшейся в то время английской
экспедиции Франклина, которая должна была по реке Маккензи спуститься к
Северному Ледовитому океану и оттуда следовать на запад к Берингову проливу.
В своем письме Румянцев продолжал: “Если бы случилось обеим экспедициям
встретиться, то слава успешного предприятия будет принадлежать России и
Англии. В противном случае, когда со стороны России ничего не будет предпринято,
а англичанам удастся прибыть в Берингов пролив, то по близости расстояния
сих стран от наших азиатских и американских владений Европа вправе нам
делать упреки в том, что подобные поиски, так сказать в наших морях, или
около наших берегов, предоставляем мы другим народам...” Далее Румянцев
пишет, что ему желательно поручить проведение предполагаемой экспедиции
“г. Хромченко, с тем, чтобы г. Этолин был у него помощником...”
На эту экспедицию Румянцев пожертвовал от себя 20 тысяч
рублей, а правление Российско-американской компании выделило 10 тысяч рублей.
Из-за смерти Н. П. Румянцева и других обстоятельств намеченная экспедиция
не состоялась, но из самого факта поручения
Хромченко и Этолину руководства экспедицией следует, что в это время они
считались выдающимися исследователями. Опись северо-западных берегов
Северной Америки была завершена лишь в 1838 г. замечательной экспедицией
подпоручика корпуса флотских штурманов Александра Федоровича Кошеварова
(креола по происхождению), посланного Российско-американской компанией. Кошеваров на компанейском
судне “Полифем” вышел через Берингов пролив к мысу Лисбёрн. У этого мыса
он оставил судно и отправился далее с описью на большой байдаре. Пройдя
мыс Ледяной (Айси-Кейп), Кошеваров вынужден был из-за льдов продолжать
опись на восток уже только на малых байдарках. В результате Кошеваров довольно
подробно описал “берег на 30 миль далее мыса Барроу”. К сожалению, русские
названия, данные Кошеваровым - залив
Прокофьева, мыс Степового, мыс Врангеля, залив Куприянова, на современных
картах не сохранились. |