Несмотря на то что Новая
Земля была изучена и освоена нашими поморами очень давно, официальных карт
ее к началу XIX в. почти не существовало. Были известны лишь карта Новой
Земли, составленная Варенцом, и карты Маточкина Шара и подходов к нему,
составленные Чиракиным и Розмысловым. Кроме того, по рукам промышленников
ходили рукописные лоции и карты, которые официальными кругами несправедливо
считались ненадежными, не стоющими внимания. В 1807 г. на средства графа
Н. П. Румянцева на Новую Землю была послана экспедиция, имевшая целью поиски
полезных ископаемых. Экспедицию возглавлял “горный чиновник” Лудлов, а
командовал одномачтовым судном “Пчела”, водоизмещением всего 35 т, штурман
Поспелов. “Пчела” вышла из Колы 11
июля 1807 г., 27 июля подошла к Костину Шару, осмотрела остров Междушарский
и некоторые другие и дошла с описью до Маточкина Шара. Отсюда Лудлов на
карбасе заходил в губу Серебрянку, на берегах которой обнаружил серу и
медный колчедан. В 1819 г. для описи южного
острова Новой Земли и для попытки обойти с севера всю Новую Землю, из Архангельска
был послан бриг “Новая Земля” под командой лейтенанта Андрея Петровича
Лазарева. Экспедиция эта была неудачной. Лазарев плавал только у юго-западных
берегов Новой Земли, нигде не высаживался, к описи не приступал и 21 августа
повернул в Архангельск, куда вернулся 15 сентября. Неудачу свою Лазарев объяснял
тяжелым состоянием льдов и распространившейся среди команды цынгой. Действительно,
во время экспедиции два матроса умерли, а девятнадцать человек немедленно
по приходе в Архангельск были свезены в госпиталь. В этом, конечно, повинен
Лазарев, не предусмотревший особенностей полярного плавания. Описание берегов Новой Земли,
неудавшееся А. П. Лазареву, было поручено лейтенанту Федору Петровичу Литке,
только что возвратившемуся из кругосветного плавания на шлюпе “Камчатка”. Специально для экспедиции
был построен бриг “Новая Земля” грузоподъемностью 200 тонн. Его корпус
отличался особой прочностью: шпангоуты вплотную примыкали друг к другу
(так называемый сплошной набор), подводная часть обшита медью. Хотя Литке
предписывалось ни в коем случае не оставаться на зимовку, но все же “Новая
Земля” была снабжена всеми запасами на 16 месяцев. Задачи, возложенные на Литке
во время его первого плавания, были очень скромны: осмотрев берега Новой
Земли, определить положение ее главных мысов и длину Маточкина Шара. 14 июля 1821 г. “Новая Земля”
вышла из Архангельска, 31 июля увидела берега Новой Земли, 30 августа отошла
от Новой Земли и 11 сентября вернулась в Архангельск. Результаты экспедиции
были весьма малые, Из-за туманов и льдов определить положение главных мысов
Новой Земли, в частности найти западный вход в Маточкин Шар, Литке не удалось. После своего первого плавания
к Новой Земле Литке, относившийся сначала недоверчиво к познаниям поморов
в морском деле, записал: “Собственный опыт уверил меня также, вопреки прежнему
моему мнению, что человек, знающий подробно берега Новой Земли, может быть
нам весьма полезен, и потому я просил, чтобы нам наняли одного опытного
новоземельского кормщика”. Этого, однако, сделано не было. Невольно вспоминается,
что еще в экспедицию Чичагова, по настоянию Ломоносова, было взято несколько
поморов. В 1822 г. Литке было поручено
сначала описать бухты Мурманского берега, затем продолжить работы у Новой
Земли, пройти в Карское море через Маточкин Шар и попытаться обогнуть Новую
Землю с севера. На том же бриге “Новая Земля”
Литке вышел из Архангельска 17 июня и после описи мурманских берегов, продолжавшейся
с 28 июня по 3 августа, направился к Новой Земле, которую увидел 8 августа,
и затем пошел на север, вдоль ее западного побережья. Льды были встречены
у мыса Нассау, который Литке принял за мыс Желания. Во время этого плавания
были бегло описаны берега Новой Земли от горы Первоусмотренной {названной
так Литке) до мыса Нассау. Спустившись затем на юг,
Литке 17 августа подошел к западному .входу в Маточкин Шар. Из-за позднего
времени он ограничился только определением географических координат этого
входа, повернул на юг и произвел морскую опись берегов южного острова Новой
Земли от Маточкина Шара до Южного Гусиного мыса. 27 августа Литке отошел
от берегов Новой Земли и 6 сентября вернулся в Архангельск. Во время этого второго плавания
в распоряжении Литке, кроме карт Розмыслова, уже была карта Поспелова. В 1823 г. Литке опять на
том же бриге “Новая Земля” отправился в свое третье плавание. На этот раз
ему поручалось произвести морскую опись Мурманского берега до границы со
Швецией, проверить положение мыса Желания и длину Маточкина Шара, показанную
Розмысловым, осмотреть Югорский Шар и Вайгачский пролив, описать остров
Вайгач и, если позволят обстоятельства, то, обойдя мыс Желания или проникнув
в Карское море через Югорский Шар или через Маточкин Шар, описать восточную
часть Новой Земли. 11 июня Литке вышел из Архангельска
и 21 июня начал описньк' работы на Мурманском берегу, вплоть до Вардё.
18 июля повернул к Новой Земле и 27 июля подошел к Северному Гусиному мысу.
Отсюда Литке" поднялся на север, убедился в том, что в 1822 г. за мыс Желания
он принял мыс Нассау, и из-за льдов повернул к Маточкину Шару. Во время
стоянки у этого пролива лейтенант Михаил Андреянович Лавров описал на шлюпке
весь Маточкин Шар до выхода в Карское море, причем оказалось, что опись
Розмыслова была довольно верной. Узнав от Лаврова о льдах
у восточного входа в Маточкин Шар, Литке 12 августа повернул на юг. После
описи южных берегов Новой Земли, он 19 августа направился к Карским Воротам.
Насколько глаз хватало, льдов в Карском море не было видно. Литке пишет:
“неожиданная безледность Карского моря представляла, по-видимому, удобный
случай осмотреть восточный берег Новой Земли, кроме одного кормщика (Саввы.
Лошкина), никем еще до
сих пор не виданный; успех этот превзошел бы ожидания наши... Предприятие
это было заманчиво, но я не знал, благоразумно ли будет на него покуситься...”
Литке не пошел в Карское море. Вскоре после этого решения
бриг при сильной волне ударился о мель. “Руль вышибло из петель, сломало
верхний его крюк и разбило корму, море вокруг судна покрылось обломками
его...” Однако “Новая Земля; перескочила через мель. Ее особо крепкий корпус
выдержал удары. Исправив руль, Литке 21 августа отошел от Новой Земли
и направился к северному берегу острова Колгуева. Проходя мимо острова,
Ф. П. Литке описал его После прохода Канина Носа
ударом сильной волны поврежденный руль был опять сбит со своего места,
и “Новая Земля” снова оказалась без управления. Наскоро исправив повреждения,
Литке 30 августа вернулся в Архангельск. Во время четвертого плавания
(1824) Литке должен был описать восточный берег Карского моря, пройдя в
него или вокруг мыса Желания, или через новоземельские проливы, выяснить,
насколько далеко можно проникнуть к северу в Баренцево море между Шпицбергеном
и Новой Землей, проверить положение мысов западного побережья Каниной Земли
и произвести некоторые другие, более мелкие работы. 18 июня Литке вышел из Архангельска,
11 июля был у мыса Канина и 24 июля достиг Новой Земли. В дальнейшем он
пытался в нескольких направлениях пройти на север и на восток, но везде
встречал льды. 19 августа Литке отошел от Новой Земли, и 11 сентября бриг
вернулся в Архангельск. Таким образом, за четыре
навигации Литке плавал у берегов Новой Земли в общей сложности только сто
дней и стоял на якоре (в Маточкином Шаре) два раза. После завершения экспедиции
Литке написал интересный труд “Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый
океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824
годах”, вышедший в 1828 году. Книга эта содержит не только описания плаваний
и научных работ самого Литке, но и обширную сводку исследований Новой Земли
с древних времен по 1820 год. В 1835 г. эта книга была переведена на немецкий
язык. Кроме того. Литке составил
карту Новой Земли, основанную на карте Баренца, на работах Розмыслова,
Поспелова, своих собственных работах, а также на картах и опросах поморов. |