(1829 - 1831)
Первым из русских, добравшихся
до Охотского моря, был Иван Москвитин. В 1639 г. он основал в устье реки
Ульи “ясашное” зимовье. В 1649 г., в семи верстах выше устья реки Охоты
был заложен Охотский острог. Затем были основаны остроги Тауйский,
при устье реки Тауй, и Удский, на реке Уде. В 1653 г. казак Нагиба в устье
реки Тугур заложил ясашное зимовье и, по-видимому, увидел Шантарские острова.
Посещены эти острова были в 1713 г. казаками Семеном Анабарой и Иваном
Быковым.
Из всех этих острогов наибольшее
значение как морской порт приобрел Охотск. Из Охотска в 1716 г. Кузьма
Соколов совершил первое плавание по Охотскому морю к Камчатке. Из Охотска
в 1720 г. ходили к Курильским островам геодезисты Евреинов и Лужин. Из
Охотска в дальнейшем отправлялись экспедиции Беринга-Чирикова,
Шпанберга, Креницына-Левашева, Биллингса-Сарычева
и ряд других. Однако Охотск как морской
порт был крайне неудобен. Путь к нему по суше очень тяжел: через горы,
болота и тайгу. Самый порт открыт с моря, неглубок, а приливы велики. Поэтому
издавна думали об устройстве порта в каком-нибудь другом районе Охотского
моря. Так, в 1752 г. предполагалось выбрать для постройки судов место при
слиянии рек Ингоды и Аргуни, впадающих в Амур, в связи с чем находившийся
в то время в Сибири в ссылке “наш первый гидрограф” Федор Иванович Соймонов
и описал эти реки. В 1787 г. для изысканий и
устройства порта при устье реки Уды был послан капитан 1-го ранга Иван
Константинович Фомин. Найдя устье Уды неудобным для постройки порта, Фомин
прошел на байдаре от Уды сначала на юго-восток до китайской границы (по-видимому
до Амурского лимана), затем в 1789 г. также на байдаре на северо-восток
вдоль западного берега Охотского моря до устья реки Алдомы. Здесь, как
уже говорилось, Фомин встретился с капитан-лейтенантом Г. А. Сарычевым,
спускавшимся также на байдаре с описью на юго-запад от Охотска. Устье реки Алдомы Фомин признал
за лучшее место для порта, но при условии постройки дорогостоящего мола.
Проект Фомина не был принят. Сарычев предлагал устроить порт в устье реки
Ульи. Того же мнения придерживался и лейтенант Хвостов, побывавший здесь
в 1803 году. С этого времени начались
плавания наших судов на Камчатку и в Русскую Америку, но все же Охотск
как порт не терял своего значения. В связи с этим в 1805 г. главному командиру
в Охотске капитану 1-го ранга Бухарину было приказано осмотреть устье реки
Ульи и определить возможности постройки в нем порта. Посланный Бухариным
штурман Потапов нашел, что хотя устье реки Ульи и глубже, но на ее берегах
нет удобного места для порта. В 1828 г. Российско-американская
компания послала на реку Уду своих приказчиков Серебренникова, Колесова
и Басина. Они нашли, что в двух верстах от устья Уды есть хорошая бухта,
проход в которую во время полной воды возможен для судов с осадкой до 15
футов, вблизи довольно строевого леса, хороших лугов и даже возможно хлебопашество. Тогда Российско-американская
компания решила произвести изыскания в устье реки Уды, путь к которой из
Якутска много удобнее, чем к Охотску. Для производства таких изысканий
Компанией был направлен находившийся на ее службе поручик корпуса флотских
штурманов Прокопий Тарасович Козьмин. До этого Козьмин совершил кругосветное
плавание штурманским помощником на шлюпе “Камчатка”, участвовал в экспедиции
Врангеля, во время которой самостоятельно описал Медвежьи острова и берег
от устья Колымы до устья Индигирки. Потом он совершил второе кругосветное
плавание штурманом на шлюпе “Кроткий”. Козьмину поручалось выбрать
место для порта и с помощью людей Компании, посылаемых на Шантарские острова
для промыслов, и команды шхуны “Акция”, водоизмещением 50 тонн, отправляемой
из Охотска для зимовки в устье Уды, заготовить материалы и приступить к
постройке порта. Если же удобной гавани не сыщется, то летом следующего
года описать Шангарские острова и вернуться в Охотск. Инструкцией, полученной
позже, Козьмину предписывалось ограничиться описью устья Уды, Медвежьего
острова и гавани острова Феклистова. Условия, в которых пришлось
работать Козьмину, оказались чрезвычайно тяжелыми, во-первых, из-за недостаточности
средств, во-вторых, потому, что Шантарский район Охотского моря славится
своими туманами, штормами, значительными колебаниями уровня, сильными и
сложными приливо-отливными течениями. Козьмин приехал из Петербурга
в Удский острог 29 августа 1829 года. На лодке, переделанной из челнока,
5 сентября он отправился вниз по течению Уды и уже с 8 по 27 сентября на
лодке с командой из трех человек описал Удскую губу. Три матроса, одному
из которых были поручены метеорологические наблюдения, были оставлены на
зимовку в построенной избе. 11 октября Козьмин с двумя
матросами возвратился в острог, где и остался зимовать. Река стала 21 октября. В
конце ноября для отряда была доставлена провизия. Одновременно Российско-американская
компания направила в распоряжение Козьмина партию промышленников из 46
человек, включая женщин и детей. Их надо было устроить на Шантарских островах.
Эти промышленники доставили Козьмину немало хлопот. С первых чисел февраля 1830
г. начали заготовку леса для постройки дома и лодки. К концу марта вырубили
360 бревен, вытесали 40 досок и построили лодку длиной 21 фут. Все это
было сделано семью человеками команды Козьмина. 17 мая отправились на трех
лодках в устье Уды. Из заготовленных за зиму материалов к середине июня
построили дом и четвертую лодку длиной 31 фут. Из-за задержки с провизией,
посланной из Якутска, вышли в море только 2 июля. 4 июля увидели шхуну
“Акция” под командой морехода Андрея Климовского. Климовский, по происхождению
креол, вместе с двумя другими мальчиками был перевезен из Русской Америки
на корабле “Нева” в Кронштадт. Здесь он как воспитанник Российско-американской
компании учился в Балтийском штурманском училище, по окончании которого
поступил на службу в Компанию. “Акция” зиму провела в устье
реки (Климовской), впадающей в губу Лебяжью острова Феклистова. Провизии
у шхуны оставалось только на месяц, и она направилась за продуктами в Удскую
губу. Козьмин все же решил использовать “Акцию” для описи, и в дальнейшем
опись продолжалась как со шхуны, так и с лодок. Поручив Климовскому описать
губу Якшина и оставив семь человек для постройки избы, сам Козьмин с девятью
членами команды отправился на лодках описывать остров Большой Шантар. Южный
мыс острова пришлось огибать с течением, скорость которого доходила до
6 1/2 узлов. Лодки “бросило на каменный риф, где их вертело как в водовороте,
насилу выбились”. Большая волна от северо-востока заставила пристать к
берегу. 14 июля пытались выйти в
море, но из-за сильного волнения пришлось возвратиться к прежнему месту.
При подходе к берегу одну лодку залило бурунами и подмочило всю провизию.
Другая лодка была оставлена стоять на дреке, но ее выкинуло на берег, причем
были потеряны руль, парус и два весла. 15 июля, когда прояснило,
увидели небольшой остров, названный в честь одного из директоров Российско-американской
компании островом Кусова. 16 и 17 июля стоял “густой,
черный как дым” туман. За эти два дня прошли только восемь миль и остановились
у речки. 18, 19, 20 июля густой туман
и буря заставили оставаться на берегу. 19 числа Козьмин послал двух человек
сухим путем в губу Якшину с приказанием Климовскому итти навстречу лодкам,
огибая остров по солнцу. 21 июля снова пытались выйти
в море, но буруны опять заставили вернуться. 22 с утра дул крепкий северо-восточный
ветер и стоял густой черный туман. После полудня ветер стих, но едва вышли
в море, жестокие порывы северо-восточного ветра еще раз вынудили вернуться
к берегу. 23 июля продолжали опись
и увидели остров, названный по имени другого директора Российско-американской
компании островом Прокофьева. 24 июля вдали заметили идущую
под парусами шхуну - вскоре она скрылась
в тумане. В последующие дни видели шхуну еще два раза. 29 июля, после того
как была закончена опись соединяющегося протокой с морем озера Большого,
Козьмин попробовал выйти в море, но вынужден был из-за противного ветра
вернуться. 30 июля, огибая мыс Боковикова,
попали “в струю быстрого восточного течения, которым лодки стремило на
риф, едва выбились”. Это течение, встреченное здесь волнением от северо-запада,
“производило столь высокие всплески, что лодки ими заливало со всех сторон”.
Подобное же явление испытала и шхуна “Акция” у южного берега острова Большой
Шантар. Даже при тихой погоде приходилось закрывать люки, чтобы вода от
всплесков не попадала в трюмы. 31 июля в море нельзя было
выйти из-за бурунов. 1 августа из-за недостатка
провизии и не видя возможности вскоре вернуться в Якшину губу морем, Козьмин
пробовал выйти к ней напрямик - по суше.
Попытка эта тоже не удалась: путь был труден, взятых сухарей не хватило,
и 5 августа Козьмин вернулся к лодкам. 6 августа при спуске лодокна
воду одна из шлюпок была залита бурунами, и ее выкинуло на берег. Лодку
починили и отправились с описью вдоль берега. Вечером, для того чтобы переждать
противное приливное течение, стали на дреки за одним из мысов. Поднять
дреки не удалось и пришлось перерубить дректовы. В тот же день вечером поднялся
жестокий западный ветер. Еле-еле удалось высадиться на берег. “Дреков на
лодках не было; если бы не удалось пристать к берегу, то гибель была несомненна,
на будущее время смастерили якоря из каменьев”. 7 и 8 августа из-за непогоды
пришлось оставаться на берегу. 9 августа опись была продолжена
всего на расстоянии пяти миль, потом опять пришлось пристать к берегу. Наконец, 10 августа вечером
удалось войти в губу Якшину. Здесь уже стояла шхуна “Акция”. Так, в течение
29 дней Козьмин на двух лодках обошел с описью весь остров Большой Шантар.
Непрерывные туманы, буруны у берегов и штормы крайне затрудняли опись.
Лодки не раз были на краю гибели. В довершение всего не хватило провизии
и последние дни пришлось питаться одной морошкой, в изобилии росшей в лесах,
которыми был покрыт остров. Климовский на “Акции” в поисках
Козьмина также обошел весь остров, но лодок в тумане не заметил. За время отсутствия Козьмина
в губе Якшиной были построены для промышленников дом и амбар, в которые
с “Акции” были свезены припасы. Из губы Якшиной Козьмин на
шхуне отправился в Лебяжью гавань (остров Феклистов) и описал южную часть
острова. Оттуда он вернулся в губу Якшину за оставленными там лодками и
пошел в устье реки Уды запровизией. 23 августа попробовали стать
на якорь у устья реки Уды, но якорь не .держал. Пришлось перейти в устье
реки Тором, а затем и в устье реки Ал. Шхуна за время плавания пришла в
очень плохое состояние. “Течь в шхуне увеличилась. По осмотре подводной
части оказалось, что конопать во многих местах выбилась и киль у ахтерштевня
несколько сбит. На шхуне не было в запасе ни одного гвоздя, ни пеньки,
ни смолы, паруса ветхи, канаты подбиты”. Пришлось зимовать в устье реки
Ал, где все поселение состояло из двух ветхих юрт. Сам Козьмин перезимовал
в Удском остроге. Весной шхуна была подправлена,
но из-за льдов выйти в море удалось только 14 июля. “Акция” пошла к мысу
Барынджен, где взяла на борт вещи с разбившегося у этого мыса судна капитана
1-го ранга Бухарина. С 19 по 26 июля простояли в Лебяжьей гавани, укрываясь
от пловучих льдов, и лишь 27 июля добрались до губы Якшина. Здесь выгрузили
провизию для промышленников, взяли их добычу, забрали пятерых промышленников,
возвращавшихся в Охотск, и 6 августа вышли в море. Вернулись в Охотск 15
августа. За время работы Козьмина
были положены на карту Шантарские острова, сделано много промеров между
этими островами и материком, изучены сложные приливо-отливные колебания
уровня моря и приливо-отливные течения. Метеорологические наблюдения велись
непрерывно. |