(1838 - 1839)
В 1838-1839
гг. состоялась еще одна экспедиция на Новую Землю. В Архангельске были
построены две однотипные шхуны длиной 39 футов, шириной 11 футов и глубиной
трюма 4 фута. Начальником экспедиции, и командиром шхуны “Новая Земля”
был назначен прапорщик корпуса флотских штурманов Август Карлович Циволька,
а командиром шхуны “Шпицберген” - прапорщик
Степан Андреевич Моисеев. Циволька до этого, участвовал в 1834-1835
гг. в экспедиции Пахтусова на Новую Землю, а в 1837 г. командовал шхуной
“Кротов” экспедиции на Новую Землю. К. М. Бэра. Для участия в экспедиции
было нанято несколько промышленников. Кроме того, поскольку шхуны были
малы, для перевозки на Новую Землю разборного дома и других запасов была
нанята промысловая. лодья помора Ивана Яковлевича Гвоздарева, грузоподъемностью
7 000 пудов. Всего на “Новой Земле” шло в плавание 15 человек, на “Шпицбергене”
- 14.
человек. Провизии было взято на 16 месяцев. Экспедиция была хорошо снабжена
инструментами. У нее было четыре хронометра, три секстана, два искусственных
горизонта, теодолит, компасы, лаги, шагомеры, приборы для магнитных и метеорологических
наблюдений. Суда вышли в море 27 июня:
“Шпицберген” и лодья вместе, а “Новая-Земля” - на
несколько часов позже. Следует отметить, что во
время плавания Горлом Белого моря Циволька использовал древний прием наших
поморов, а именно становился на якорь при противном ветре или при маловетрии,
а также при приливном-течении и, наоборот, снимался с якоря при попутном
ветре и отливном, течении. Во время пути Циволька претерпел
несколько штормов и 4 августа вошел в губу Мелкую (Новая Земля),
где, как было условленно, шхуна встретила “Шпицберген” и лодью, выгружавшие
лесные материалы и провизию. на берег. Дальнейшие сведения о ходе
экспедиции заимствованы из документа. “Дневные записки, веденные прапорщиком
Моисеевым при описи Новой, Земли в 1838 и 1839 годах”. Эти записки характеризуют
не только ход экспедиции, но и дают представление об условиях промыслов
на Ново” Земле. Сразу после выхода в море
выяснилось, что лодья Гвоздарева гораздо быстроходнее “Шпицбергена”, и
потому Моисеев отпустил Гвоздарева вперед к Трем Островам. На расстоянии
от Северной Двины до Трех Островов, несколько превышающем 100 морских миль,
Гвоздарев обогнал Моисеева на, целые сутки. На пути от Трех Островов Моисеев
зашел в губу Городецкую. В устье открытой с севера и северо-востока губы
поднявшийся крепкий северо-восточный ветер развел большую волну. Тогда
Моисеев воспользовался, еще одним поморским приемом: он ввел “Шпицберген”
в кут - высыхающую при отливе часть губы - и
здесь ошвартовался. При отливе шхуна поддерживалась на осушке поставленными
с обоих бортов подпорами, а при, приливе - всплывала. 27 июля Моисеев пришел в
Мелкую губу и застал здесь Гвоздарева, пришедшего на 10 дней раньше. За
это время Гвоздарев успел промыслить,. 20 моржей и одного белого медведя. На правом берегу реки Мелкой
нашли три ветхие, построенные не из. плавника, а из привезенного леса,
избы с кирпичными печами. Вблизи стояли два креста, поставленные один в
1718 и другой в 1800 году. Вскоре построили две новые избы и баню. Шхуну
“Новая Земля” вытащили на берег и разоружили. С самого начала устройства
на зимовку начали производить ежечасные метеорологические наблюдения. 20 августа Циволька направился
на карбасе для описи Крестовой губы, но уже 24 августа заболел и вернулся
обратно. 27 августа Моисеев вышел
на шхуне “Шпицберген” для описи западного берега Новой Земли, дошел до
губы Северной Сульменевой, потеряв на пути якорь и шлюпку-двойку. После
описи Сульменевой губы он спустился с описью до Крестовой губы и дальше
к зимовью. В середине ноября, чтобы избавиться от ежедневной околки льда,
шхуну “Шпицберген” тоже вытащили на лед и поставили на подпоры. В январе 1839 г. закончили
постройку из соснового бревна, найденного еще осенью прошлого года в губе
Гусиной, лодки длиной 13 футов. 28 февраля умер один из промышленников,
16 марта от простуды и цынги умер и Циволька. В конце марта умерло еще
два человека, многие были больны. Моисеев, после смерти Цивольки
ставший начальником экспедиции, начал готовиться к описи по сухому пути
на собачьих упряжках. Для этой цели в экспедицию было взято 15 собак. Сани
были изготовлены своими силами, по образцу поморских промышленников, из
лыж, подбитых тюленьей кожей. Санные поездки начались 3 апреля. В апреле, мае и июне Моисеев
измерял толщину оттаивающей почвы. К началу июня глинистая почва оттаяла
на 7 дюймов. Толщина льда в спокойном месте, равнявшаяся 12 апреля 53 1/2
дюймам, к 16 июня уменьшилась до 25 дюймов. 22-23 июня спустили на воду
обе шхуны. Командиром шхуны “Новая Земля” Моисеев назначил кондуктора Рогачева.
Всего к этому времени умерло 9 человек. 4 июля Моисеев на карбасе
с четырьмя матросами вышел к северу для описи берегов. Вскоре у берега
севернее мыса Литке карбас перевернуло волной. Всю провизию подмочило,
и Моисеев вынужден был вернуться к зимовью, где еще застал Рогачева. 13 июля Рогачев вышел на
юг для попутной описи берегов, а Моисеев на карбасе снова отправился на
север. 17 июля он подошел к южному плечу губы Машигиной и назвал его мысом
Шанца по имени командира корабля, на котором Моисеев в 1834-1836
гг. совершил кругосветное плавание. 22 июля вся взятая с собой
на баркасе провизия была съедена. Стали питаться пойманными гусями и застреленными
чайками. 25 июля у северного плеча губы Машигиной увидели за небольшим
островом стоявшие на якорях во льду четыре промысловых судна - две
лодьи и две шняки. Промышленники жаловались на плохую добычу. Все время
стояла пасмурная погода, а морж выходит на лед или на берег только в ясные
дни. Описав остров, названный
островом Борисова, Моисеев погрузил карбас на лодью промышленника Тихонова,
согласившегося доставить Моисеева в губу Мелкую. 1 августа Моисеев вернулся
в свое зимовье. 4 августа, оставив в избе “по общему обычаю поморцев, образ,
несколько сухарей, муки, бульону, соленой трески, огниво, серы и на две
топки дров, на случай пристанища здесь какого-либо бедствующего странника”,
он на шхуне “Шпицберген” повернул к югу. 7 августа подошли к какому-то
острову и по надписи на кресте узнали, что это становище Малые Кармакулы.
Моисеев за три дня описал и становище и весь остров. 11-13 августа он занялся
описью берегов к югу от Малых Кармакул, но, отойдя всего на двадцать верст,
из-за непогоды вернулся на шхуну. 14 августа Моисеев произвел
опись расположенного к северу становища Большие Кармакулы. В Больших Кармакулах Моисеев
нашел избу, в которой в 1836/37 г. зимовали одиннадцать промышленников
с лодьи купца Карнеева. Девять из них умерло. Весной 1837 г. все уцелевших
отправились с Невой Земли на карбасе. В пути один из них тоже умер, другой
добрался до Архангельска. В том же 1836 г. в Грибовой губе зимовала другая
лодья. Все двенадцать промышленников умерли. 17-18 августа Моисеев закончил
опись Больших Кармакул и на карбасе продолжил опись берега до губы Пуховой.
25 августа он вышел в обратный путь и 10 сентября вернулся в Архангельск,
через 450 дней после выхода в море. Рогачев на шхуне “Новая Земля”
вышел 13 июля из губы Мелкой. 7 августа он занялся описью реки Нехватовой
и лежащих перед нею островов, а своего помощника кондуктора Корнера отправил
на карбасе для описи берега к северу от этой реки. 19 августа шхуна перешла
к островам Белым. Отсюда на шлюпках был описан берег до мыса Черного (юго-восточный
мыс Костина Шара). 25 августа Рогачев, по распоряжению
Моисеева, покинул Новую Землю и 31 августа стал на якорь в губе Старцевой
в Горле Белого моря. Здесь во время прилива шхуну перебросило через коргу
в спокойнее озерко или в “закорожье”. 3 сентября ветер стих, и Рсгачев,
подняв якорь, вышел в море. Засвежевшим ветром и волной от северо-запада
шхуну опять перебросило через риф. Дно шхуны оказалось проломленным и спасти
судно было невозможно. Рогачев с командой на попутных судах 19 октября
вернулся в Архангельск. Экспедиция Цивольки-Моисеева
сделала меньше, чем от нее ожидали. Главной причиной являлось плохое качество
судов, вследствие чего в первое лето подошли к Новой Земле слишком поздно.
Во второе лето малые результаты гидрографических работ объясняются болезненным
состоянием команды. Снабжена экспедиция была хорошо, и цынга возникла не
от недостатка снабжения, а потому что в экспедицию были приняты люди слабого
здоровья. Все-таки работы экспедиции
существенно дополнили карты Новой Земли. Были определены широты четырех
губ: Мелкой, Машигиной, Моллера и Нехватовой. В тех же местах определены
склонение и наклонение магнитной стрелки, величины приливов, прикладные
часы и скорости приливо-отливных течений. Все время велись ежечасные метеорологические
наблюдения. |