(1807 - 1809)
Корабли экспедиции Крузенштерна-Лисянского, хотя и плавали
под военным флагом и были укомплектованы военной командой, все же были
частными кораблями - они принадлежали Российско-американской компании. Первым
русским военным кораблем, построенным на русской верфи и совершившим плавание
из Балтийского моря в Тихий океан, была
“Диана” - шестнадцатипушечный шлюп водоизмещением 300 т
и длиной 91 фут. Командиром ее был назначен лейтенант Василии Михайлович Головнин, уже знакомый с дальними плаваниями, так как до своего назначения
на “Диану” несколько лет пробыл волонтером в английском флоте.
Сначала предполагалось, что “Диана” выйдет на Дальний
Восток вместе с “Невой”, уходившей туда под командой лейтенанта Гагемейстера
для конвоирования последней. Однако постройка и переоборудование “Дианы”
затянулись, и “Нева” вышла в плавание одна.
“Диана” вышла из Кронштадта 25 июля 1807 г. и, зайдя на
пути в Хельсингер, уже в сентябре была в Портсмуте. Здесь из-за всякого
рода задержек, чинимых английской таможней, “Диана” простояла до 1 ноября.
О нравах, господствовавших в то время в английской таможне,
Головнин записал:
“Все знают, что подлее, бесчестнее, наглее, корыстолюбивее
и бесчеловечнее английских таможенных служителей нет класса людей в целом
свете”
В это время из-за сближения России с Францией назревала
война между Англией и Россией, и возможно, что английские таможенники действовали
исключительно медленно по специальным указаниям своей правительства. Действительно,
вскоре после ухода “Дианы” из Порсмута Россия объявила войну Англии и находившиеся
одновременно с “Дианой” в Портсмуте фрегат “Спешный” и транспорт “Вильгельмина.
были задержаны. Имевшиеся на них грузы, в частности золото и серебро, на
сумму около двух миллионов рублей конфискованы.
На острове Св. Екатерины (Бразилия), куда Головнин пришел
с января 1808 г., переменили одну из треснувших стеньг “Дианы”.
У мыса Горн “Диану” встретили жестокие штормы. Среди команда
появились признаки цынги. 29 февраля Головнин,. всегда отличавшийся решительностью
в своих действиях, повернул на восток с целью обогнуть мыс Доброй Надежды.
21 апреля “Диана” стала на якорь в Саймонс-бей у мыса Доброй Надежды, вблизи
стоявшей здесь английской эскадры.
Несмотря на то что Головнин на случай войны России с Англиег
запасся специальным пропуском английского правительства, “Диана была задержана.
После тринадцатимесячного ожидания Головнин, которому
англичане чинили всякие препятствия даже в приобретении провизии, решил
уйти от англичан.
Это было трудным делом. “Диана” нарочито была поставлена
на двух якорях в самой глубине залива между английскими военными кораблями.
Паруса на ней были отвязаны. Поэтому Головнин начал готовиться к побегу
весьма тщательно.
Он пишет: “Я знал, что во всех гаванях и рейдах, лежащих
при высоких гористых берегах, ветры очень часто дуют не те, какие в то
же время бывают в открытом море, а потому я хотел точно узнать, какое здесь
имеют отношение прибрежные ветры к морским. На сей конец я часто на шлюпке
езжал в Фалс-Бай (Фолс-бей), брал с собой компас и замечал силу
и направление ветра; на шлюпе то же в те же часы делалось”.
В результате таких наблюдений Головнин выяснил, что когда
северо-западные ветры “начнут дуть крепкими шквалами, принесут облачную
мокрую погоду и дождливые тучи, быстро по воздуху несущиеся к SO, тогда
можно смело быть уверенным, что и в открытом море тот же ветер дует”
Такую погоду пришлось выжидать долго. Наконец, 19 мая
1809 г. задул крепкий северо-западный ветер со шквалами и дождем. В сумерках
Головнин приказал привязать штормовые стаксели, в половине седьмого вечера
обрубил якорные канаты и под штормовыми парусами вышел в море.
Это был исключительно смелый, искусный и хорошо рассчитанный
маневр. В девять часов вечера “Диана” неслась в океане под всеми парусами.
Опасаясь преследования, Головнин пошел сначала на юг до 40° ю. ш., а затем
повернул на восток - в обход с юга Австралии.
После стоянки у острова Танна (Новые Гебриды) “Диана”
25 сентября стала на якорь в Петропавловске. Плавание продолжалось 794
дня - из них под парусами 326 дней и на якоре 468 дней. Самый длительный
переход от острова Св. Екатерины до мыса Доброй Надежды продолжался 93
дня.
Описание плавания Головнина было напечатано в 1819г. в
двух томах под названием “Путешествие российского императорского шлюпа
“Диана” из Кронштадта в Камчатку, в 1807, 1808 и 1809 годах, под начальством
лейтенанта В. Головнина”
После прихода на Камчатку Головнин плавал на “Диане” в
водах Российско-американской компании, а затем в 1811 г. по приказу из
Петербурга занялся описью Курильских островов. Во время этой описи Головнин
был изменнически захвачен японцами на острове Кунашире
Из этого плена Головнин освободился лишь 7 октября 1813
г., т. е. через два года и три месяца. |