(1813-1816)
Кругосветные плавания русских военных моряков начались
в очень тревожное время наполеоновских войн и с 1808 по 1813 год ни один
корабль не выходил из Кронштадта в Русскую Америку.
9 октября 1813 г. из Кронштадта на Дальний Восток вышел
с грузами корабль Российско-американской компании “Суворов” (длиной 100
футов). Командовал им лейтенант Михаил Петрович Лазарев, до того уже совершавший
дальние плавания волонтером на судах английского флота.
19 октября “Суворов” пришел в Карлскруну (Швеция), откуда
вместе с другими коммерческими судами под охраной военных судов вышел 24
октября. Зайдя по пути в шведские порты Мальмё и Гётеборг, “Суворов” уже
в одиночестве 27 ноября пришел в Портсмут. Здесь “Суворов” принял дополнительные
грузы для Русской Америки и лишь 26 февраля 1814 г., вместе с другими торговыми
судами, направлявшимися под прикрытием трех военных кораблей и двух бригов
в Вест-Индию, покинул Портсмут. Дойдя с этими судами до острова Порто-Санто
(близ острова Мадейра), Лазарев направился в Рио-де-Жанейро, куда и прибыл
22 апреля.
Закончив здесь компанейские дела, Лазарев 25 мая вышел
в море, обогнул мыс Доброй Надежды и Южный мыс Тасмании, и 13 августа пришел
в Порт-Джексон (Сидней).
Отсюда Лазарев вышел 3 сентября. Интересно отметить, что
15 сентября, находясь на 30°12 ю. ш. и 177°7 з. д., на “Суворове” почувствовали
легкий толчок - как бы прикосновение к мели. Лазарев полагал, что судно набежало
на спящего кита, которых много плавало в виду судна. Вероятней, однако,
что этот толчок был создан одним из частых в этом районе моретрясении.
28 сентября на 13° ю. ш. и 163° з. д. была усмотрена,
посещена и положена на карту группа из пяти необитаемых коралловых островков,
соединенных друг с другом коралловыми банками. Эта группа в честь корабля
была названа островами Суворова.
Для исследования и сбора коллекций на острова отправились
две шлюпки. Одна из шлюпок при переходе “через коральную банку” оказалась
в большой опасности: “были они атакованы морскими прожорами (акулами), от которых едва могли отделаться, обороняясь своим оружием, но никто
не был ранен, кроме что у некоторых было искусано платье”
18 ноября 1814г. “Суворов” пришел в Ново-Архангельск.
В следующем, 1815 г. “Суворов” ходил за пушниной к островам Св. Павла и
Св. Георгия (группы Прибылова), в мае вернулся в Ново-Архангельск и 23
июля вышел оттуда с грузом пушнины и товаров, предназначенных для продажи
в Лиме (Перу). Во время стоянки в Сан-Франциско на “Суворов” была принята
вода и провизия, которой не смогли запастись в Ново-Архангельске.
На пути от Сан-Франциско в Кальяо (порт Лимы) Лазарев
останавливался у острова Сокорро (в архипелаге Ревилья - Хихедо) и, сойдя
на несколько часов на берег, определил по лунным расстояниям его координаты.
Следуя далее на юг, Лазарев у острова Кокос проверил хронометры,
затем зашел в селение Санта-Роса. 25 ноября “Суворов” пришел в Кальяо и
простоял здесь, производя разные торговые операции до 14 февраля
1816 года. Во время стоянки по многим лунным расстояниям
была определена долгота и этого порта. В Кальяо Лазарев взял с собой подаренное
русскому царю местными властями собрание перуанских древностей.
В дальнейшем Лазарев обогнул мыс Горн, зашел на остров
Фернандо-Норонья, Портсмут, в Хельсингёр и 15 июля 1816 г. вернулся в Кронштадт.
Все плавание “Суворова” из Кронштадта и обратно продолжалось
2 года 9 1/2 месяцев, а если исключить из этого времени плавания и стоянки
у берегов Русской Америки, то всего 772 дня, из них под парусами 484 дня,
на якоре - 289 дней. Самый длительный переход под парусами, от Рио-де-Жанейро
до Порта-Джексона продолжался 112 дней.
Под парусами на пути из Кронштадта вокруг мыса Доброй
Надежды и Южного мыса Тасмании в Ново-Архангельск “Суворов” находился 239
дней, а на обратном пути от Ново-Архангельска вокруг мыса Горн до Кронштадта-245
дней.
Лазарев привез из Кальяо в Россию много диковинных предметов,
а также еще невиданных тогда в Европе лам, альпаку и вигонь. Благодаря
заботливому уходу животные хорошо перенесли тяжелое путешествие. |