Основной целью экспедиции на шлюпах “Открытие” и “Благонамеренный”
было попытаться пройти из Тихого океана в Атлантический через Ледовитый
океан, безразлично в каком направлении - на восток или на запад.
Шлюпом “Открытие” командовал капитан-лейтенант Михаил
Николаевич Васильев, “Благонамеренным” командовал капитан-лейтенант Глеб
Семенович Шишмарев, принимавший до этого участие в кругосветном плавании
на “Рюрике” в 1815-1818 годах.
Шлюп “Открытие” был того же типа, что и “Восток”, а шлюп
“Благонамеренный” того же типа, что “Мирный”, со всеми достоинствами и
недостатками этих шлюпов.
Снабжены эти суда были одинаково с “Востоком” и “Мирным”
(вплоть до сигнального устройства Бутакова), с той лишь разницей, что все
запасы для экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева были рассчитаны на два года,
а для экспедиции Васильева-Шишмарева на три года. Кроме того, на “Благонамеренный”
был погружен в разобранном виде баркас, предназначенный для прибрежных
исследований.
На “Открытии” всего личного состава при отплытии было
74 человека, а на “Благонамеренном” 83 человека. Кроме того, на “Благонамеренном”
возвращались на родину два жителя острова Уналашка и три жителя Камчатки,
привезенные в Петербург “Рюриком”.
4 июля 1819 г. шлюпы вышли из Кронштадта и, зайдя в Копенгаген,
29 июля пришли в Портсмут.
После того как из Лондона привезли закупленные секстаны,
хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизию,
шлюпы 26 августа вышли в море. В Рио-де-Жанейро “Открытие” и “Благонамеренный”
прибыли 1 ноября.
22 ноября шлюпы взяли курс на мыс Доброй Надежды и далее
на восток вокруг Тасмании в Сидней.
Этот переход оказался очень тяжелым не только из-за очень
сильных штормов, которые им пришлось перенести, а главным образом вследствие
разницы в их скорости шлюпам было очень трудно держаться вместе.
10 февраля 1820 г. плававший на “Благонамеренном” лейтенант
Алексей Петрович Лазарев записал: “...шлюп “Открытие” под одним грот-марселем
уходил вперед. Между тем ветер крепчал, а мы к нашим парусам не могли ничего
прибавить, ибо и так уже несли их не по ветру. В 10 ч. утра “Открытие”
ушел вперед...” Шлюпы разлучились и встретились только у берегов Австралии.
16 февраля “Благонамеренный” стал на якорь в Сиднее. 18
февраля туда пришел и шлюп “Открытие”.
В Сиднее шлюпы простояли до 15 марта. За это время были произведены кое-какие исправления, запасена провизия,
проверены хронометры. Выйдя из Сиднея, 24 марта согласно предписанию суда расстались:
шлюп “Открытие” направился в Петропавловск, “Благонамеренный” - в Сан-Франциско.
Однако из-за ветров, мешавших следовать в желаемом направлении, уже 5 апреля
шлюпы снова соединились. 7 апреля “Благонамеренным” были усмотрены и положены
на карту одиннадцать низменных коралловых лесистых островов, названных
островами Благонамеренного. Хотя впоследствии выяснилось, что эту группу
островов уже видели другие мореплаватели, но все же первые точные определения
географических координат и описание жителей островов были сделаны русскими
моряками.
13 мая 1820 г. на 29° с. ш., согласно приказанию Васильева,
суда разделились. Шлюп “Открытие” отправился в Петропавловск, куда пришел
4 июня, “Благонамеренный” пришел на Уналашку 3 июня.
В Русской Америке шлюпы в течение лета 1820 г. занимались
гидрографическими работами в Беринговом и Чукотском морях. Зимой 1820/21
г. они ходили на отдых в Сан-Франциско и на Гавайские острова, а лето 1821
г. опять плавали в Беринговом и Чукотском морях
15 октября 1821 г. оба шлюпа вышли из Петропавловска на
Гавайские острова, куда “Благонамеренный” прошел 24 октября, а “Открытие” -
26 октября. Выйдя из Гонолулу 20 декабря, шлюпы, обогнув мыс Горн и зайдя
в Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 2 августа 1822 г. вернулись в Кронштадт.
Плавание продолжалось три года и четыре недели.
Самый длительный переход под парусами (от Рио-де-Жанейро
до Сиднея) продолжался 85 дней.
|