36-пушечный фрегат “Крейсер” под командой капитана 2-го
ранга Михаила Петровича Лазарева и 20-пушечный шлюп “Ладога”, которым командовал
капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев, посылались на Дальний Восток
для доставки грузов в Петропавловск и Ново-Архангельск, “Крейсер”, кроме
того, для охраны поселений и промыслов Российско-американской компании.
Суда вышли из Кронштадта 17 августа 1822 г. и, простояв для разных закупок в Копенгагене, в Скагерраке
разлучились. “Крейсер” пришел в Портсмут 4 октября, а “Ладога”, получившая во время шторма повреждение фок-мачты, только 6
октября. Закупки в Лондоне инструментов, исправление рангоута и противные ветры задержали суда в Портсмуте до 29 ноября. Зайдя на
пути на остров Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, корабли повернули на юго-восток. 6 марта во время плавания по Атлантическому океану
шлюп несколько раз отходил от фрегата миль на шесть перпендикулярно курсу для поисков острова, показанного на картах на 20°41 з. д., но безуспешно. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды
и Южный мыс Тасмании и 18 мая стали на якорь в порту Хобарт (Тасмания).
9 июня “Крейсер” и “Ладога” вышли из Хобарта. На следующий
день во время шторма, нанесшего “Ладоге” кое-какие повреждения, корабли
разлучились и пришли в бухту Матаваи (остров Таити) - “Крейсер” 8 июля, а
“Ладога” 15 июля. 20 июля суда вышли в море и 24 июля, достигнув 13°36' ю. ш. и 148°58' з. д., согласно инструкции, начали раздельное плавание.
“Крейсер” пошел прямо в Ново-Архангельск, куда прибыл
3 сентября. Зимой он ходил для пополнения запасов в Сан-Франциско, где
простоял с 1 декабря 1823 г. по 17 февраля 1824 года. Вернувшись в Ново-Архангельск,
“ Крейсер” оставался в распоряжении главного правителя Русской Америки
до половины октября, когда был сменен прибывшим из России шлюпом “Предприятие”
под командой капитан-лейтенанта Коцебу.
“Ладога” после отделения от “Крейсера” пошла в Петропавловск-Камчатский.
21 августа, находясь на 30° 26' с. ш. и 170° 41' в. д., “Ладога” проследовала
прямо через то место, где на картах значится остров Роко-де-Плата, но не
увидела никаких признаков земли. Однако на следующий день на 33° 12' с.
ш., 168° 52' в. д. около шлюпа летало несколько бабочек. Явление странное,
если принять во внимание, что ближайшая земля (Япония), откуда эти бабочки
могли быть занесены западными ветрами, находилась в это время в расстоянии
не менее 2 500 километров.
10 сентября “Ладога” пришла в Петропавловск, где, выгружая
грузы, привезенные для Петропавловска и Охотска, простояла до 15 октября.
На пути в Ново-Архангельск “Ладога” осмотрела район около 49° с. ш .между
170 и 174° в. д. в поисках предполагаемой здесь земли. Поиски оказались
безуспешными. 9 ноября “Ладога” пришла в Ново-Архангельск и здесь получила
распоряжение от командира фрегата “Крейсер” М. П. Лазарева идти в Сан-Франциско
на соединение со шлюпом “Аполлон”, пришедшим из Кронштадта в Петропавловск
еще в августе 1822 года. С ним вместе она должна была возвращаться обратно.
14 ноября “Ладога” покинула Ново-Архангельск и 1 декабря 1823 г. бросила
якорь в Сан-Франциско. Отсюда началось совместное со шлюпом “Аполлон” обратное
плавание в Балтийское море.
Фрегат “Крейсер”, сдав охрану Русской Америки шлюпу “Предприятие”,
16 октября 1824 г. отправился в Сан-Франциско, куда пришел 21 ноября. Здесь
в это время стоял шлюп “Предприятие”.
В Сан-Франциско, готовясь к плаванию вокруг мыса Горн,
М. П. Лазарев простоял до 21 декабря. 24 января 1825 г. “Крейсер” прошел
то самое место, на котором на испанских картах был означен остров (17°
05' ю. ш., 122° 01' з. д.). В дальнейшем, обогнув мыс Горн и зайдя по
пути в Рио-де-Жанейро, Портсмут и Копенгаген, “Крейсер” 5 августа 1825
г. вернулся в Кронштадт. Самый длительный переход под парусами (из Калифорнии
в Рио-де-Жанейро) продолжался 93 дня. По свидетельству современников, “Крейсер”
после трехлетнего плавания вернулся в Кронштадт в блестящем состоянии как
по сохранности корабля, так и по выучке команды. Так, начальник Морского
штаба адмирал А. В. Моллер после осмотра “Крейсера” доносил царю, что он
нашел фрегат “во всех отношениях не только в отличной, но даже необыкновенной
превосходной исправности”.
“На “Крейсере” с М. П. Лазаревым плавали: мичман Павел
Степанович Нахимов, ближайший ученик и последователь Лазарева, впоследствии
знаменитый флотоводец и герой обороны Севастополя; мичман Ефим Васильевич
Путятин, впоследствии известный мореплаватель и дипломат, и декабристы - лейтенант
Федор Гаврилович Вишневский и мичман Дмитрий Иринархович Завалишин (до
Русской Америки).
Заслуживает внимания, что “Метеорологические наблюдения,
производившиеся во время кругосветного плавания фрегата “Крейсер” под командой
капитана 2-го ранга Лазарева 1-го в 1822 -1823-1824 -1825 годах” были под
этим названием опубликованы Морским министерством в 1882 году, т. е. спустя
шестьдесят лет после их производства. Это доказывает ценность наблюдений
М. П. Лазарева.
В заключение надо напомнить, что Михаил Петрович Лазарев
был единственным из офицеров русского парусного флота, совершившим три
кругосветных плавания в качестве командира судна: в 1813-1816 гг. на “Суворове”,
в.1819-1821 гг. на “Мирном” и в 1822-1825 гг. на “Крейсере”.
|